Медиановости

10 ноября 2010 20:26

Университет без комментариев

Сотрудники СПбГУ вскоре, возможно, будут обращаться к ректору с просьбой прокомментировать СМИ тот или иной вопрос, касающийся Университета. Новый трудовой договор с административно-управленческим персоналом гласит: без предварительного разрешения руководства вуза интервью и публичные комментарии журналистам давать запрещено.

Новый трудовой договор. Новая свобода слова

В связи с реорганизацией в СПбГУ — изменениями в работе административного аппарата — с сотрудниками административно-управленческого персонала (АУП) заключаются новые трудовые договоры. Практически все остается по-прежнему, отмечается на сайте профсоюза преподавателей, сотрудников и аспирантов СПбГУ "Универсант". Смущает работников, в данном случае факультета журналистики, только один пункт договора — о правах и обязанностях.

"Работник обязан… не давать интервью или публичные комментарии, в том числе в средствах массовой информации, касающиеся деятельности Работодателя, без предварительного разрешения одного из указанных должностных лиц: Ректора СПбГУ, иного должностного лица, уполномоченного Ректором СПбГУ", — гласит пункт 6.1.8.

"Не слышал, чтобы подобный пункт был в трудовых договорах каких-то других вузов. Судя по всему, это наше ноу-хау. Выглядит очень странно, когда, например, сотрудники факультета журналистики лишены права давать интервью", — отмечает замдекана журфака по учебной работе председатель "Универсанта" Сергей Самолетов. По его мнению, пункт 6.1.8 направлен против критики руководства сотрудниками. Пока это коснулось административно-управленческого персонала, но Самолетов полагает, что в будущем это может относиться и к преподавателям.

Элемент цензуры или боязнь критики

У Сергея Самолетова возникают вопросы, как в данном случае толковать "публичность". "Если выступление на ученом совете считать публичным, то фактически мы приходим к тому, что любая критика администрации членами ученого совета будет запрещена", — отмечает замдекана по учебной работе. "Универсант" на своем сайте предлагает серию вопросов по этому поводу. Надо ли предварительно согласовывать тексты выступлений универсантов на заседаниях ученого совета у уполномоченного должностного лица? Будут ли считаться публичными критические комментарии сотрудников Университета, размещаемые на сайте нашего профсоюза? Будут ли считаться публичными комментарии сотрудников СПбГУ, размещаемые ими в личных блогах или в социальных сетях? Имеет ли право преподаватель делать рассылку электронных писем коллегам-преподавателям и студентам с выражением собственного мнения по тому или иному вопросу без согласования? Если председатель альтернативного профсоюза — сотрудник Университета решит еще раз обратиться с вопросами к президенту страны, будет ли считаться такое видеообращение публичным интервью?"

"Для меня очевидно, что каждый должен иметь возможность высказываться. Но, разумеется, каждая корпорация — а Университет — это тоже своеобразная корпорация — может устанавливать, конечно не ограничение этого права, но какой-то порядок его реализации. Но в таком контексте это выглядит как ограничение", — прокомментировал нововведение в трудовом договоре эксперт — председатель совета Института развития свободы информации (ИРСИ) Иван Павлов.

По его мнению, данный пункт можно было бы сформулировать следующим образом: при даче интервью или комментариев СМИ сотрудник должен руководствоваться кодексом профессиональной или корпоративной этики. "А здесь получается так: я начальник, и я решаю, что можно, а что нельзя. А это попахивает произволом", — заметил Павлов. Председатель совета ИРСИ добавляет, что сегодня в словосочетании "государственный университет" слово "государственный" все же является доминирующим. "Нет пока тенденции, чтобы свободных мыслей становилось больше", — считает Иван Павлов. Но читаем основной российский закон: в 29-й статье Конституции указано, что "каждому гарантируется свобода мысли и слова" и "каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом". Как заявил Иван Павлов, вышеупомянутый пункт трудового договора сотрудников АУП СПбГУ противоречит Конституции. "Есть здесь элемент цензуры", — считает эксперт.

"Такой подход может существовать в правоохранительных органах или структурах, связанных с охраной государственной тайны. Но Университет всегда был открытой структурой. Насколько мне известно, даже в Совете Федерации сотрудники не подписывают таких обязательств", — заявил, в свою очередь, Сергей Самолетов.

Он полагает, что появление нового пункта в трудовом договоре вызвано "паническим страхом администрации, что кто-нибудь из сотрудников будет высказывать критические замечания в ее адрес". "Попытка администрации Университета разобраться с критическими выступлениями, возбуждая уголовные дела и подавая иски в суд, не увенчалась успехом. Сейчас предпринята попытка лишить сотрудников права, предоставленного Конституцией и действующим уставом, свободно высказывать свои мысли", — заключил Самолетов.

"Я сочувствую людям, которым приходится подписывать такой договор"

За последний год упоминаемость СПбГУ в СМИ возросла. Во многом это вызвано судебными разбирательствами университета с экс-деканом медицинского факультета Сергеем Петровым и бывшим деканом журфака Мариной Шишкиной. Уволенные Петров и Шишкина связывают иски СПбГУ против себя как раз с тем, что на ученом совете они раскритиковали деятельность руководства вуза. "Мой пример — это история преследования за критику", — прокомментировала Шишкина свое увольнение с должности декана журфака. Сергей Петров отмечал: "В январе и марте 2009 года я выступал на ученом совете СПбГУ, где говорил о том, что многие решения в Университете принимаются не по уставу. За десять дней до увольнения в интервью, опубликованном на сайте профсоюза "Универсант", я заявил, что медцентр уничтожен. СПбГУ после этой публикации подал иск о защите чести и достоинства". Позднее, правда, СПбГУ отказался от исков о защите деловой репутации к бывшим деканам.

Сегодня Марина Шишкина не отрицает, что упомянутый пункт в новых трудовых договорах связан с данной историей. "Я сочувствую людям, которым приходится подписывать такой договор. Это просто чудовищный пункт, настоящая антиконституционная мера — приказать людям молчать в государственном университете, который существует на деньги налогоплательщиков и должен быть открытым. Такое условия для сотрудников бывает в частных корпорациях, но Николай Кропачев не частный собственник, а Университет не магазин и не военная база", — возмущается экс-декан журфака. Шишкина считает, что ректор боится честной, открытой информации и публичности, и ему, видимо, есть что скрывать. По мнению бывшего декана журфака, если существует какая-то проблема, ее необходимо публично обсуждать. Новый пункт договора, как отметила Марина Шишкина, это исключает. Она описала возможную ситуацию: "Работник СПбГУ даст интервью, покритикует руководство вуза, а потом будет уволен, так как нарушил трудовой договор".

Свобода слова в пределах компетенции

Первый проректор по учебной и научной работе декан биолого-почвенного факультета СПбГУ Игорь Горлинский заверил Лениздат.Ру, что данный пункт ни в коем случае не коснется преподавателей Университета. Как рассказал первый проректор, в пределах своей компетенции и в зоне своей ответственности управленец имеет право давать любые комментарии или оценки. А вот когда ему задают вопрос, не касающийся его деятельности, работник может сказать что-то, только сославшись на свое личное мнение — то есть как частное, а не официальное лицо, заявил Горлинский.

"Сотрудник административно-управленческого персонала не должен говорить о каких-то вещах вне его компетенции — это не его работа. В таком случае он должен перенаправить данный вопрос определенному должностному лицу", — пояснил первый проректор по учебной и научной работе. "В этом и есть смысл этого пункта трудового договора. А вовсе не в том, чтобы ограничить свободу слова", — заверил Горлинский.

Таким образом, в разговоре с журналистами сотрудники АУП Университета, отвечая на вопрос вне их зоны ответственности, теперь должны подчеркивать, что это их точка зрения, их собственное мнение, а совсем не позиция СПбГУ. "В ином случае возникает возможность по-разному интерпретировать высказывания в СМИ. Ведь не всегда понятно, от чьего лица говорит человек, и непонятно, выражает ли он мнение руководства", — пояснил Игорь Горлинский. Он уверен, что новый трудовой договор предполагает более честный подход к работе с информацией. "Формулировка пункта 6.1.8, с моей точки зрения, заставит человека, который занимает определенную должность, думать, от чьего имени он говорит", — добавил первый проректор.

Правда, в обсуждаемом пункте не сказано, что без разрешения нельзя комментировать чью-либо деятельность, помимо своей. Там конкретно говорится о "деятельности Работодателя". А если журналист забудет отметить, что это "личное мнение" или "собственная точка зрения" работника АУП Университета, работник, получается, нарушит трудовой договор и может быть уволен? "Не думаю, — ответил Игорь Горлинский. — Руководитель всегда спросит работника, как все было на самом деле — говорил ли он как официальный представитель СПбГУ или нет. И руководитель послушает своего сотрудника".

Лениздат.Ру направил запрос с просьбой прокомментировать обсуждаемый пункт нового трудового договора в Управление по связям с общественностью СПбГУ. Ответ будет опубликован.