Швеция выдала международный ордер на арест Джулиана Ассанжа. История основателя международного интернет-ресурса Wikileaks весьма поучительна, считает Юлия Латынина. Свое мнение журналистка высказала на страницах "Ежедневного журнала".
"Джулиан Ассанж хотел только добра. Австралийский компьютерный гений, "Робин Гуд хакеров", он основал Wikilieks с тем, чтобы разоблачать зло и несправедливость по всему миру. В мире действительно много зла и несправедливости, - рассказывает она. - В некоторых государствах, таких, как Северная Корея, можно за любое мыслепреступление угодить в концлагерь и быть расстрелянным. В Ираке и Афганистане исламские фундаменталисты убивают не сотни, а тысячи людей, посылая смертников на рынки и свадьбы".
Но как-то так получилось, что объектом разоблачений Джулиана Ассанжа стали не северокорейские концлагеря, не "Аль-Каида" и не связи какого-нибудь Уго Чавеса с наркомафией, а кровавая американская военщина, отмечает журналистка. "В июле 2010 года на Wikileaks было опубликовано более 76.900 документов о войне в Афганистане, а в октябре – около 400.000 документов о войне в Ираке, - пишет она. -Еще бы! Против кровавой американской военщины бороться гораздо безопасней, чем, к примеру, против путинской суверенной демократии". Едва Ассанж заявил, что у него что-то против России есть, так тут же рядовой мидовский чиновник обронил фразу насчет того, что у Кремля есть возможность "выключить Wikileaks навсегда", пишет она в "Ежедневном журнала".
"Афганские документы Ассанжа очень интересно читать, и в абсолютном большинстве из них нет ничего такого, что стоило бы засекречивать, - пишет она. - Это пример того, что любая бюрократия всегда засекретит все, что можно. Однако некоторая часть афганского досье легко дает талибам возможность вычислить американских информаторов в Афганистане. В этом смысле Ассанж оказал контрразведке "Аль-Каиды" услугу даже большую, чем Amnesty International, которая защищает члена "Аль-Каиды" Муаззама Бегга. Публикация афганских документов в Wikileaks – как Чернобыль. Мы не можем сказать, кто из белорусов или украинцев, умерших за последние двадцать лет от рака, умер из-за катастрофы в Чернобыле, но мы понимает, что часть из них была бы жива, если бы не эта трагедия".
Мы не сможем сказать, какая часть афганских крестьян и американских военных будет взорвана на рынках и блокпостах потому, что информатор, способный предотвратить взрыв, был убит или убежал, но какая-то часть этих трупов будет на совести Ассанжа, предполагает Юлия Латынина. "Внеся таким образом свой вклад в борьбу со злом и тиранией, Джулиан Ассанж принял решение надолго не задерживаться на одном месте и в сентябре полетел из Стокгольма в Берлин, сдав в багаж три ноутбука с зашифрованной информацией. Ноутбуки пропали, и компьютерное дитя мирного Запада было шокировано", - пишет она.
США атаковали нас, — пожаловался он корреспонденту "Нью-Йорк Таймс", — нас загнали в ситуацию, когда мы должны защищать себя". Да? То есть это США ему, а не он — США? Инфантильному гуманисту Ассанжу честно не пришло в голову, что человеку, выполняющему работу за контрразведку "Аль-Каиды", лучше не сдавать ноутбуки в багаж.
Причина того, что вместо настоящих тиранов и палачей главным объектом атаки Ассанжа оказались США, довольно проста: у тиранов и палачей довольно плохо с компьютерной грамотностью. Представим себе, что наш компьютерный гений взялся бы за разоблачение многолетнего взаимного людоедства в Конго. Увы, солдаты Жана-Пьера Бембе не отчитывались в интернете о количестве съеденных ими пигмеев. Я подозреваю, что они вообще не умели писать, а компьютер их не интересовал по причине его несъедобности.
Или представим себе, что Ассанж каким-то чудом нашел компьютерные отчеты российских войск об их операциях в Чечне. Проблема в том, что отчеты бы эти гроша ломаного не стоили. Или вы думаете, что в них была бы графа "Убито и изнасиловано столько-то"? Ага! В нем был бы рапорт капитана Ульмана о ликвидации шести чеченских боевиков и полковника Буданова о поимке чеченской снайперши. Для того чтобы компьютерные отчеты имели хоть какую-то ценность, их составители должны не врать.
В этом смысле внутренние документы армии США, опубликованные Ассанжем, действительно поразительны, ибо показывают нам армию, адекватно описывающую свои действия. Справедливости ради надо сказать, что Джулиан Ассанж разоблачал не только США – в 2009-ом он даже получил премию Amnesty International за свое участие в расследовании внесудебных расправ в Кении. Получая премию, Ассанж заявил: "То, что эти несправедливости так хорошо документированы, стало признаком силы и роста кенийского гражданского общества. Разоблачение этих убийств стало возможно благодаря грандиозной работе таких организаций, как Oscar Foundation, KNHCR (Kenya National Commission on Human Rights – Ю.Л.) и Mars Group Kenya".
К сожалению, г-н Ассанж забыл упомянуть об одной важной детали, связанной с внесудебными расправами в Кении в 2008-м году. Убитые были членами "Мунгики" — это такая жутковатая кенийская секта, помесь вуду с "Коза Нострой", занимающаяся рэкетом, ритуальными убийствами двухлетних детей и сплошным террором. Только в июне 2007-го "Мунгики" в ходе очередной кампании террора убили свыше 100 человек.
Власти Кении (страны, для Африки вполне приличной) прямо обвиняли похваленную Ассанжем Oscar Foundation в том, что она является ширмой для "Мунгики". К сожалению, это стало вполне обыденным. Террористы всего мира – будь то Sendero Luminoso, африканские людоеды или "Аль-Каеда", не испытывая никакого уважения к правам человека и, более того, строя всю свою идеологию на беспощадном терроре, охотно используют инфантильных правозащитников, когда речь заходит о карах в отношении самих террористов. Так защита прав человека превращается в защиту прав террориста и каннибала – что в Афганистане, что в Кении.
Проблема Джулиана Ассанжа – это обычная проблема инфантильных левых. Они честно начинают с того, что собираются Прославиться, Борясь Против Тирании и Зла, и хотят сделать это, не отлипая от экрана компьютера. Но тут оказывается, что, во-первых, со злом уже борются профессиональные агенты, состоящие в МОССАД, ЦРУ и – даже страшно сказать – в кенийских "эскадронах смерти", потому что, когда тушат пожар, не смотрят, чиста ли вода.
Во-вторых, прославиться на этом пути весьма трудно, а голову потерять весьма легко. Поэтому гораздо проще, как выясняется, бороться не против Тирании и Зла, а против тех, кто документирует свои действия в компьютере. Правда, при этом наш борец оказывается, в общем-то, на стороне Тирании и Зла. Но зато и смерть от кровавой американской военщины ему не грозит. Максимум, что ему светит – это пропавшие ноубуки да обвинение в изнасиловании.