Мнения
/ Интервью

1 декабря 2010 19:38

Владимир Шпак: "У Wikileaks еще есть заначки"

В России журнал "Русский репортер" стал основным партнером легендарного портала Wikileaks, специализирующегося на сливе секретных документов о деятельности мировых правительств. Последний массив информации - переписка американских дипломатов, дающая достаточно исчерпывающее представление о современной геополитической карте мира уже получила меткое прозвище "11 сентября мировой дипломатии". Впрочем, вновь появляющиеся документы вызывают не меньшее изумление.

В уже размещенных на сайте "Русского репортера" материалах речь идет о предстоящих в 2012 году выборах президента РФ, взаимодействии Кремля с Белоруссией и Казахстаном, интересе США к российско-итальянским отношениям. Лениздат.Ру поговорил с первым заместителем главного редактора журнала "Русский репортер" Владимиром Шпаком о том, что еще предстоит узнать россиянам из данных Wikileaks, вызовут ли материалы резонанс в нашем обществе и о возможных притеснениях со стороны власти.

Как "Русский репортер" стал партнером Wikileaks?

Дело в том, что мы опубликовали интервью с основателем Wikileaks Джулианом Эссенджем. Можно сказать, что оно и стало началом партнерских отношений. И, в общем-то, мы дружим с ним по-человечески. Проект Wikileaks сам выбирал СМИ для публикации своих материалов по двум критериям. Первый – это популярность и известность издания в стране, второй – уровень доверия. Они все-таки боялись, что какие-то вещи утекут.

Сейчас на сайте опубликовано около 10 материалов. Сколько у вас есть еще информации? О чем будут публикации?

Это очень большое количество материалов – несколько тысяч страниц на английском. Мы сейчас все это читаем, просматриваем уже в течение недели, выбираем интересное. Это достаточно сложная работа, потому что в этой переписке много дипломатического мусора, который совершенно неинтересен читателю.

В ближайшее время будет опубликован отчет посла о поездке по регионам, например в Киров. Там есть интересные разговоры с губернаторами, обсуждения политической системы. Сегодня также появится материал про Израиль. Будет текст и про Лужкова. Это апрельское письмо, в котором говорится, что Лужков будет снят этой осенью. Сейчас это не актуально, но интересно то, что об этом заранее говорили американские дипломаты. Точно еще будет одна сенсация, но какая я пока не скажу.

Я думаю, неделю мы еще будем размещать эти тексты. Но в какой-то момент  мы, видимо, будем вынуждены опубликовать весь пакет без перевода - когда интерес к каждой новой публикации начнет спадать. Но перед этим мы опубликуем эксклюзивный материал. Но у Wikileaks еще точно есть заначки.

Не опасаетесь ли вы хакерских атак на сайт "Русского репортера" или притеснений со стороны власти?

Сегодня в 4 утра меня разбудило смс: "Держитесь, ребята, мы с вами". Я вообще не понимал, о чем идет речь. Наш сайт не работал сегодня из-за того, что во всем районе не было электроэнергии, и серверы были отключены.

Я не представляю, в связи с чем могут последовать притеснения. Вся эта история носит мировой характер, и поезд уже не остановить. Даже если на минуточку предположить, что власти придет в голову, что мы совершаем что-то не то, и на нас нажмут, то информацию Wikileaks уже в любом случае не вернуть назад. Если мы перестанем публиковать тексты, то опубликует сам Wikileaks, а Google Translate доступен всем.

У Wikileaks много друзей в разных странах и много ходов для распространения информации. Заблокировать один ход, грубо говоря сайт Wikileaks, технически можно. Но физически невозможно остановить поток этой информации, она очень быстро расходится.

Как вы считаете, то, что уже выложено в интернете, и то, что еще готовится к публикации, вызовет ли сильный резонанс в России?

Это ситуация как с речью Парфенова. То, что он сказал, знают все. Но сочетание места, времени и того, что это сказал именно Парфенов, имеет большое значение. Так и здесь. Возможно, кроме пикантных подробностей, например, как то, что Саркози схватил Лаврова за пиджак, нет какой-то очень секретной информации. Но перевернут ситуацию не эти подробности, а сам факт того, что об этом говорят не в курилках и не на сайте Компромат.Ру, а говорят американские дипломаты. Именно поэтому это имеет такой большой политический резонанс, и он будет дальше расти. Я не думаю, что кто-то обидится из-за этой информации. Но я думаю, что в дипломатическом мире это многое изменит.