Мнения
/ Интервью

8 декабря 2010 14:07

Ростислав Кошелев: "Журналистика всегда живет в рамках"

Журналистика всегда живет в рамках. Цензура неистребима, но острые материалы, неожиданный взгляд на события, все же прорываются в информационное поле. Такое мнение Лениздат.Ру высказал петербургский фотожурналист Ростислав Кошелев. В интервью он рассказал о том, чем работа в фотоагентстве отличается от сотрудничества со СМИ, а также дал оценку задержаниям журналистов в ходе акций протеста.

Как вы оказались в журналистике?

У меня музыкальное образование, о том, что буду заниматься фотографией не думал.  Конечно, периодически ходил снимать ради собственного удовольствия. Первый раз взял в руки камеру лет шесть тому назад: пошел птичек пофотографировать. Второй раз это произошло уже более осознанно: в 2005 году меня занесло на 9 мая. После этого пришел в профессию. Начинал в газете "Вечернем времени", затем перешел на работу в "Интерпресс", сейчас работаю для БалтИнфо.Ру.

Есть ли принципиальное различие между работой фотокорреспондента в СМИ по сравнению с фотоагентством?

Конечно, различие есть, однако его нельзя назвать принципиальным. В агентстве фотокорреспондент снимает, ориентируясь на то, куда дальше пойдет снимок, кому он может быть продан. Иногда стоит задача сделать нейтральные снимки без привязки к конкретному событию. Для того, чтобы фотография могла, к примеру, служить иллюстрацией к теме, которая оказывается в центре внимания СМИ. К примеру, когда меня отправили снимать открытие пункта милиции в центре города, попросили не репортаж сделать о том, как это происходило, а поснимать самих стражей правопорядка.

А как это различие сказалось на вашей работе?

Для работы в агентстве определяющим является критерий оперативности. Снимая для печатного СМИ, фотокорреспондент должен приспосабливаться под ритм работы издания, в фотоагентстве – под сам информационный поток. Что касается настроения снимка, то фотоагентством востребованы яркие, но довольно нейтральные снимки, которые могли бы быть размещены в широком кругу изданий.

Часть информационных поводов повторяется год от года. Как избежать повторений, снимая подобные сюжеты?

Предпочитаю бороться с рутиной, находя новые сюжеты или объекты для съемки. Из последних любопытных съемок – поездка в колонию Форносово. Там была возможность достаточно свободно снимать происходящее. В любом случае, подобные сюжеты гораздо интереснее, чем съемка первых лиц. Сидишь, по часу ждешь, пока они прийдут Ограничения для съемки, служба безопасности, которая раздает указания: сюда не ходи, туда ходи. Большую часть времени занимает ожидание. Информационные поводы, действительно повторяются, но при этом неизменными остаются стандарты съемки, которые устанавливает само фотосообщество и СМИ. Стандарты очевидные: качество и оперативность.

Насколько авторские фотопроекты – фотоочерки, фотоистории востребованы агентствами и СМИ?

По большему счету, есть смысл снимать что-то интересное параллельно с основной работой. А что с этим делать, можно решить потом, по результатам. Ежедневная работа – это прийти поснимать на пресс-конференции, выставке.

Ростислав, вы были задержаны в ходе несанкционированной властями акции в защиту 31 статьи Конституции 31 июля. Как оцениваете эту историю – это штатная ситуация или исключение из правил?

Для меня это было досадно. Я потерял много времени.

После задержаний 31 июля бытовало мнение, что задерживая журналистов, стражи правопорядка стараются замести следы, хватая тех, кто фиксировал их нарушения? Вы считаете это цензурой?

Журналистика всегда живет в рамках. Формат определен. Есть вещи, которые снимать сложно или просто невозможно. Последний пример – разлив нефти в Мексиканском заливе. Освещать эту историю могли отнюдь не все журналисты. Цензура неистребима: и, несмотря на это, острые материалы, неожиданный взгляд на события, все же прорывается в информационное поле.

Однако в информационном поле фотокорреспондент также сталкивается и с непрофессионалами, блогерами. Вы считаете конкурентами гражданских журналистов?

Пока я приеду снимать событие, очевидец, оказавшийся на месте, уже успевает снять происходящее. Это очевидно. Технические средства сегодня позволяют сделать снимок и СМИ активно используют эти ресурсы. Кадры, сделанные непрофессионалами и выложенные как в YouTube, так и социальных сетях, показывают по телевидению. Конечно, появление фотолюбителей можно рассматривать как угрозу фотожурналистам, которые снимают профессионально. Однако вывод из этого достаточно прост – надо делать свою работу качественно. Разговор о том, умерла ли профессиональная фотожурналистика в эпоху бурного развития технологий, меня, признаться беспокоит не сильно. Тем более, что, по моему мнению, фотожурналисткого образования как такового не существует. Человек приходит работать в СМИ или же фотоагентство и там учиться профессионально снимать. Все конкретные навыки – съемка на пресс-конференциях, портретная съемка могут быть получены только в поле и никак иначе. К тебе предъявляют требования - ты учишься.