В положения конкурса "Золотое перо" внесли изменения. Поменялось число и названия номинаций, а также состав жюри. Однако один из самых дискуссионных вопросов - об исключении представителей власти из жюри конкурса – так и не нашел поддержки у секретариата Союза Журналистов.
Конкурс для журналистов "Золотое перо" в 2009 году вызвал немало споров и скандалов. Даниил Коцюбинский, находящийся в составе жюри, даже обратился к Союзу журналистов Петербурга и Ленобласти с просьбой приостановить участие в работе жюри конкурса журналистов, которые занимают должности в госорганах. После он заявил о выходе из Союза журналистов. Покинуть союз тогда же решила и гендиректор "Аргументов и фактов - Петербург" Светлана Малахова.
Журналисты ожидали, что в 2010 году в конкурсное положение будут внесены принципиальные изменения. Как сообщал Союз журналистов, на заседаниях секретариата основными вопросами по конкурсу были формулировка номинаций и состав жюри. Отмечалось, что в состав жюри "Золотого пера–2010", помимо лауреатов Гран-при конкурса прошлых лет, могут войти и победители в других номинациях.
Тем не менее, конкурс "Золотое перо-2010" стартовал без кардинальных изменений. Это признает и председатель Союза журналистов Петербурга и Ленобласти и Наблюдательного совета конкурса Андрей Константинов: "Внесенные изменения не принципиальны. Из названий номинаций убрали слово "лучший" - большая победа демократических сил! Было кардинальное предложение – убрать всех аффилированных с властью. Но это предложение одного из членов секретариата встретило категорическое непонимание всех остальных".
На последнем заседании секретариата говорилось о необходимости перейти к другой системе избрания непостоянных членов жюри. А именно к формированию – при непосредственном участии постоянных членов жюри – единого списка потенциальных кандидатов, из которого каждый год путем жеребьевки (по принципу избрания присяжных) будет избираться нужное число непостоянных членов. Член жюри "Золотого пера", член Академии российского телевидения в своем письме по изменению положения о конкурсе ссылается на прошлогоднее обращение Даниила Коцюбинского. Он в качестве аргумента приводит "Кодекс профессиональной этики российского журналиста". В 6-м пункте документа говорится: "Журналист полагает свой профессиональный статус несовместимым с занятием должностей в органах государственного управления, законодательной или судебной власти, а также в руководящих органах политических партий и других организаций политической направленности".
В составе жюри, однако, остались такие представителя власти, как руководитель пресс-службы губернатора Петербурга Андрей Кибитов, председатель комитета по печати Александр Коренников, председатель комитета по культуре Антон Губанков, заместитель председателя областного комитета Валентин Сидорин. Также членом жюри станет руководитель телеканала "Санкт-Петербург" Юрий Зинчук, до недавнего времени занимавший пост председателя городского комитета по печати. Комментируя данную ситуацию, председатель жюри конкурса Андрей Ершов подчеркнул, что решение включить представителей власти в состав жюри говорит о "внутрикорпоративном доверии" со стороны медиасообщества. Новыми членами жюри стали также Борис Деденев, Владимир Гречишкин, Максим Кузахметов, Андрей Шамрай и Сергей Ярошецкий.
"В жюри не должно быть представителей власти. Так как на "Золотое перо" номинируются материалы, в которых затрагиваются интересы всей властной корпорации, а также компаний, которые имеют с властью какие-то связи. Чиновник не может проголосовать за материал, в котором критикуется губернатор – его профессиональная принадлежность исключает такую возможность", - заявлял Лениздат.Ру бывший член СЖ Даниил Коцюбинский. До начала конкурса он также отмечал, что если по сравнению с прошлым годом в конкурсе ничего не изменится, "все недостатки, которые были актуальны в прошлом году, проявятся и в этом".
Андрей Константинов отметил, что тайное поименное голосование, которое предполагает конкурс, предполагает более ответственное отношение жюри к голосованию. По его словам, в прошлом году поименное голосование частично возымело действие. Однако он сообщил, что одно, по его мнению, не процессуальное, а этическое нарушение все же было. "Если у жюри возникнут вопросы – почему так получилось, что все хвалили Васю, а победила Маша, можно поднять бюллетени и посмотреть, кто же так проголосовал. А потом члены жюри могут собраться вместе, посмотреть друг другу в глаза", - пояснил Андрей Константинов суть тайного поименного голосования. Правда, эта мера не предполагает пересмотра результатов. Глава СЖ рассказал, что в 2009 году к тому же практически никто не воспользовался правом посмотреть бюллетени. "Только один человек за год пришел, просмотрел все, прошуршал бумажками. И все – больше это никого не интересовало. Самое интересное, что это человек, который меньше всех на эту тему выступал", - отметил он.
Комментируя измененное положения о конкурсе, вице-президент "Санкт-Петербургской Лиги журналистов" Виктор Машенджинов заметил, что изменения – это и есть традиция "Золотого пера". "Они не позволят конкурсу забронзоветь", - уверен он.