Мнения
/ Интервью

30 декабря 2010 16:46

Василий Гатов: Газета как массовый медиум может не пережить 2020 год

Всезнающая отечественная статистика пока что не смогла подсчитать, сколько информации в Рунете продуцируют российские журналисты. Американские ученые оказались удачливее: их Интернет-СМИ заполняют на 4%. Вице-президент Гильдии издателей периодической прессы и член правления IFRA Василий Гатов уверен, что "самая читающая нация" должна как минимум удвоить этот показатель. О настоящем и будущем российской интернет-журналистики медиаисследователь побеседовал с корреспондентом Lenizdat.

- Василий, существует ли сегодня точная статистика количества медийных сайтов в Рунете?

В российском  сегменте Интернета сегодня официально зарегистрировано около 4000 чисто электронных медиа, еще 3000 являются онлайн-версиями традиционных СМИ. При этом всего лицензий на осуществление редакторской деятельности в нашей стране выдано порядка 90000, регулярно выходит примерно треть зарегистрированных изданий. Как правило, крупные издательские дома имеют раздельные свидетельства на Интернет и на бумажную версию. Но так как закон не требует ото всех сайтов специальной регистрации, мелкие газеты или журналы ограничиваются одним документом, что, в общем-то, правильно. Но точной статистики не существует, думаю, даже у Министерства печати.

В каких отношениях находится бизнес и онлайн-журналистика?

- Мне жаль, что бизнес так рано вмешался в развитие моделей онлайн-информации. Без его влияния этот процесс шел бы более естественным путем. Сегодня из-за огромных капитализационных ожиданий бизнеса мы имеем картину нетворческого развития многих ресурсов. Большинство известных медиабизнесов давно достигли предельных характеристик по прибыли и темпам роста. Тогда как в онлайне уровень капитализации еще не устоялся, и у разных изданий он может отличаться в десятки раз. Ключевым здесь становится понятие конверсии ресурса, то есть отношение числа его посетителей, выполнивших на нем какие-то целевые действия, к общему числу пользователей сайта. Если у печатных СМИ стоимость одного контакта примерно идентична, в Интернете у сравнимых по трафику ресурсов уровень конверсии может отличаться в 100 раз. Газета.ру зарабатывает на своих 8 млн посетителей примерно 10 млн $, а игровые сайты типа "Бойцовского клуба" зарабатывают на своих десятках миллионов пользователей только 4 млн $.

— Какова прибыль крупнейших интенет-ресурсов в Рунете?

Если ограничиться СМИ-сайтами, то мы можем скорее предполагать, оценивать порядок выручки – сегмент традиционно крайне непрозрачен в части достоверной финансовой информации. С экспертной точки зрения, лидерами рынка являются Lenta.ru с 20 млн $ в год, Газета.ру с более чем 10 млн $. Традиционные СМИ, выкладывая в Интернет по сути бесплатный для них контент, имеют меньшую прибыль, чем их исконные "онлайн-коллеги". Онлайн-версии ведущих печатных СМИ, "Коммерсант" и "Ведомости", а также "Комсомольская правда", в год зарабатывают примерно по 5-7 млн $. Чуть отстает от них АиФ с 4-5 млн $. Региональные онлайн-ресурсы газет «Деловой Петербург" и "Москвоский комсомолец" получают около миллиона $. Веб-порталы мелких, к примеру, городских газет зарабатывают копейки. Стремительное развитие бизнес-процессов и постоянные поиски новых моделей конверсии позволяют предположить, что в следующем году эти цифры увеличатся вдвое.

-Как поменялась аудитории онлайн-СМИ за последние несколько лет?

С 2005 по 2010 годы интернет-аудитория в нашей стране выросла в 7,2 раза. Причиной этого, помимо увеличения проникновения Интернета в регионы, стало вовлечение в онлайн-среду пользователей более старшего возраста, а также совсем молодой аудиторией от 16-17 лет. Средний возраст интернет-пользователя сегодня составляет 34,5 года. Кроме того, серьезно изменился и гендерный состав аудитории Интернета и онлайн-медиа: если раньше доля мужчин достигала 75%, то сейчас это соотношение находится на отметке 50%-50%.

- По приблизительным подсчетам, в Рунете создано около 5 млн блогов. Для сравнения – в Германии это число составляет 250000 блогов. Какие последствия принесет такое бурное развитие блогосферы?

- Совершенно очевидно, что именно в блогах будет жанрово развиваться журналистика. Сейчас творчество журналиста заключено в рамках 5-10 жанров. Новое время принесло несколько новых форматов. Человек, живущий в рамках своего собственного художественного пространства, может изобретать жанры, которые мы себе даже не можем представить. В качестве примера можно вспомнить ресурс Максима Кононенко "Владимир.владимирович.ру". Придуманный им жанр абсудрдистского политического анекдота еще несколько лет назад даже нельзя было себе представить. Конечно, поиски новых жанров идут и на базе онлайн-версий классических СМИ. Так, интерактивная среда создала совершенно новый формат виртуальных пресс-конференций, когда читатель получил возможность напрямую задавать любые вопросы гостям без какого-либо фильтра.

- Можно ли уже сейчас предсказать, как будет выглядеть медиа-ландшафт через 5-10 лет?

- Во-первых, через пять лет мы увидим очень серьезное снижение роли традиционных каналов. Большая часть видеоинформации переместится в Интернет, ведь кому-то придется заполнить создавшийся видеовакуум. Во-вторых, основная часть общественно-политической и новостной журналистики также перейдет в онлайн. Скорее всего, на их базе появятся особые гибридные кросс-платформы, когда часть контента будет распространяться на бумаге, часть - в Интернете, часть – через мобильный телефон. Развлекательные ресурсы в значительной степени сольются с соцсетями, изменив их природу. Проблемы ущемления авторских прав и дистрибуции контента будет решен за эти пять лет. И то, в чем мы сегодня обвиняем сеть "ВКонтакте", станет вполне легальной формой распространения продукта, приносящим неплохой доход. Через 10 лет, видимо, произойдет полный разрыв между устройством, на которое мы получаем контент, и местом его приема. Иными словами, нам не нужен будет наш ПК, чтобы получать ту информацию, к которой мы привыкли. Экспорт настроек будет происходить через мобильный телефон.

- И напоследок, Интернет все-таки убьет бумагу или нет?

- Я бы был осторожен в этом вопросе. Газета как массовый медиум скорее всего не переживет 2020 год. Она будет выглядеть очень странным атавизмом. Локальных и специализированных изданий это коснется в меньшой степени по причине консерватизма и дешевизны дистрибуции бумажной версии. Применительно к России киоски и вообще система распространения печатной продукции мне кажется самым слабым местом в развитии медиабизнеса сегодня. То, с насколько негативной динамикой будет развиваться этот бизнес, определит дальнейшее будущее печатных СМИ. А данные удручают уже сейчас: на данный момент в газетных ларьках больше 40% продаваемых товаров никак не относятся к СМИ. Когда их доля упадет ниже 40%, последствия будут очень плохими для печатных медиа.