Медиановости

8 февраля 2012 12:50

"Свободка" на ТВ закончится после президентских выборов

Прорвавшаяся на телеэкраны страны оппозиция празднует победу. Впервые за много лет Немцов и Ко могут говорить гадости про национального лидера во всеуслышание, а кремлевские сидельцы – пропагандировать свободу слова. Впрочем, телевизионное чудо скоро кончится, а появление записных оппозиционеров в кадре – просчитанный политтехнологический ход, уверены эксперты Лениздат.Ру.

Вряд ли кто-то назовет предвыборное телевидение свободным. Для явления, которое можно с 24 декабря наблюдать во всех голубых экранах страны, лучше подходит слово "свободка". Дискуссии покромсаны и сводятся к диспутам ни о чем, общественно-политические программы обрамлены в сетке рекламными роликами-"документалками" о деяниях Владимира Владимировича, который построил "Мост над бездной", а на каждого Немцова в эфире приходится по Кургиняну, Леонтьеву или Доренко. В общем, нежданная "свободка" имеет свои вполне определенные издержки.

Легитимизация оппозиции

Давний принцип "Не можешь одолеть врага – сделай его своим другом" кремлевскими ценителями Макиавелли не забыт и взят на вооружение – именно этим можно объяснить появление несистемных фигур в российском телеэфире, считает искусствовед Сергей Ильченко, завкафедрой телерадиожурналистики журфака СПбГУ.

– Люди, которые вышли на Болотную и на Сахарова, очень хотели попасть в телевизор, они хотели признания публичности и все для этого делали. Собственно, никто не стал против этого возражать и их показали. Таким образом, они стали просто частью общей предвыборной агитации, они уравнялись с официальными кандидатами, – считает искусствовед. По мнению Ильченко, участие в подобных общественно-политических концертах скорее навредит имиджу оппозиционных политиков, нежели принесет им реальную пользу и сделает их идеи популярными. – Если бы они действительно хотели достичь каких-то политических целей, то телевидение надо было использовать по-другому, другими приемами. Коль скоро они принимают предлагаемые правила игры, они становятся такими же медийными персонажами.

В пользу такого подхода говорят вполне четкие установленные барьеры. Так, оппозиционеры в эфире федерального ТВ не говорят на свою любимую тему о доходах Владимира Путина и деятельности членов дачного кооператива "Озеро", которые удивительным образом разбогатели за последнее десятилетие. Любые высказывания на эту тему нещадно вырезаются, о чем обиженные спикеры потом пишут в своих блогах. Пишут и снова идут на запись очередного ток-шоу.

Кроме того, в политических дискуссиях уже подзабытым персонажам ельцинской эпохи противостоят авторитетные в глазах массового зрителя Михаил Леонтьев, Максим Шевченко или же менее авторитетный, но чрезвычайно напористый, временами даже фонтанирующий Сергей Кургинян. Против него рафинированная Ирина Ясина не успевает сказать ничего. Если же и этого недостаточно, на помощь снова приходит монтаж.

Под одну гребенку

Еще один эффект возникшей "свободки" – пугающее многоголосье. Особенно заметно это в новой передаче Александра Гордона, где о судьбах родины одновременно дебатирует с десяток человек. С учетом хронометража передачи это может показаться смешным, в эфире же это производит довольно тяжелое впечатление: взрослые дяди, перекрикивая друг друга, спорят понятно о чем: ни о чем. Перебивается все это анонсом фильма "Крутые нулевые" – о спасении России Владимиром Путиным.

– Мне кажется, интеллигенция не должна вообще поддаваться на подобного рода приманку – "меня покажут по телевизору! я выскажу свою позицию!", – считает телекритик Михаил Золотоносов. – Чтобы вы на телевидении ни говорили, как бы вы там ни пытались что-то сказать, даже в прямом эфире, все равно рекламными паузами, тем, что на вас напустят в любой момент Нарочницкую, тем, что в студию пригласят целую ораву гостей, впечатление о вас изменят, – уверен обозреватель. – Получается базар, а четко артикулировать свою позицию невозможно. Тем более что и тем, кого мы условно называем оппозиционером, все телевизионные ведущие навязывают одну и ту же ложную диспозицию: митинги – это "оранжевая" революция. В итоге любая общественно-политическая дискуссия сводится к обсуждению "оранжевой чумы".

Кстати, другой популярной темой является пресловутый поход оппозиционных деятелей к новому американскому послу Майклу Макфолу, олигархические войны, выборы Ельцина в 1996-м и его клика олигархов. До олигархов нулевых дело не доходит.

Таким образом в эфире идет имитация псевдонезависимого телевидения. Власть якобы идет на уступки рассерженным россиянам, рассказывая о митингах и лидерах. Впрочем, о митингах она рассказывает по-своему…  

НТВ: Болотная голосует за лес

Телевизионные "чудеса" начались 10 декабря прошлого года, когда в Москве прошла самая массовая добровольная акция за постсоветскую историю России, а в эфире НТВ об этом показали объективный сюжет – впервые за посткиселевскую эпоху. При этом противопоставить властям в информационном поле было нечего, а проигнорировать столь значимое событие телевизионщики просто не могли.

Настоящий прорыв случился уже после митинга на проспекте Сахарова 24 декабря. Тогда лицо телекомпании НТВ Алексей Пивоваров якобы вообще отказался выходить в эфир, если в итоговой программе не будет сюжета о митинге оппозиции. Сюжет вышел, причем аналогичные материалы появились и на "Первом", и втором государственном каналах. На следующий день, правда, состоялась акция в поддержку Путина, на которую согнали гастарбайтеров, поэтому хоть какой-то противовес распоясавшейся оппозиции уже появился.

Переломился телевизионный тренд около недели назад, когда журналист ВГТРК Аркадий Мамонтов радовался за шпионский камень, существование которого косвенно подтвердили британские власти, а криминальная редакция НТВ сняла фильм о том, как оппозиция отметила каникулы. Одновременно самые проверенные документалисты стали готовить к эфиру фильмы о 12-летнем правлении Путина. Чтобы доказать незаменимость Владимира Владимировича, журналисты госТВ пошли на беспрецедентный шаг: пустили в эфир врага № 1 отечества – Бориса Березовского. В минувшие же выходные телевизионщики вновь взялись за ножницы, доказывая, что главное на телевидении – картинка.  

Итак, лозунги Болотной в этот раз (действительно!): "Не раскачивайте лодку, нашу крысу тошнит", "Долой президентское самодержавие", "Выметайтесь из Кремля", "Вова, тебя уже ждут Гусинский и Березовский", "Роскосмос, выручи страну, отправь человека на Луну", ну и, конечно же, "За Россию без Путина".

А вот лозунги Болотной по версии НТВ (внимание, фокус!): "Демократический выбор" и "Мы голосуем за лес". Тот же "лес" попал и в кадр телеканала "Россия", хотя здесь было больше вольности и глаз оператора выхватил еще и "Чурова на эпиляцию". При этом ни одного плаката на экранах против Владимира Путина.

В эфире "Первого" Сергей Удальцов сказал: "Говорят, что это революция норковых шуб. Что вы врете, гады?! Это у вас в Кремле, у ваших дружков, и шубы, и миллиарды, и виллы за границей". Это было в шестичасовых новостях. До программы время этот "синхрон" не дожил.

Володин переиграл Суркова

В целом же большинство телекритиков и пристрастных телезрителей убеждены: после 4 марта новый курс администрации внутренней политики Кремля сменится старым, а "свободке" на телевидении придет конец. Так, например, считает культуролог Даниил Дондурей. В то же время он отмечает, что новая команда администрации президента сработала необычайно эффективно.

– Современные пропагандистские технологии значительно более тонкие и более успешные, чем те, что были до Болотной площади и Сахарова. Большие телеканалы показывают настоящий креатив, как можно добиваться старых целей новыми способами, – отмечает Дондурей.  

Еще более явно эту мысль в своем блоге озвучил журналист Алексей Венедиктов. Он убежден, что новый руководитель внутренней политики Кремля Вячеслав Володин "сравнял счет с Сурковым". "Вы нам Акунина, а мы вам – Проханова, вы нам рафинированного Парфенова, а мы вам – отмороженного Кургиняна, на каждого вашего отморозка мы найдем еще более отмороженного", – иронизирует Венедиктов.

И действительно, запасы кремлевских пропагандистов при нынешней цене на нефть неиссякаемы. А потому Немцов, Рыжков и Касьянов в эфире гостелерадио – лишь маленькая проблема, решить которую можно, проявив немного креатива. Тем паче до 4 марта осталось совсем недолго.