Мнения /
Интервью

29 февраля 2012 19:51

Чернядьев: До Нового года "Петербургское телевидение" представляло собой достаточно странное зрелище

Чернядьев: До Нового года

Сергей Чернядьев стал ведущим программы на телеканале "Санкт-Петербург". В интервью он объяснил, почему до Нового года "Петербургское телевидение" представляло собой "достаточной странное зрелище". И рассказал, какие изменения ждут телеканал в будущем.

- Сергей Леонидович, как вы себя чувствуете в обновленном формате ток-шоу: три гостя, звонки в студию, вопросы с сайта…

- Давайте все по порядку. До Нового года программа "Петербургское телевидение" представляла собой достаточно странное зрелище. Это два блока новостей и ведущий, который вел диалог с гостем о погоде, о природе, и непонятно, о чем. Например, с Борисом Эйфманом  умудрились разговаривать о лампочках и энергосберегающих технологиях. И как вы понимаете, он не самый большой специалист в этом. Поэтому первая задача стояла - структуризировать эфир программы.

- Расскажите подробнее…

- Были реализованы две вещи. У программы появилась четкая позиция  - "Как нам обустроить Санкт-Петербург". Это то, что программа каждый день выясняет и делегирует власти, горожанам и всему городу. Вторая позиция – это форма программы. Из одиночного интервью "Петербургское телевидение" превратилось в дискуссию, где есть герои, антигерои, эксперты. Все остальное, о чем вы говорите: звонки в студию, вопросы на сайте и зрительский опрос на улицах и в эфире, –  не только самые главные, но и самые желанные компоненты. Позволю себе процитировать Пушкина: "Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов? Не войском, нет, не польскою помогой. А мнением, да! Мнением народным". Ведь можно дискутировать бесконечно долго в студии, но если зрители об этом ничего не знают, это теряется всякий смысл.

- Какова роль сюжетов обновленной программе?

- Говоря по-русски, чтобы скучно не было. Вот основная задача сюжета. Мы не голословно говорим, что "за углом" что-то произошло, а показываем это зрителю и после обсуждаем в студии. Поэтому, возвращаясь к вашему первому вопросу, как я себя чувствую в эфире среди такого количества компонентов, отвечу - как рыба в воде. Вот, если их не будет, я себя буду чувствовать плохо. Мне будет нечем заняться, и программа может "опуститься" до пустых разговоров. Я не люблю это кондовое выражение, но и я, и другие ведущие Ирина Степанова и Михаил Титов стараемся "держать руку на пульсе". И надо сказать, что они это делают гораздо профессиональней. Годы...

- Чтобы «рука оставалась на пульсе», что нужно?

- Опять прибегну к Пушкину: "Ленивы мы и не любопытны!" А таковыми быть нельзя. В годы моей молодости был тележурнал "Хочу все знать!" Так вот подобное желание и есть движущая сила, которая помогает в формировании темы программы. Если человек на экране любознателен, тогда он солидарен со зрителем. Как устроены ночлежки или большой бизнес? Как устроены собачьи бега и почему у нас нет тараканьих? Здесь можно бесконечно выдавать палитру общественных явлений, которые интересно изучать. Почему замерзло Колпино? Когда мы станем по-настоящему культурной столицей? Когда болельщики "Зенита" перестанут оплевывать Большой проспект Петроградской стороны после каждой игры команды? Одна из версий - когда мы построим стадион на Крестовском острове. Так и начинается диспут.

- А вы не боитесь, что горожане примут вас за "народного спасителя". В такой роли вы будете чувствовать себя комфортно?

- Мне 54 года. И в моей жизни было все. И роль "спасителя" я на себя в этой жизни уже примерял. И сейчас из ретранслятора проблем взять на себя функцию квазибога, было бы странно. Ведь это будет вранье. Я не решаю проблем, их решают другие люди. Поэтому худшего положения я ни себе, ни другим не пожелаю.

- Вернувшись в эфир, скажите, что изменилось в работе СМИ?

- С точки зрения посыла и подачи, изменения незначительные. А с технической точки зрения, я многому еще учусь. Вы же прекрасно понимаете, я вырос в эпоху, когда разговора по телефону нужно было ждать, стоя в очереди. А чтобы набрать номер, надо было крутить диск. А потом настали "крутые" времена, когда под каждый мобильный телефон нужно было отдельную сумку носить. И скорость развития технологий все возрастет. Не то, чтобы не поспеваешь. Но порой важность этого аспекта не всегда осознаешь. И на этом прокалываешься.

- А театральное образование помогло вам в дальнейшем в работе на телевидении?

- Есть определенная манера поведения. К примеру, выходит человек, ты делаешь из него своего "врага" или "друга". Выполняешь ролевую функцию. Что касается бесценного опыта, то я его получил в Ирландии. Мне повезло: в тот момент мы основали первое альтернативное телевидение "Русское видео", и я съездил в Ирландию, на курсы по основам работы журналиста на телевидении.

- Какая специализация?

- Давайте я объясню… Я в России снял кино про горячие точки: Карабах, Армению. Отвез в Ирландию, и мне сказали: "Все конечно здорово, но для того, чтобы мы это кино смогли продать, нужно все перемонтировать. Надо сделать так, чтобы ты нам рассказал про свою страну, как про республику Буркина-Фасо, где ты ничего не знаешь. Укажи, где находится Кавказ, где находится Нагорный Карабах, в чем проблема между армянами и азербайджанцами". И так на протяжении определенного времени шло обучение. Мне делегировали задачи - я по этим задачам "лепил" кино. Вы не поверите, потом материал продали в семнадцать стран. Но то, что я привез изначально, можно было бы просто выбрасывать на помойку. Хотя в России я ходил и очень собой гордился. Товарный продукт из фильмов сделали в Ирландии. И заодно привили мне необходимые знания.

- У вас огромный опыт работы в новостях. Как вы оцениваете то, что в профессиональном плане делают молодые корреспонденты?

- Многие выпускники нашего факультета журналистики могут отличить раннего Софокла от позднего Эсхила. Но не владеют самым главным – ремеслом. Хотя этому можно научиться и в ПТУ. Что такое завязка, развитие, кульминация, развязка - не знает никто. Каким образом происходит сквозное действие сюжета и сквозное контрдействие? Корреспонденты порой даже не знают, что новость это ответ на семь вопросов. Кто? Что? Когда? Где? Как? Почему? Помимо этого существует вопрос: "Как меня это касается?" Можно провести аналогию. Как говорил Освальд Шпенглер: "Лучшее познание действительности – это аналогия". Есть и другие подходы. Я сейчас не буду перечислять все возможные. А у нас как? Корреспондент едет в Законодательное собрание. Перед выездом я ему задаю вопрос: "А кто там два заместителя у председателя?"  Получаю удовлетворительный ответ, - знает.  "А кем они были раньше?" Тишина… Если ты не знаешь предысторию, если не интересуешься фактами, зачем ты вообще туда едешь? Бывает корреспондент и подкован, но совершенно не интересуется работой оператора. Я вот вам задаю вопрос, операторская панорама должна идти слева направо или наоборот?

- …

- Видите! Читаем мы слева направо, поэтому и картинку смотреть нам удобно в этом направлении. Эта панорама должна идти от малозначащего предмета на более значимый. А что лучше в телесюжете работает – отъезд или наезд?  

- Наезд – так можно детально рассмотреть объект.

- В 87% процентах на западных телеканалах в новостном сюжете работает отъезд. Стандарт - 4 секунды. Таким образом зритель получает полную картину происходящего. А самое главное - внутрикадровый монтаж: кто-то зажег спичку, прикурил сигарету и спичку бросил. Действие закончено. И вот смотрите, курс ПТУ на тему операторской работы мы с вами рассмотрели за несколько минут.

- К слову о ремесле, я знаю, что вы работали сталеваром. Расскажите подробнее, пожалуйста.

- Я родился в Нижнем Тагиле. Окончил Нижнетагильский горно-металлургический техникум.  Стал работать в кислородно-конвертерном цехе…

- Я с трудом представляю вас в таком месте…

- А что тут представлять? Бери больше - кидай дальше (смеется). Вот мартеновская печь, температура 1430 градусов. Поднимается заслонка, и вы туда кидаете марганец, магний – в зависимости от того, что варят: рельсы или колеса или еще что-то. Поскольку металлы все тяжелые, не самая полезная для здоровья работа. И романтики здесь нет.

- Сейчас вы любите физический труд?

- Скорее, нагрузки. Каждый день на беговой дорожке. В молодости стал "кандидатом в мастера спорта" по тяжелой атлетике.

- Для многих работа на загородном участке - настоящий релаксант. А для вас?

- У меня есть участок, дом строю. Долго, правда, все строю и строю…

- Дерево посадили?

- Да, штук сто двадцать.

- То есть у вас сад?

- Да какой сад на глине?! Так, елки да березы…

- Хорошо. Дом строите, деревья посадили 120 штук, а сын есть?

- Дочь. Она живет за границей.

- Вы не приверженец высказывания "заграница нам поможет"?

- Нет. У меня большой опыт работы в Горном институте в Петербурге. Если вы пройдете по его коридорам, своими глазами увидите выставку достижений народного хозяйства. Там такие установки стоят! Так вот, я много провел времени во Франции на нефтегазовом концерне Total - это четвертый в мире нефтегазовый гигант и колоссальные лаборатория. Во Фрейбурге, где, кстати, Ломоносов учился, ведутся исследования по заказу концерна БМВ, тоже бывал. И скажу вам, то, что здесь удалось создать силами Литвиненко Владимира Стефановича, это даже визуально выглядит  гораздо круче, чем, то, что я видел на Западе. Соответственно, не мы, а к нам в Россию приезжают ученые. Здесь идут разработки и прикладные и фундаментальные. И получается, с одной стороны здесь можно создать в рамках университета замечательное производство, замечательную жизнь. Но, с другой стороны, жить на том же уровне, если вспомнить теорию пассионарности Льва Гумилева, мы не сможем еще лет триста. Потому что нас слишком поздно "проняло".

Фотография Владимира Гречишкина

77 Последние комментарии / остальные комментарии

Мокров ... Мокрый ров... Типа канава... Т.е. мы угодили в канаву, что, как правило, не к добру и мало кому такое пожелают... Типа "сдохнешь в канаве"... А здесь, будьте нате, МОКРОВ!!!!

А кто этот старый пердун?

Чернядьев - Бог журналистики!!! А вы - козлы мелкие, которые в подмётки ему не годятся,