Медиановости

1 марта 2012 15:47

Эксперты: Деромантизация наркотиков - задача номер один для журналистов

Ежегодно в России от приема наркотиков умирают около 100 тысяч человек, причем год за годом потребители "зелья" молодеют. Насколько велика роль СМИ в распространении наркотиков и что может сделать пресса для профилактики наркомании? Эту тему накануне обсуждали в пресс-клубе "Зеленая лампа" эксперты: представители государственных органов, некоммерческого сектора и конечно сами журналисты.

По мнению начальника сектора по обеспечению деятельности антинаркотической комиссии аппарата губернатора Санкт-Петербурга Михаила Коржика, в последние годы СМИ стали больше уделять внимания проблеме наркомании. И если раньше многие антинаркотические мероприятия, проводимые городскими властями, оставались незамеченными, то сейчас они всегда сопровождаются информационными отголосками, заметками, пускай иногда и критическими.

"Но все же тон в публикациях в последнее время изменился. На первых порах мы соглашались с критикой, сейчас нет, потому что выводы сделаны, и мы внесли соответствующие коррективы в нашу деятельность", - сказал Михаил Коржик. Он призывал журналистов не забывать об этике и корректности в своих материалах. "Не стоит популяризировать запретный плод. И надо больше внимания уделять профилактике".

По мнению прокурора отдела по надзору за соблюдением законодательства в сфере оборота наркотических средств Константин Игнатенко, публикации в СМИ, которые формально рассказывают о борьбе с наркотиками, могут обернуться пропагандой против органов государственной власти. "Ряд журналистов подходят достаточно критично к освещению тех или иных проблем, иной раз однобоко. Да, несомненно, процент нелестных слов в адрес правоохранительных органов сейчас уменьшился по сравнению с прошлыми временами, но периодически проблема рассматривается в одном ключе. Со стороны того, что правоохранители бездействуют", - отметил Игнатенко. "Хотелось бы пожелать журналистам, чтобы они больше освещали профилактические мероприятия. Ведь наша задача не только пресекать, но не допускать наркопроявлений. Может быть, это не столь интересно, как захват наркосбытчика. Но можно делать интервью со знаменитыми людьми, спортсменами, которые ведут здоровый образ жизни и при этом занимают довольно высокое положение в обществе", - заметил Игнатенко.

И все же часто журналисты гоняются именно за сенсацией, за "жареными фактами", не рассказывая о ежедневной профилактике наркомании и акциях правительственных учреждений и НКО. Редакции мотивируют это тем, что материалы получаются скучными и неинтересными. Однако, по мнению заместителя руководителя Управления Роскомнадзора по Санкт-Петербургу и Ленобласти Германа Азерского, реальный эффект от публикации зависит лишь от таланта журналиста.

"У нас в Управлении было совещание на эту тему с редакторами СМИ. И там прозвучало совершенно откровенная, циничная и мне неприятная мысль: зачем писать о том, что неинтересно людям, о том, что не нужно принимать наркотики? Гораздо интереснее показать острый факт. Это звучало от тех людей, которые определяют ауру в обществе", - с сожалением отметил замначальника Управления. Более того, периодически Роскомнадзору приходится налагать на СМИ санкции за публикации, которые могут провоцировать наркоманию. Ежемесячно Управление мониторит 80 различных средств массовой информации. Но в городе и области зарегистрировано около 5 тысяч СМИ, реально из них работают около 3 тысяч, поэтому нагрузка на ведомство колоссальная. Впрочем, претензий к СМИ (официально зарегистрированным) практически нет. Другое дело - различные интернет-сайты, деятельность которых отслеживает прокуратура и соответствующие отделы полиции.

Так, в октябре различным провайдерам города было подано 8 исков о закрытии сайтов, пропагандирующих наркоманию, 7 из них было удовлетворено. По словам прокурора Константина Игнатенко, провайдеры, работающие в Петербурге, к судебным решениям относятся с пониманием.

Однако СМИ и журналисты могут не только освещать борьбу с наркоманией, но и сами противодействовать ее распространению, считает заместитель главного редактора журнала "Нева" писатель Александр Мелихов. "Человек может отказаться от удовольствия, но не от того, чтобы чувствовать себя красивым", - отметил писатель. На его взгляд в средствах массовой информации и поп-культуре формируется образ успешного человека, который вполне допускает потребление наркотиков.

"Происходит романтизация наркотиков. Деромантизация наркотиков - задача номер один. Но романтизация может быть только вытеснена другой романтизацией. Бороться рациональными методами, с помощью цифр умерших или описанием последствий - бесполезно. В своем романе "Чума" я попробовал деромантизировать наркотики - не просто страшными их изобразить, а сделать отвратительными", - рассказывает писатель. Герой "Чумы" из хорошей жизни падает на самое дно жизни - тем самым только можно убить "поэзию наркомании", - уверен Мелихов.

Впрочем, заметил директор РОО "Взгляд в будущее" Алексей Хмыров, сейчас любой школьник вполне осознает, что наркотики это плохо. Тем не менее, многих это не останавливает. Почему?

"Дело в том, что наркомания стала въедаться в жизнь. Наркоманов стали жалеть как алкоголиком, мол бедненькие, что же с ними стало! Почему? Когда мы стали делать профилактику, выяснилось, что есть противодействие. Классический момент – мероприятия под девизом «Спорт против наркотиков». Но к профилактике наркомании это не имеет никакого отношения!" - недоумевает эксперт. По мнению Хмырова, сейчас нужны другие, более действенные меры. Сейчас же под видом борьбы с наркоманией пытаются поднять спорт, а не наоборот.

Кроме того, эксперт полагает, что разговоры о важности духовно-нравственного воспитания тоже могут увести от реальной борьбы с наркоманией. С одной стороны, этим вроде бы занимается школа, "но не возможно духовно-нравственно воспитать за 40 часов". С другой стороны, после 14 лет и родители не оказывают столь сильного влияния на ребенка как прежде. "Ну кто спрашивал у родителей про первый секс… Или кто спрашивал маму, можно ли первый раз уколоться", - иронизирует Хмыров. Вывод, который делает эксперт, прост: необходимо работать со средой.

Тем не менее, среду формируют в том числе и СМИ. Часто они могут создать искаженные представления и о наркомании, и о наркоторговле. "Показывают в новостях задержание наркодиллера, и диктор говорит: изъято наркотиков на сумму 10 тысяч долларов. Первая мысль в голове подростка, которая возникает: можно здорово подзаработать", - привела пример координатор движения "Ровесник - ровеснику" РБО "Центр профилактики наркомании" Марина Орлова.

"Поверните информацию по другому: скажите, что этот пакет наркотиков может погубить определенное количество жизней. Зачастую та информация, что появляется в СМИ это скорее провокация", - отмечает эксперт. Даже информация о том, сколько людей употребляет наркотики может спровоцировать подростка ("Раз так много потребляет - значит в этом что-то есть"). Кроме того, надо четко понимать целевую аудиторию. Одно дело - писать для родителей, другое дело для подростков. В качестве примера Марина Орлова привела публикацию в СМИ, в которой рассказывалось о наркотических грибах Предполагалось, что статья предостережет читателей, на деле же получилось руководство к действию.

В то же время, определить правильное содержание, а главное - стилистику публикаций, крайне сложно, полагает научный сотрудник Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ Эльвира Ариф. "Сейчас трудно говорить о том, что действительно есть какая-то адекватная форма подачи этой информации. Кроме того, считается, что наркотики - проблема молодежи. Но это не так. Это проблема всего общества. В нее включены и другие факторы. Нельзя решить проблему, если не брать во внимание весь процесс. Ведь продажа наркотиков, например, это бизнес не подростков", - уверена эксперт.

В целом участники дискуссии сошлись на том, что средства массовой информации недостаточно вовлечены в борьбу с наркоманией. С одной стороны, это вызвано определенными редакционными установками, с другой - поверхностным подходом к освещению проблемы. Прессе следует проявлять больше внимания к точности фактов, форме подаче материала и целевой аудитории. Только тогда публикации будут действительно иметь позитивный эффект, а не просто занимать место на газетной полосе или в эфире.