Мнения
/ Интервью

1 марта 2012 18:19

Журналисты ждут штиля на выборах

Выборы 4 декабря запомнились массовыми DDOS-атаками на независимые СМИ и скандалом с медипартнерами ассоциации "Голос". К президентским выборам первыми тревожными "звоночками" стала блокировка счетов "Новой газеты" и смена совета директоров на "Эхо Москвы". Впереди - три дня. Ждут ли петербургские медийщики репрессий или на этот раз обойдется без давления на СМИ, узнавал Лениздат.ру.

Андрей Ершов, главный редактор "КоммерсантЪ СПб":

- Не исключаю, что ситуация с "Эхо" и "Новой газетой" связана с президентскими выборами. В нашей стране все может быть. Мне кажется, что сегодня давить напрямую на редакции власть не в силах. Единственный инструмент, которым она обладает – экономический фактор. Можно, например, направить в редакцию налоговую проверку или Санэпидемстанцию. Если подобные репрессии продолжатся, то они поставят власть в крайне неудобное положение, как мне кажется. Их целью могут стать газеты с независимой от Кремля позицией. И их не так много в нашей стране: это "КоммерсантЪ", "Ведомости" и "Деловой Петербург". А на региональном уровне - те, кто никоем образом не зависит от кремлевских денег. Это касается издателей, для которых выпуск газет является частным бизнесом. И подобные СМИ являются настоящим зеркалом, которое отражает события, происходящие в стране. Мы проходили DDOS-атаки на выборах 4 декабря. И я не исключаю, что ситуация повторится и в этот раз. Спрогнозировать наверняка невозможно, но я не исключаю, что могут быть заблокированы интернет-ресурсы каких-то серьезных изданий.

Что касается консолидации медиасообщества в преддверии 4 марта, то хорошим примером можно считать грядущий запуск горячей линии Союза Журналистов Петербурга по защите прав журналистов, освещающих выборы. Руководители петербургских СМИ будут дежурить в Союзе с 8 до 22 часов. Инициативная группа – те же главные редакторы, что работали на выборах 4 декабря: Ольга Гнездилова из "Моего района", Диана Качалова из "Новой газеты", Александр Горшков с "Фонтанки.ру", Максим Васюков из "Делового Петербурга", Андрей Радин с "Питер ТВ", ваш покорный слуга и Анна Щербакова из "Ведомостей". Скорее всего, мы будем принимать обращения не только от журналистов, но и от простых граждан, так как прошлые выборы показали, что многие простые избиратели не могли дозвониться на горячую линию Горизбиркома.

Нечай Валерий, продюсер "Эхо Петербурга":

- Эти события связаны не только с грядущими выборами, но и с тем, что будет после них. Вопроса в том, кто победит, нет. Все мы знаем, кто. Происходящие с "Эхо" и "Новой газетой" - попытка предостеречь другие СМИ от шагов, которые могут не понравиться одному из кандидатов. Я очень надеюсь, что это - не начало широкомасштабной борьбы, а отдельная инициатива людей из второго эшелона власти, исполнителей. У нас в редакции "Эхо" - две точки зрения на этот счет. Политолог Дмитрий Орешкин, например, уверен, что российские СМИ ждут репрессии. Другой лагерь говорит противоположное. Политическая активность, акции протеста в Петербурге и Москве показали, что Россия прошла точку "невозврата". Это означает, что отката назад уже не будет. А, будет, вероятно, своеобразный вариант "Путина 2.0". Мне сложно здесь судить однозначно, но, надеюсь, что у российской власти хватит ума не "топить" себя, и СМИ вместе с собой. А сейчас наезд на оппозиционные и независимые СМИ крайне не выгоден Путину. Мне вообще кажется, это ситуация с давлением - не путинская инициатива. Медиасообщество активно оказывает поддержку. Когда  пришла информация о ситуации вокруг "Эха", сразу стали звонить коллеги с вопросом "Как вам помочь?". Так же было и с "Новой газетой".

Дмитрий Шерих, шеф-редактор "Санкт-Петербургские ведомости":

- Я допускаю, что события вокруг "Новой газеты" и "Эхо" могут быть связаны с президентскими выборами. Но это – не что иное, как результат эксцессов со стороны исполнителей. Все эти скандалы никому, по большому счету не нужны. В том числе, и власти. Никакого смысла, чтобы создавать препоны СМИ, сегодня нет. По ряду причин. Во-первых, и так как влияние оппозиционных СМИ достаточно ограничено. Во-вторых, в силу того, что любая подобная история сразу интерпретируется как давление власти на СМИ. Но тем не менее, истории имею место быть. В случае с "Эхом Москвы" я допускаю, что это мог быть эксцесс с исполнителем. А, с другой стороны, я готов поверить и Алексею Венедиктову, который заявил, что это сугубо процедурный вопрос. Может быть, просто ума не хватило для того, чтобы отложить этот процедурный момент на поствыборный период. В случае с "Новой газетой" - и ситуация другая, и ажиотаж вокруг нее объективно побольше. Я допускаю, опять-таки, что это был эксцесс исполнителя. Но я, ни в коем случае не думаю, что была дана какая-то команда "не пущать". Это бессмысленно и глупо. Вопрос на этих выборах стоит только один: выиграет Путин в первом или во втором туре. И на 90% гарантия, что в первом. Поэтому у власти нет никакой необходимости кого-то "пригибать". Напротив, власть ведет себя в последнее время с давно непривычной нам открытостью. Она, как никогда, заинтересована в легитимности итогов выборов. В том, чтобы полномочия, полученные президентом, были бесспорными. У нас, безусловно, есть свобода слова. Есть и свобода прессы - но она дозирована. Если речь идет о национальных телеканалах, то там все жестко, а если мы говорим о печатных СМИ, то тут большое поле для свободы. И я не думаю, что такой расклад принципиально отличается от ситуации в европейской или американской прессе, например. Та конфигурация, которая сложилась, власть абсолютно устраивает: массовые СМИ с огромной аудиторией работают под жестким контролем, а малотиражные СМИ, заточенные на интеллигенцию, находятся в пространстве большей свободы. Думаю, до выборов никаких эксцессов не будет. Наверняка, тем, кто уже организовал нападки на СМИ, настучали по голове за то, что на ровном месте создали проблему для власти. Эти выборы уникальны тем, что задача сделать их максимально прозрачными и легитимными стоит и перед властью, и перед оппозицией

Владимир Угрюмов, генеральный директор "100ТВ":

- Я не заметил принципиальных изменений в информационной политике ни "Эха Москвы", ни "Новой газеты". Поэтому эти действия, мне кажется, напрямую с выборами не связаны. Они могли произойти в любое время. Сейчас время либерализации внутренней политики, определенного раскрепощения и общества, и СМИ. Ситуация на Эхо Москвы" и с "Новой газетой" едва ли продиктовано властью. Она ведет сейчас себя очень демократично по отношению к гражданскому обществу. С "Новой газетой" все несколько сложнее, так как блокирование счетов, - это все-таки мера давления. Но давайте будем серьезно оценивать влияние "Новой газеты". Оно не так велико, насколько может показаться, учитывая объективные показатели, например, тираж издания. И, в том числе, с учетом агрессивности содержания, которое отталкивает даже людей демократических по своему складу, но не столь экстремально настроенных. Поэтому, мне кажется, что сейчас оказывая давление на такого рода издания, власть может нанести себе гораздо больший вред, чем просто игнорируя СМИ. Если говорить о президентских выборах, то ттеоретически ожидать можно чего угодно. В штабах всех кандидатов есть люди со слабыми нервами, есть желающие выслужиться. И я допускаю любые акции по отношению ко СМИ. Практического же влияния на процесс и итог выборов эти действия не окажут. Так как сегодня, безусловно, бессмысленно закрывать один источник информации. Это то же самое, что заткнуть одно отверстие в сите.

Сергей Балуев, главный редактор журнала "Город 812":

- Эти события, пожалуй, связаны с нервной обстановкой в обществе в целом. Поэтому и владельцы СМИ, и другие органы на это как-то реагируют. Друг друга пугают в какой-то степени, но пока все живы. Репрессий ждать не стоит. Путин не заинтересован в подобных конфликтах. А действия на местах всегда отличаются от генеральной линии. Можно ожидать какую-то активизацию после 4 марта, когда будут митинги, когда не будут признавать легитимность выборов. А до самих выборов со СМИ ничего не будет.

Андрей Шамрай, генеральный директор журнала "Эксперт Северо-Запад":

- Думаю, что события с "Эхом" и "Новой" неслучайны. Это связано с там, что в стране резко возрос градус общественно-политической жизни. Не думаю, что это чья-то спланированная политика. Скорее всего, это та ситуация, когда ответственные политики находятся в состоянии некого возбуждения. Это, в какой-то степени, излишняя мера. Некая растерянность и нервозность людей, вовлеченных в политические процессы. Я не говорю о том, что это первые лица государства, - чаще всего у нас такие вещи происходят на среднем уровне управленческого аппарата. Тем более, что подобные явления также происходят и в регионах. В Петербурге ситуация более спокойная. Что касается федеральных СМИ, то у них, наверняка, что-то будет перед выборами. А если этого окажется недостаточно, то, наверняка, найдутся желающие создать вокруг себя такую вот ситуацию, для того, чтобы привлечь внимание к своим СМИ, к своей бурной деятельности.

Виктор Машенджинов, генеральный директор "Первой Медиа Компании", вице-президент Лиги журналистов Санкт-Петербурга, глава международного отдела Союза журналистов Санкт-Петербурга:

- Конечно, это все связано с выборами. Хотя, может быть и не напрямую. Это своеобразная демонстрация силы, чтобы показать СМИ их место. Я думаю, что никаких решительных действий до выборов не будет. Кроме, может быть, DDOS-атак. Поскольку никто не интересуется поиском их организаторов. Поэтому они возможны. Но ничего более серьезного я не ожидаю. А дальше посмотрим – разные есть сценарии. Я не думаю, что в Петербурге на СМИ будет оказано давление - я просто не вижу, кого атаковать. Да и мы это уже проходили. И "Фонтанку" кошмарили, и "Новую газету" в свое время. Но они же крепкие ребята.