Мнения
/ Интервью

10 апреля 2012 13:04

ТВ-ведущие: Собчак "потроллила" Хаматову не к месту

"Если бы вы не занимались благотворительностью, вы бы всё равно агитировали за Владимира Путина?" - вопрос Ксении Собчак, адресованный Чулпан Хаматовой во время вручения кинопремии "Ника", разделил медиасообщество на два лагеря. Насколько этичным и профессиональным был поступок ведущей? Если московские медиаперсоны крайне категоричны в оценке произошедшего, то опрошенные Лениздат.ру петербургские эксперты отнеслись к поступку Собчак достаточно  лояльно.

Вопрос, вызвавший целую волну негодования и позитивных откликов, был озвучен во время вручения кинопремии "Ника" в воскресенье, 8 апреля. В завершении церемонии автор премии Юлий Гусман объявил, что в этом году было решено отойти от регламента награды и вручить "Нику" не за творческие достижения, а за общественную деятельность. Награды удостоены руководители фонда "Подари жизнь", актрисы Чулпан Хаматова и Дина Корзун, сообщил он. Тут и разгорелся скандал.

Ведущая церемонии Ксения Собчак поинтересовалась у Хаматовой, стала бы актриса агитировать за Владимира Путина, если бы не занималась благотворительностью. При этом Собчак отметила, что безмерно уважает деятельность Хаматовой, считает ее талантливой актрисой и никому "не хотела испортить торжество". В итоге, скандала избежать все-таки не удалось. Зал освистал ведущую, а актер Евгений Миронов попытался "осадить" Собчак, заявив, что Хаматова "делает доброе дело не ради рекламы и не ради количества просмотров по YouTube" - в отличие от Собчак. Чулпан Хаматова на реплику Собчак отвечать не стала, коротко отметив: "Ксюш, давай не будем это обсуждать, это же праздник кино!". Отметим, что в ходе предвыборной кампании Евгений Миронов и Чулпан Хаматова записали ролики о том, что поддержат кандидата в президенты Владимира Путина. Их позиция вызвала неоднозначную реакцию общественности и споры о том, вынужденным или же искренним было их выступление.

По итогам происшествия, медиаперсоны подвергли Ксению Собчак критике. Так режиссер Юлий Гусман в интервью РИА Новости заявил: "Ксения Анатольевна Собчак может задавать самые острые и нелицеприятные вопросы в любое время дня и ночи любому человеку - от президента до дворника. Но, мне кажется, всегда есть правило удачно выбранного места. Какие бы чувства не двигали Ксенией, место для вопроса она выбрала совершенно неудачно. Церемония "Ники" задумывалась как аполитичная, профессиональная премия. Хаматова вместе с Корзун тратит свою жизнь, чтобы помогать детям бескорыстно и отчаянно, и впервые Академия решила отметить ее достижения не как талантливой актрисы, а в этом потрясающем и важном деле. И в этот момент задавать подобный вопрос неправильно. Я сказал Ксении, что место и время она выбрала неудачно. На свадьбах глупо говорить о несчастье, а на поминках глупо плясать", - добавил Гусман. Однако гораздо большие эмоции поступок  Ксении Собчак вызвал у помощника президента России Аркадия Дворковича и главного редактора портала LifeNews Ашота Габрелянова. Так, первый заявил в своем "Твиттере", что считает хулиганством выходку ведущей. Высказывание появилось в микроблоге в ответ на замечание одного из пользователей о том, что актер Миронов спровоцировал конфликт на "Нике", осудив критиков Чулпан Хаматовой.: "Ведущий на сцене - должен вести церемонию, не так ли? Или микрофон в руках дает право на хулиганство?" - написал Дворкович в своем микроблоге в "Tвиттере". "Твиттер" Габрелянова пестрит разнообразными колкостями в адрес Ксении Анатольевны: "Спасибо Собчак: сегодня мы получили прекрасный медиамогильный кейс"; "- Хеллоу, Монсон? - Йес, ай эм Монсон. - Монсон, зис из Ксения. Ай нид хелп"; "Капля НИКАтина убивает лошадь, а хомячков разрывает на комменты"; "Надо Собчак пригласить вручать Оскар. Пусть спросит про убийство Каддафи, войну в Ираке, про личный город Папы Римского. Жги, Ксюша, жги"; "Собчак с Никой - это Жириновский с Пугачевой". Ашот также поддерживает Аркадия Дворковича, заявляя о том, что вопрос в адрес Собчак Хаматовой – "Хамство по отношению к достойным людям".

Петербургские телеведущие, не столь категоричны в своих суждениях. Но часть экспертов все же считает поступок Ксении неуместным. "Мне показалось, что Ксения Собчак сознательно поставила Чулпан Хаматову в неловкое положение, -прокомментировала случившееся Лениздат.Ру телеведущая телеканала "100ТВ" Инна Карпушина. - В этом ли задача ведущего? Не уверена. Но обычно, в словесном споре сила на стороне того, кто первым не постесняется задать собеседнику вопрос "ниже пояса". Насколько это было уместно в рамках церемонии награждения? Считаю, что нет. Ксения на церемонии решила одну из своих имиджевых задач". "А мы, так активно обсуждая это, - помогли ей", - резюмировала она.

Тележурналист телеканала "ВОТ" Алексей Лушников также заявляет о том, что, задав вопрос Хаматовой, Собчак в очередной раз "пропиарилась". "Мы с вами прекрасно понимаем, что она в очередной раз провела прекраснейшую пиар-акцию, лишний раз подчеркнувшую ее ум, - отмечает Лушников. - И всю неделю все будут судорожно обсуждать, правильно или неправильно Ксения Собчак задала этот вопрос Чулпан Хаматовой".

Однако, в отличие от Инны Карпушиной, Лушников более лояльно относится к поступку Собчак. "Ничего страшного в этой ситуации я не вижу, - заявляет он. - Я считаю, что она человек и имеет право задавать вопросы. Если говорить абсолютно объективно, то, как ведущая, она имеет право интересоваться абсолютно всем. Этичный или неэтичный это поступок? Он пограничный. Но я бы не стал называть его неэтичным. Выпуск новостей,  где говорят откровенное вранье, на порядок неэтичнее и непрофессиональнее. А поступок Ксении вполне приемлем".

 "Ксения Анатольевна всегда себя ведет в некотором смысле провокационно, - отмечает ведущая телеканала "100ТВ" Надежда Мадзалевская. – И во многих ситуациях делает ей честь. Но здесь, наверное, можно было бы воздержаться от этого вопроса. Чисто по-человечески, она поставила другого человека в неловкое положение. На мой взгляд, это было не к месту и не ко времени. Его можно было бы задать в другой ситуации. Тем не менее, сами вопросы, которые она ставит, имеют место быть". Мадзалевская также предполагает, что подобная манера поведения была позаимствована Ксенией Собчак из Интернета. "В Сети же есть такое понятие, как "троллить", а Ксения активный блогер и интернет-пользователь, - отмечает Надежда. – Может и манера поведения позаимствована из сетей: поставить в неловкое положение, задав, по сути, верный вопрос".

Более категорично против поступка Собчак высказалась уполномоченная по правам ребенка в Петербурге,  тележурналистка Светлана Агапитова. По ее мнению, вне зависимости от личного отношения Собчак к Хаматовой, раз Ксения была назначена ведущей церемонии "Ники", то "ее действия не должны были носить какого-то политического подтекста".

 "Создается впечатление, что она, грубо говоря, хотела "выпендриться", - отмечает Агапитова. - У нас многие ведут себя таким образом. Чтобы эпатировать публику. И вспомнив обсуждаемую перед выборами тему, она, видимо, решила привлечь к себе внимание".

А тележурналистка Екатерина Додзина отмечает, что, в целом, вся ситуация с вручением "Ники" Хаматовой была неуместной. "Не только вопрос Собчак, но, например, и речь актера Евгения Миронова. – отмечает она. -  Сама Чулпан, мне кажется, была погружена в очень некомфортную для нее обстановку. Мне кажется, что это тот  человек, который не афиширует свою деятельность ради рекламы. А само вручение награды выходила за рамки, была по сути дела, продекларированным добром. Вся ситуация была неправильной".

Сама же Ксения Собчак, рассказывая о причинах своего поступка во время вручения премии "Ника" Чулпан Хаматовой, говорит не о профессионализме или этичности, а о праве на вопрос. Так, в своем Твиттере она пишет о том, что "после слов Евгения Миронова про "бездельников" и "ублюдков", критикующих на диванах в интернете я не могла промолчать. Простите". Более того, Собчак убеждена, что "каждый человек, независимо от социального статуса и заслуг, имеет право на свое мнение". "И эти блогеры, обсуждавшие, заставили или нет Чулпан сниматься в ролике, и должна ли она была это делать, имели право это обсуждать", - написала Собчак в своем блоге в ЖЖ.. - Ответа я, к сожалению, не получила, мне заткнули рот и еще в хамской форме отчитали за вопрос. Что же касается неуместности заданного ею вопроса, то в своем микроблоге Собчак говорит о том, что "пыталась задать этот вопрос, пригласив Чулпан, которую безмерно уважает", на "Госдеп 2", в "Сноб", но ответа от актрисы так и не получила. Это была единственная возможность спросить".

"Я не говорящая голова, читающая по бумажке, - пишет она а в своем ЖЖ. – Я, прежде всего,  человек с гражданской позицией. И если у меня нет возможности спросить то, что мне представляется важным прежде всего для доброго имени Чулпан, при других обстоятельствах, я буду спрашивать там, где будет такой шанс. Юра "Музыкант" тоже как бы не к месту вклинился в разговор между сцеживанием грудного молока и спасением тигров. Мы все, к сожалению, всегда оказываемся не к месту, не ко времени, не ко "двору". И если мы будем этого бояться и позволять затыкать нам рот, то таких мест, где это будет уместно, никогда не появится.

Ксения Собчак также отмечает, что во всей этой истории отдавала себе отчет, в том, что после случившегося ее "скорее всего, больше никогда не пригласят вести на федеральном ТВ не то что политические программы (об этом и речи быть не может), а даже развлекательные. Но я посчитала, что важнее дать Чулпан возможность ответить на этот непростой вопрос перед большой аудиторией", - уточнила она.