Мнения
/ Интервью

30 апреля 2012 11:54

Евгений Абузяров: Создание новостных интернет-телеканалов – "пенсионерская" история

Тележурналист, радиоведущий, общественный автозащитник, активный автолюбитель, ди-джей, ведущий клубных программ, участник "Дома2" – у Евгения Абузярова множество амплуа. О негативных последствиях участия в реалити-шоу, отсутствии профессиональной автомобильной журналистики на российском ТВ и обреченности интернет-телевидения Лениздату. Ру рассказал эпатажный журналист.

Кто же такой Евгений Абузяров: журналист, автолюбитель, а быть может и вовсе юрист?

- Ни в коем случае не юрист и, наверное, никогда им не стану. Наверное, я журналист, хотя...(задумывается), я не имею профессионального образования. Просто я хотел заниматься тем, что,  действительно приносило бы какой-то эффект маленькой или большой группе людей. А, так, я автомобильный обозреватель 100ТВ.

Как появилось желание заниматься именно автомобильной тематикой?

- Когда купил машину, понял, что автомобильная журналистика в России – это чистая профанация. И люди, которые что-то "несут" из "ящика", радио и прочего, которые называют себя автомобильными журналистами, они в большей степени разбираются в машинах, а не в автоправе. И я решил, что нужно "нести" из телевизора то, что будет интересно и полезно. Моя работа в том, чтобы предостерегать.

В своем блоге на "Эхо Москвы" вы написали, что параллельно со своей журналистской работой защищаете права водителей в суде на безвозмездной основе. Почему решили заняться юридической практикой?

- У меня нет юридической практики, скорее, это правозащитная практика. Я вел программу "Автоночь" на 100ТВ, к нам приходила замечательная судья Анна Никитина. И когда я начал всем этим интересоваться,  после года работы в этой передаче я уже мог отвечать на вопросы телезрителей вместо экспертов, фактически. Она мне сказала: вам бы в суд ходить и кого-нибудь защищать. Знаний у вас, в общем-то, достаточно.

И как?

- Я стал лучше различать людей, ведь на самом деле автовладельцы часто врут и на самом деле, в большинстве случаев "гаишники" правы. И я пришел к выводу, что судьи, которые вызывают у меня уважение, они компетентны  - это двое из десяти.

Как сейчас происходит в вашей жизни: юриспруденция помогает  журналистике или наоборот?

- Конечно же, юридические знания помогают делать телепрограмму интереснее.

В разговоре вы упомянули, что у вас нет профильного образования. Тем не менее,  ваша журналистская карьера складывается достаточно удачно. На ваш взгляд, так ли важно его получать?

- Я тут недавно пришел к тому, что  на журфаке учат тому, чего нет. В нашей стране от журналиста мало что зависит. К этой профессии нет уважения в обществе... Я стольких человек защитил в судах, я реально решил много проблем: на нескольких дорогах в городе заменили разметку, знаки. Но это все меркнет, потому что я представитель журналистики, что я журналистская ш**ха.

(Немного помолчав). Тем не менее, я считаю, что, конечно, нужно журналистское образование. Хорошо, что я телевизионный журналист и благодаря одному хорошему человеку, более менее разобрались с моей речью. А на факультете журналистики научат и писать в жанре, и брать интервью. Конечно, образование нужно.

У вас в блоге было написано, цитирую: "уважаемые автомобилисты, смотреть телевизор вредно для ваших прав". Очень странно это слышать от телевизионного ведущего.

- Это так, потому что во многих телепередачах на федеральных каналах говорят какие-то вещи, не основывая их на правовых актах. Почему-то многие журналисты считают для себя возможным писать, говорить не проконсультировавшись у эксперта. Корреспонденты звонят не специалистам, а каким-нибудь правозащитникам, которые не имеют профильного образования, а просто занимаются самопиаром. И потом появляются странные новости, как, в свое время "раструбили" телеканалы о том, что Дума приняла поправки в правила дорожного движения и теперь, кто на "круге", тот и главный.  Ну, начнем с того, что Госдума не может принять поправки в правила дорожного движения.

В таком случае, как бы вы оценили по 10 бальной шкале контент петербургского телевидения с точки зрения "полезности"?

- Твердая 7-8.

Ожидала, что вы назовете меньшие цифры.

- Для меня петербургское телевидение – это 100ТВ. И оно говорит о полезных вещах, на мой взгляд.

А от интернет-телеканалов, на ваш взгляд, больше пользы?

- Интернет-телевидение, какая-то вообще для меня непонятная вещь. Если уж я зашел в интернет, то всю информацию я и сам найду на новостных лентах, в Twitter, посмотрю на YouTube. Я не понимаю, зачем в таком случае смотреть новостной канал. Мне кажется, это какая-то "пенсионерская" история - делать в интернете новостные каналы.

Насколько вас, как молодого  журналиста, устраивает сложившаяся ситуация в петербургской медисфере? То, что, по сути, у нас один полноценный канал.

- Слава Богу, хоть один есть. Видимо, такая потребность. И, соответственно, есть, что есть. Раньше было местное РЕН ТВ, НТВ делало больше местных передач. Видимо, нет спроса.

Если бы вам предложили стать гендиректором совершенно нового телеканала в Петербурге, что это был бы за канал и для кого?

- Есть два варианта: либо это был бы автомобильный телеканал полностью, для автомобилистов. На спутнике. Второй вариант, если бы это был федеральный канал, то он был бы развлекательный. Для молодых людей. На них проще всего заработать. Вы же спросили меня, будь я генеральным директором, а не главным редактором. А если бы в городе, то это был бы нормальный городской канал, с известными городскими ведущими и журналистами.

Сейчас, в отличие от ситуации 10-летней давности, невозможно, чтобы один канал показывал и аналитические передачи, и программы для детей, и для домохозяек, и то, и се. Это у нас может только "Первый канал" делать. А современные каналы должны быть четко разделены: этот -  про спорт, этот - весь день будет аналитику показывать, этот  - про финансы рассказывать, этот сериалы и так далее.

А вообще, на петербургском рынке нет конкуренции. Возможно, мог бы появится телеканал лучше 100ТВ, ведь только в конкуренции рождается лучшее.

В 2004 году вы принимали участи в скандальном телепроекте "Дом2". Помогло как-то в телевизионной карьере?

- Нет, на само деле, это мешает. Во-первых, многие люди пренебрежительно относятся к тебе, когда узнают про участие в проекте. Во-вторых, ну, сейчас меня уже на улице узнают благодаря работе на 100ТВ, а не как участника "Дома2" и это круто.

Сейчас бы вы отказались от участия в реалити-шоу?

- Да, нет. Только идиот хочет в своем прошлом что-то поменять. У меня все отлично!

А если бы Вам предложили вести такое реалити-шоу вы бы согласились?

- Конечно! Из коммерческих соображений. И, как раз, ведение такой передачи не является клеймом. Это даже показатель профессионализма. Потому что такую передачу сложно вести, над этим нужно много работать, много проводить времени на площадке. И здесь, труд ведущих заслуживает уважения. А монтажеры и выпускающие редакторы – это вообще боги. Потому что из "этого" всего собрать час, который будут смотреть и обсуждать... Столько лет делать одну передачу, о чем бы она ни была – сложно и тут нужно быть профессионалом.

А как вы относитесь к журналистским конкурсам, как "Золотое перо", к примеру. Принимаете участие?

- Вообще мне всегда интересно было получить какую-нибудь телевизионную награду. И я считал, что некоторые программы, которые я делал, заслуживают отдельного разговора. Вот, например, когда я вел "Автоклуб", там было две крутые передачи. Одна из них: "Лучше бы я дал взятку", там говорили люди, которые как раз сталкивались с "гаишниками" и судопроизводством. Были классные истории. Например, когда один мужик не дал гаишнику 500 рублей и потом с  ним судился несколько лет и все равно проиграл, не доказав своей правоты. И он сказал, лучше бы я дал взятку "гаишнику", потому что ваша система ни фига не работает. У нас на программе был Юрия Мазин (водитель автобуса, который в феврале 2010 года, выехав на тротуар, сбил людей на остановке на Невском проспекте). Это было самое первое его интервью, произошло сразу после аварии. Он пришел именно к нам, потому что верил в честность нашей программы. Он просил прощения у людей. После мы делали серию передач про автобусные автопарки. Водители рассказывали все, что происходит в автопарках, как на разваливающихся автобусах ездят по городу.

Ну вот, и когда  я узнал про "Золотое перо", мне казалось, что на такие профессиональные номинации отбирают матерых журналистов. Они мониторят статьи, телепередачи... А оказывается, туда самому номинироваться надо! Мне показалось это довольно странным.  

Одна из главных составляющих успеха на телевидении, хотя бы на начальном этапе - яркая незаурядная внешность. На мой взгляд, на петербургском телевидении с вами тягаться некому. Вы работал над своим образом или само как-то так получилось?

- Не, я так живу, просто. Я такой человек. Толстый, неряха, со странной прической – вот это я.

Подпись: Юлия Мичурина