Медиановости

17 мая 2012 12:38

Блогер Максим Ефимов: Преследуют не за критику РПЦ, а за правозащитную деятельность

Следствие ходатайствовало о принудительном помещении блогера Максима Ефимова в стационар для проведения судебной психолого-психиатрической экспертизы. Критика в адрес РПЦ стала поводом возбуждения против него уголовного дела по 282-й статье УК. По мнению блогера, истинная причина его гонений, это правозащитная деятельность и жесткая критика местных чиновников. Лениздат.ру узнал у Ефимова подробности громкого уголовного дела. .

"Карелия устала от попов" - статья с таким заголовком появилась 31 декабря 2011 года в блоге председателя республиканского отделения Молодежной правозащитной группы Максима Ефимова. В ней он сравнивает РПЦ с "Единой Россией". "В столице Карелии наблюдается рост антицерковных настроений. Ничего удивительного в этом нет. Мыслящая часть общества понимает, что церковь - это тоже партия власти. РПЦ так же, как и ЕР дурачит народ сказками о том, как хорошо мы живем, при этом гребя под себя деньги", - пишет Ефимов, используя в материале достаточно резкие выражения, вроде "православное отродье".

Весной 2011 года деятельностью Максима заинтересовались следственные органы. В частности, 5 апреля следственный комитет города Петрозаводска возбудил против него уголовное дело. По первой части 282-й статьи Уголовного Кодекса Ефимов проходит как подозреваемый "в возбуждении ненависти либо вражды, а также унижении достоинства группы лиц по признакам отношения к религии". 9 апреля следственные органы уже получили постановление Петрозаводского городского суда на проведение обыска в квартире блогера. Тем не менее, по его словам, следователи решили не соблюдать формальности.

Страшные сказки следователей

"Сегодня утром, 10 апреля, в мою квартиру пытались попасть сотрудник ФСБ Константин Спога и следователь Следственного комитета при прокуратуре Александр Воронин, - рассказывает Ефимов в открытом письме. - В течение часа они звонили и барабанили в дверь. Эти сотрудники отключили в моей квартире электроснабжение. Позже я позвонил Воронину, который мне сказал, что ему очень надо побывать в моей квартире. Зачем, не объяснил. Я сказал, что смогу с ним встретиться только в его кабинете, если мне будет направлена официальная повестка. Он мне ответил, что ждёт меня сегодня, а по повестке ещё успеет меня вызвать". И в ночь на 11 апреля у блогера изъяли документы, домашний компьютер и электронные носители информации.

После "общения" со следователями Максим изъявил добровольное желание на госпитализацию с диагнозом посттравматическое стрессовое расстройство. "Из-за оказанного на меня серьёзного давления карельских спецслужб, ночного обыска, изъятия личных вещей моя психика дала сбои, - рассказывает он. - Сам я справиться с негативными последствиями деятельности спецслужб в отношении меня не могу".

И пока подозреваемый находился в амбулатории, следователь Воронин выступил в петрозаводском суде с ходатайством о принудительном помещении правозащитника в стационар для проведения судебной психолого-психиатрической экспертизы. Мотивацией же для этого стало заключение судебно-психиатрической экспертной комиссии, которая постановила: "Для уточнения актуального состояния и степени выраженности личностных девиаций Ефимов нуждается в назначении и проведении стационарной судебной психолого-психиатрической экспертизы с предоставлением комиссии дополнительных сведений в виде характеристик с места работы и учебы - в том числе аспирантуры, допросов родных и друзей об особенностях характера и поведения подэкспертного". Блогер же связывает это с тем, что у следствия не нашлось обоснованных доказательств того, что он умышленно в своей публикации нарушал ч.1 ст. 282 УК РФ.

РПЦ не в курсе, что ее оскорбили

Более того, сами "потерпевшие" представители РПЦ и партии власти не обращались ни в следственный комитет, ни в суд, дабы высказать свое недовольство изречениями Максима, отмечает он. "В письме от Епархии касательно сайта священнослужители высказались достаточно спокойно: им не понравился цвет, оформление сайта и некая эмоциональность высказываний и не более того, - рассказывает блогер. - Та социальная группа, которую я якобы оскорбил, никаких жалоб и обвинений не подавала. Я просто не понимаю, кого защищает следствие, и кто потерпевшая сторона".

А потому Ефимов считает, что его дело "абсолютно заказное и сфабрикованное". "Оно было сформировано в недрах следственного комитета, и было возбуждено лейтенантом Александром Ворониным, - рассказал он в комментарии Лениздат.Ру. - А оперативно-розыскные мероприятия проводил оперуполномоченный ФСБ Константин Спога. Формально РПЦ не имеет к этому делу никакого отношения".

По мнению блогера, истинная причина гонений – его правозащитная деятельность, связанная с вопросами призыва в армии  и достаточно жесткая критика местных органов государственной власти: республиканских и городских чиновников. Ефимов настаивает на том, что не вступал в конфликт с православным сообществом и церковниками. Более того, отмечает блогер, некоторые православные Карелии выступили на его стороне. "Люди подали свои заявления с тем, чтобы их допросили еще 3 мая. Но это до сих пор не было сделано", - рассказал он.

"Записки сумасшедшего"

Не поддержав заявления православных просителей, Петрозаводский городской суд, 12 мая, удовлетворил ходатайство следствия о помещении Максима Ефимова в стационар для проведения судебной психолого-психиатрической экспертизы, которую Ефимов намерен обжаловать в ближайшие дни. Пока же он получил результаты "нескольких независимих психиатрических обследований, которые полностью опровергают те выводы, к которым пришли карельские судебные психиатры, - рассказывает Максим. - Я считаю, что это позорная экспертиза, бред сивой кобылы, а точнее четырех кобыл. Они написали, что для изучения каких-то моих девиаций необходимо меня поместить на стационар. В свою очередь, независимые эксперты заключили, что в этом нет никакой необходимости – я здоров",

16 мая Максима Ефимова  выписали из амбулатория республиканского психоневрологического диспансера. "После обысков, психологического давления со стороны ФСБ испытал стресс: был нарушен сон, испытывал тревожное состояние, - рассказал он в комментарии Лениздат.Ру. - И я обратился к психотерапевту, который мне выписал кое-какие таблетки и направил меня к психологу. Мне была необходима психологическая помощь. После нескольких сеансов гипноза, общения с психологом, употребления незначительного количества медикаментов я восстановился и теперь не нахожусь под наблюдением психотерапевта. Я здоров". Также главный врач больницы выдал Ефимову справку о том, что он "годен для вождения автомобиля, то есть для автотранспортного средства повышенной опасности". Годным психическое здоровье Максима признано и военкоматом для прохождения им военной службы. Сейчас он состоит в запасе.