Медиановости

31 мая 2012 18:07

Эксперт: чем меньше издержки, тем больше независимость прессы

Основная особенность интернета – это резкое снижение издержек на распространение информации, считает профессор РЭШ Рубен Ениколопов. Об этом он заявил на лекции "Интернет и выборы" в Лектории Политехнического музея. Тезисы лекции опубликованы на сайте Slon.Ru.

По его словам, интернет имеет два типа распространения информации. Вертикальный – кто-то производит информацию, и она расходится по многим пользователям. Это могут быть онлайн-СМИ, интернет-страницы традиционных СМИ, блоги. В этом случае основная роль интернета в том, чтобы уменьшить издержки: организовать интернет-газету гораздо дешевле, чем традиционную.

Качественное изменение происходит в сфере горизонтального продвижения информации, где появился феномен социальных сетей, и там не совсем понятно, кто становится распространителем информации. Какие-то люди являются узловыми, но в принципе четкой иерархии нет, отмечает профессор. Социальные сети позволяют людям быстро обмениваться информацией, производители и потребители информации – это часто одни и те же люди. Интернет, опять же, уменьшил издержки коммуникаций между людьми – цены разговоров резко снизились.

Ениколопов отмечает, что существуют работы, которые показывают, что издержки входа на рынок СМИ очень связаны с независимостью СМИ. В ситуации, когда снижаются издержки, растет независимость прессы. Если у вас дорогой издательский бизнес, вы зависите от каких-то субсидий государства. Независимость СМИ чаще всего имеет в виду независимость от государства. Если посмотреть более широко, независимость может быть и от других агентов – например, от рекламодателей. Есть распространенное мнение: кто платит, тот заказывает музыку. Подписчики приносят минимум, основные деньги СМИ получают от рекламы. Можно ожидать, что на позицию газет могут влиять рекламодатели, газеты лучше пишут о тех фирмах, которые публикуют у них рекламу. Если у вас онлайн-издание, и вам в принципе нужно не так много денег, чтобы его содержать, вы в гораздо более выгодной позиции в общении с рекламодателями: если на вас начинают сильно давить, то вы можете отказаться от рекламных денег и продолжать работать.

Второй эффект, связанный со снижением издержек, в том, что печатная газета вынуждена быть экономически жизнеспособной. У нее должен быть большой тираж, в отличие от интернет-издания, которое может позволить себе ориентироваться на маленькую группу читателей. Известен факт, что люди предпочитают читать новости, которые больше подходят к их собственным убеждениям, – если они придерживаются либеральных ценностей, то читают только либеральные средства информации. Когда речь идет о крупных газетах, то они должны ориентироваться на более широкую аудиторию, они не могут себе позволить быть излишне радикальными, потому что это слишком маленькая группа читателей. Интернет-издание может себе позволить ориентироваться на маленькие маргинальные группы читателей. Это приводит к тому, что у нас может расти фрагментация в СМИ, и они становятся более узконаправленными, ориентированными на маленькие группы.