Мнения
/ Интервью

15 июня 2012 14:32

Женя Глюкк: "До радио я никогда не занималась журналистикой, я была вся в театре"

Зачастую профессия журналиста занимает все свободное время. Но бывает и по-другому. Некоторые преставители СМИ находят силы, чтобы заниматься своими собственными проектами. Как, например, известная питерская радио- и телеведущая Женя Глюкк. Самый большой её проект – передача "Русский Рок", которую она вела на "Радио ROKS" 12 лет. После перехода части сотрудников "Радио ROKS" на "Фонтанку ФМ" передача Жени Глюкк вернулась в эфир, как и три других её проекта - "Детская пластинка", "Сказки вслух!" и "Субботняя гостиная". В настоящее время на канале "ВОТ" выходят ещё "Рок-н-ролл Глюкк" и "Детский Глюкк". И, тем не менее, вторым главным делом своей жизни Женя считает театр, свой собственный Театр-Концерт "Вампука", созданный в 2007 году.

- "Вампука" - это мой самый личный проект. Театр - моя любовь с детства, поэтому я и заканчивала театральный институт, а не какой-то другой. И мне всегда хотелось, чтобы кукол воспринимали иначе, не по-кукольному. Многие считают, что кукольный театр - это детский театр. Но в "Вампуке" мы стараемся, чтобы было интересно всем: бабушкам и дедушкам, дядям и тетям, мальчикам и девочкам, юношам и девушкам. Некоторые зрители на спектаклях справляют у нас дни рождения, погружаются во время просмотра "в детство", и потом часто удивляются, как можно без пива и водки, а всего лишь с песнями и куклами, весело отметить праздник.

- Женя, а откуда у театра такое название, "Вампука"?

- Это забавная история. Я долго искала название для самого первого нашего спектакля.  Я понимала, что главная кукла у нас "Прекрасная …", но дальше этого дело не шло. Были варианты Брамбилка, Бамбука…. и тут я поняла: "О! Вампука!" Это же сразу жанр (Вампука — выражение, обозначающее трафаретные, шаблонные, исключительно банальные и нелепые ходы в оперных постановках, а также сами оперы, написанные по подобным шаблонам), и зрителям будет понятно, что это такая ирония над самими собой.  Мы отразили в названии то, что это будет и гротеск, и комедия, и пародия. А после премьеры мы решили назвать весть театр городым именем "Вампука".

- Как у тебя появилась идея театра?

- Идея заниматься театром зародилась ещё в институте. Я сразу поняла, что мой театр - это синтетический театр, потому что в нём есть смешение искусств. В тот момент все эти искусства шли для моей головы параллельно: кукольный театр, драматический театр, музыка и литература. Всем я занималась, и всем отдельно. И всё это объединилось позже, то есть, теперь, в "Прекрасной Вампуке". Самый первый спектакль, в котором приходилось быть ещё актрисой и придумывать какие-то штуки - "Петухи и гистрильоны" был без слов.  Может быть, поэтому тогда мы проехали с ним через всю Францию и много увидели. "Петухи…" были с музыкой Бориса Гребенщикова, в нем было всего три куклы, и ведь всё прекрасно сочеталось! Курс у нас вообще был замечательный. Все, кто учились рядом, все двенадцать человек, сейчас работают по профессии, правда, в разных концах земного шара: Лос-Анжелес, Париж, Россия…

К идее именно театра "Вампука" я подошла в 2007 году. Я вела себе передачу на "Радио ROKS", скучала по куклам, и тут как – бац! - успешная рекламная компания и  появились какие-то денюжки. Звоню знакомому художнику, кстати, моему сокурснику Славе Зубкову, и говорю, что у меня есть идея: куклы и музыканты, которые одновременно являются актёрами! Каждый музыкант будет управлять своей куклой. Если это гитарист, то кукла тоже маленький гитарист. Один (большой человек) играет на инстументе, а второй (маленький человечек, кукла) за ним повторяет. При этом все движения первого и второго должны совпадать, даже если актер поет или танцует. Были созданы первые куклы, одна из которых была немного похожа на Бьорк, немного на Блонди, немного на Мерлин Монро. Её-то и назвали Вампука. А дальше все развивалось само собой.

- Ты сейчас работаешь на  "Фонтанке FM", чем отличается формат этого портала от формата "Радио ROKS"?

- Если говорить о музыке, то она стала более разнообразная, более интересная. И, к тому же, это интернет, за ним будущее. Вообще идея объединения с "Фонтанкой" появилась давно. А после развала "Радио ROKS" этим вплотную занялись Александр Цыпин и Александра Ромашова. Часть "Роксовской" команды пригласили поучаствовать в этом проекте, в том числе и меня. Не размышляла ни секунды и сразу согласилась, так как задумка была хорошая. Самое интересное, что теперь работа идёт на более оперативном уровне: журналисты, у которых мы раньше узнавали новости по телефону, теперь сидят за стенкой.

- У тебя с "Радио ROKS" длинная  история была, когда она началась?

- В 1999 году. Я на "Роксе" проработала 12 лет. Там появились "Русский Рок", "Субботняя гостиная" и "Детская пластинка". Был смешной случай, когда один из программных директоров сказал мне, что все, что я делаю, не входит в формат "Рокса…" На тот момент "Русский Рок" уже выходил 8 лет, и у него была огромная аудитория слушателей, некоторые вот так 8 лет и слушали. Это уже был бренд. Я ни разу не задумывалась, формат или неформат я делаю. Главным было то, что, когда я предложила идею этой передачи, все сочли, что она к месту. Ведь явление русский рок существует, так почему бы про это не рассказать рок-н-ролльной радистанции? И потом, мы живем в городе, где огромная музыкальная культура, и именно нам делать вид, что этой культуры не существует, по меньшей мере, странно. Передача шла по часу шесть дней в неделю, потом сократилась до пяти дней, потому что… Потому что я думала, что упаду, подготовка занимает довольно много времени, и хотя бы один лишний день нужен для отдыха и осмысления всего, что потом пойдёт в эфир. В студии побывали многие молодые группы, которые потом стали знаменитыми, можно гордиться – программа дала путёвку в жизнь! До "Рокса" я никогда не занималась журналистикой, я была вся в театре. За плечами были институт, где учили великие педагоги, ЛГИТМиК (теперь СПБГАТИ), фестиваль "Рождественский парад" и гран-при из рук Льва Иосифовича Гительмана и Анны Фёдоровны Некрыловой. Этого не забыть никогда.  

- А передача, которую ты начала на "Радио ROKS", "Детская пластинка" как-нибудь связана с твоим театром "Вампука"?

- Да, идея там та же. Вообще, это логично – такая линия жизни прочерчивается. А началось с того, что захотелось мне сделать добрый подарок на День Рождения "Радио ROKS". В 2009 году станции исполнялось 18 лет, у слушателей "Рокса" уже появились дети, поэтому эта передача была придумана для них. Смысл передачи простой – в эфире звучат старенькие виниловые пластинки с любимыми сказками: "Алиса в стране чудес", "Бременские музыканты", "Остров сокровищ" и т.д. Люди слушают и советуют, что бы поставить ещё. Гости комментируют. Старые пластинки так хороши, что не нуждаются в какой-то особенной подаче. А наш театр делает "продолжение" этой передачи, ту часть, которая называется "Сказки вслух!", она появилась там же, на "Радио РОКС", и теперь тоже живёт на "Фонтанке FM".  По ролям читают тексты все участники "Вампуки": например, актёр Эдуард Старченко может прочесть сразу даже несколько ролей, а Алексей Павлович Зубарев великолепно сделает "живое сопровождение" любой сказки на гитаре, ситаре, банджо, скрипке и на чём угодно, великий он человек.  

- Эта передача чем-то похожа на "Детский Глюкк", которую ты ведешь на "ВОТ"?

- Да. Они очень похожи. Только на радио больше звука, а на ТВ больше видео. И ещё передача на телеканале "ВОТ" появилась первой, если это важно. Вообще, у меня на ТВ две передачи - "Рок-н-ролл Глюкк" и  "Детский Глюкк". Скромные такие названия. Зато понятно, кто несёт ответственность и за плюсы, и за минусы. Впрочем, программы сильно изменились с того момента, как  их впервые запустили. Например, в "Детском Глюкке" сейчас сидит не одна Женя Глюкк и рассказывает сказки, а мы сидим там вместе с артистами театра-концерта "Вампука". Правда, сказки читаем по-прежнему. В "Рок-Глюке" выходят "Архивчики", те же, что и на Фонтанке. Вообще мне нравится переплетать жизнь. Одно подхватывает другое, в этом есть какая-то попытка постоянно поддерживать важный разговор, со зрителем ли, со слушателем ли. В эфир также выходит замечательный персонаж, который с недавних пор поселился в театре - Зайчик Тоша. Этот Зайчик вроде бы становится популярен. У него есть своя страничка "ВКонтакте" и свой номер телефона, и на этот номер можно позвонить. И многие дети (а иногда и взрослые) так и делают: звонят, рассказывают какие-нибудь истории или спрашивают совета. Вы попробуйте. А ещё есть Птичка Кеклик (ею управляет наша молодая актриса Ольга Семичева), которая в передаче растолковывает всякие умные слова. Скажу честно, некоторые слова и я слышу впервые. Скоро, надеюсь, полнее заиграет еще один проект, под названием Стереопара. Он будет состоять из художественных чтений, песен, музыки. Хотя, возможно, внутри Стереопары там также будут появляться куклы и маски из театра "Вампука". Ведь наш театр - он семейный, в хорошем смысле слова семейный. Мы просто объединяем в зрительном зале всю семью, когда спектакль интересен в первую очередь детям, но взрослые тоже не скучают. Они и веселятся, наблюдая за своими детьми и игрой актёров, и в то же самое время как бы "прочитывают" второй и третий уровни, подпланы спектакля, как это бывает с нами, когда мы перечитываем во взрослом возрасте Винни-Пуха или Алису.

- А такая разнообразная аудитория у театра появилась сразу?

- В общем, получается, что да. Наш театр возник во многом благодаря зрителям. Мы начинали со спектакля "Прекрасная Вампука". И сразу к нам пошла разнообразная публика, вот тогда-то мы и поняли, что надо развивать эту идею, такого семейного музыкально-кукольно-драматического театра, и из одного спектакля вырос целый театр. Теперь у театра появилась постоянная база на Пушкинской, 10, и мы много репетируем – для Финляндии готовим программу на будущий сезон (недавно были, съездили, понравились друг другу, будем дружить), две новых взрослых работы готовим к сентябрю – Ионеско с Арменом Григоряном и группой "Крематорий" и "Тристан и Изольда" на музыку Сергея Пучкова; продолжаем репетировать "Медведя" по А.П.Чехову, где прекрасно играют Ляля Маркина, Андрей Балашов, Эдди, Катя Гладилина, ещё начали устраивать у себя на базе небольшие квартирники, с удовольствием заявляем об интересных музыкантах таким способом. Петербург - музыкальный город, у нас есть традиции, в том числе и традиции квартирных выступлений. А что касается аудитории… У нас уже не один раз было так, что сначала родители приходят на наши спектакли с детьми, а потом втягиваются и ходят уже без детей, да по нескольку раз, с друзьями и знакомыми. Как на концерт любимой группы. Или вот ещё пример программы для "всех" - второй сезон подряд каждое воскресенье лета мы будем выходить в море, и не на лодке-плоскодонке, а на легендарном пароме "Рипербан". Он маленький и уютный, вмещает 60 пасажиров всего,  и прибыл из Гамбурга. Всё будет происходить в Кроштадте, форт Константин. Автобусы привезут зрителей от метро и доставят обратно. Кому это адресовано? Детям, но это интересно и большим, и маленьким зрителям. Кронштадт – это опять-таки наша история, там стоит побывать хотя бы раз, пройти мимо фортов и почувствовать лёгкий бриз. Мы ведь и, правда, живём у моря. В Кронштадте, это особенно чувствуется. Малышей развлекут куклы, а взрослые будут любоваться видами и разглядывать форты, мимо которых идёт корабль. Всё длится полтора часа, а впечатлений полно – как же, на этом корабле были Джон Леннон и Фредди Меркьюри, Мик Джаггер и "Роллинги". На скамеечках аппликациями даже отмечены места, где звёзды присаживались. В общем, "Вампука" входит в море!  

- Женя, как ты считаешь, какая самая продуктивная реклама для твоего театра?

- В Петербурге? Сарафанное радио. Мы, конечно, делаем и полиграфию, и можно дать интервью (вот как сейчас), но дело в том,  что Санкт-Петербург - это сарафанный город. Здесь, если кому-то что-то не понравилось, об этом узнают все. И, наоборот, если даже у мероприятия нет рекламы, а кто-то правильный о нём рассказал и рассказал хорошо, то народ пойдет.