Мнения
/ Интервью

5 июля 2012 14:31

Галина Сидорова: Правоохранители реагируют на фразу "Я журналист", как на сигнал к побоям

Международный институт прессы (IPI), штаб-квартира которого находится  в Вене, впервые за 62 года существования организации возглавил журналист из России. Главой исполнительного комитета IPI стала Галина Сидорова, бывший главный редактор газеты "Совершенно Секретно" и соучредитель российского Фонда поддержки расследовательской журналистики "Фонд 19/29". Как IPI оценивает ситуацию со свободой прессы в России, как избрание Галины Сидоровой повлияет на развитие Фонда поддержки расследовательской журналистики в нашей стране, выяснял Лениздат. Ру.

Международный институт прессы (IPI) штаб-квартира которого находится в Вене, впервые за 62 года существования организации возглавил журналист из России. Галина Сидорова – бывший главный редактор газеты "Совершенно Секретно" и соучредитель российского Фонда поддержки расследовательской журналистики "Фонд 19/29". Она была избрана главой исполнительного комитета IPI по результатам тайного голосования, в котором участвовали члены комитета. Выборы состоялись в ходе ежегодного конгресса Института, проходившего в этом году с 23 по 26 июня в столице республики Тринидад и Тобаго Порт-оф-Спейн.

Международный институт прессы – это неправительственная организация, которая занимается защитой свободы СМИ и объединяет главных редакторов, издателей и ведущих журналистов, из 120 стран, представляющих все традиционные и новые медиа. Галина Сидорова является членом IPI уже пять лет, четыре последних года она участвует в работе исполнительного комитета организации. Как главе исполкома, Сидоровой придется совместно с дирекцией института вырабатывать направления его практической деятельности, формировать единую позицию IPI по вопросам нарушений свободы прессы; участвовать в миссиях Института в различных регионах планеты по выявлению нарушений прав журналистов; организовывать на международном уровне кампании в защиту коллег, подвергающихся преследованиям в своих странах; представлять Институт на различных международных форумах. Эту должность Галина Сидорова будет занимать два года. Как IPI оценивает ситуацию со свободой прессы в России, как избрание Галины Сидоровой повлияет на развитие Фонда поддержки расследовательской журналистики в нашей стране, выяснял Лениздат. Ру.

- Как IPI оценивает ситуацию с журналистикой России?

- То, что у российской журналистики большие проблемы со свободой –  не секрет. Хотя в некоторых странах ситуация ещё более сложная. Международный институт прессы, конечно, старается реагировать на все нарушения, связанные с правами прессы и отдельных журналистов, но, если ситуация в каком-то регионе критическая, то его проблемы Институт рассматривает в первую очередь. Так, последний конгресс IPI неслучайно проходил в Карибском регионе. К примеру, в Мексике (она не находится в Карибском регионе, но фактически с ним граничит), сегодня стоит вопрос даже не о свободе СМИ, а о выживании наших коллег. По статистике, которую ведет Институт, за 2012 год в мире были убиты 72 журналиста. Из них большинство преступлений произошло в Мексике. В стране действует закон о СМИ. Но журналистам, расследующим криминальные истории, законодательство не очень-то помогает. Российский Закон о СМИ, кстати, вполне соответствует международным стандартам. Другой вопрос, что журналисты, действующие в рамках нашего закона, все равно попадают в большие неприятности.

- Какие действия вы, как глава исполнительного комитета, будете предпринимать, чтобы изменить эту ситуацию?

- Моя новая должность дает мне возможность привлечь ещё больше внимания к нарушениям прав журналистов в России. Я сама была на всех последних митингах и Маршах миллионов. И я знаю, что в России главное, с чем нужно бороться – это с отношением властей любого уровня к прессе. Это ненормально, что правоохранительные органы реагируют на фразу "Я журналист", как на сигнал к побоям. Без свободного выполнения журналистами своей работы невозможно существование гражданского и демократического общества. Российская власть должна прекратить попытки отобрать у журналистов право на свободу слова и возможность нормально выполнять свои профессиональные обязанности. Покушение на жизнь журналиста – это преступление против всего общества. Россия давно находится под пристальным вниманием Международного института прессы, и все факты нарушений прав моих коллег тщательно фиксируются. В 2009 году я помогала организовать миссию Института в нашу страну. Делегация IPI побывала в Москве и Томске, мы встречались с коллегами, с уполномоченным по правам человека в России Владимиром Лукиным. Кстати, институт отмечает не только очевидные проблемы со свободой прессы в нашей стране, но и достижения, которых вопреки этим проблемам добилась российская независимая журналистика. Так, в 2009 году "Новая газета" выиграла награду от IPI в номинации "Пионер свободной прессы" (Free Media Pioneer Award). В этой же номинации в 1996 году победил канал "НТВ". А, Анна Политковская, за бесконечным расследованием убийства которой тоже внимательно следят в IPI, посмертно была названа "Героем Свободной прессы" ("World Press Freedom Hero"), 2006. Это звание присваивается ежегодно одному-единственному журналисту, добившемуся наиболее значительных профессиональных достижений, сопряженных с особой опасностью.

- Много представителей российской журналистики входят в Международный институт прессы?

- К сожалению, из активных представителей нашей профессии сейчас осталась я одна. Пик участия отечественных СМИ в Международном институте прессы пришелся на 90-е годы. Тогда IPI и многие другие международные журналистские организации были заинтересованы в развитии независимой прессы в странах Восточной Европы, в том числе и в России, в контактах с коллегами из-за только что поднятого "железного занавеса". Нас активно туда приглашали, и даже не обязывали платить членские взносы. Когда же пришло время платить за свое участие в IPI, многие российские представители тихо ушли. Но IPI эти взносы необходимы – он существует на них - хотя до сих пор некоторые коллеги из самой бедной части мира (к коей Россия не относится) имеют возможность приехать на конгресс за счет более богатых. Именно из взносов и пожертвований формируется фонд в поддержку журналистов, пострадавших за свободу слова. В последнее время Институт активно помогал турецким журналистам, - несколько десятков из них, освещавших спецоперации турецких спецслужб, были арестованы… по обвинению в терроризме! Мы вели переговоры с турецкими властями, и результатом стало освобождение из-под стражи нескольких представителей СМИ, в том числе Недима Сенера, известного писателя и журналиста-расследователя, ставшего, кстати, "Героем Свободной прессы 2012".

Я понимаю, что у многих российских СМИ есть финансовые трудности. Но участие в таких организациях, как МИП, в том числе наших региональных СМИ, очень полезно для профессионального развития журналиста. Нужно бороться с "местечковостью", когда ты видишь только свои проблемы и не можешь их решить, потому что нет опыта, не хватает информации, да и руки порой опускаются от давления со стороны разного рода структур. А на форумах Института всегда можно встретить коллег, сталкивающихся с похожими проблемами, узнать, как они решаются в других странах, извлечь для себя что-то новое и полезное, в конце концов, зарядиться от той ни с чем не сравнимой энергетикой, которая всегда выплескивается, когда в одном месте собирается столько незаурядных людей, говорящих на разных языках, но делающих одно дело.

- Как ваше избрание отразиться на работе Фонда поддержки расследовательской журналистики – Фонда 19/29?

- Надеюсь, моя новая должность поможет развитию Фонда поддержки расследовательской журналистики, который мы учредили вместе с коллегами Григорием Пасько и Игорем Корольковым. Задача Фонда 19/29 - защита и помощь журналистам-расследователям в России – тем, кто пострадал, выполняя свою работу, и тем, кто продолжает ее делать, несмотря ни на что. Например, мы собираемся поддерживать расследования в области коррупции. У наших независимых СМИ, даже самых крупных, часто не хватает ресурсов, да и информации, чтобы закончить расследование. Многие преступления начинаются в России, и продолжаются за ее пределами. Вот здесь-то и могут пригодиться связи и контакты IPI. И в такой ситуации даже, если российская власть будет вести себя по-старому: тянуть с ответом или игнорировать, у журналиста будет возможность получить дополнительную информацию, работая совместно с зарубежными коллегами. Мы также собираемся предоставлять на своем сайте площадку для публикации таких материалов.

Кстати, цифры в названии Фонда соответствуют номерам статей во Всеобщей декларации прав человека (Статья 19 - о праве человека на свободу убеждений и на свободное их выражение, включающее свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ) и в Конституции РФ (Статья 29 - о праве каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом).

В рамках Фонда мы планируем вести специальную школу-семинар для журналистов-расследователей. Своим опытом будут делиться как российские, так и зарубежные представители прессы. Уже осенью 2012 года журналисты-расследователи и блогеры-расследователи смогут поучаствовать в проекте Фонда.