Медиановости

15 августа 2012 13:21

В Татарстане упраздняют Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям

В Татарстане упраздняют Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа", орган, контролировавший государственную медиаполитику в регионе. Приказ об упразднении опубликован на сайте президента республики Рустама Минниханова.

Как пишет сегодня "Коммерсант", основные функции "Татмедиа" и часть коллектива отойдут Министерству информатизации и связи республики. При этом бывший руководитель агентства Марат Муратов продолжит работу со СМИ на посту первого заместителя главы администрации президента, куда он заступает с сегодняшнего дня.

Наблюдатели полагают, что в связи с ликвидацией агентства местная пресса может лишиться "пряника" в виде ежегодных госзаказов на 1 млрд рублей, однако "кнут" у властей все равно "останется".

Профессор Казанского национального исследовательского университета, политолог Сергей Сергеев считает, что причина ликвидации "Татмедиа" в его "неэффективности", в том числе в "борьбе с идеологическим противником — радикальным исламом". Эксперт отмечает, что агентство было "прожирателем государственных средств", и полагает, что Минсвязи "на этот счет будет более экономным", однако "насколько урежут" господдержку СМИ — "это вопрос торга". При этом Сергеев обращает внимание, что новый пост позволит Марату Муратову и в дальнейшем контролировать идеологию татарстанских СМИ. "Пряник у прессы могут отобрать, а кнут останется",— резюмировал политолог.

При этом сам Марат Муратов отрицает, что агентство выполняло идеологическую функцию: "Оно в первую очередь госорган, идеологии там не было никогда. Разве только подспудно". По его словам, ликвидация "Татмедиа" "давно назревшее решение", так как агентство "свою функцию выполнило: консолидировало государственные медийные ресурсы, выстроило отношения с негосударственными". Как заявил Муратов, никто из 48 сотрудников агентства "без работы не останется".

ГУ "Агентство Республики Татарстан по массовой коммуникации "Татмедиа" было создано в 2003 году. До сентября 2007 года в его ведении находилось свыше 100 печатных и электронных СМИ Татарстана, которые впоследствии были переданы в собственность государственного ОАО "Татмедиа". В 2009 году ГУ было преобразовано в республиканское агентство, а его бессменный руководитель Марат Муратов введен в Кабинет министров республики. К полномочиям агентства относилось формирование государственного заказа на производство и распространение "социально значимых" информационных продуктов, оказание государственной поддержки СМИ, учредительская деятельность.

При этом агентство "Татмедиа" являлось главным распорядителем и получателем бюджетных средств, предусмотренных на развитие СМИ в республике — около 1 млрд рублей, ежегодно выделяемых на выполнение "госзаказа в области информационной политики". Так, в 2011 году, по словам Муратова, татарстанские СМИ получили из бюджета республики 1,22 млрд рублей. При этом более половины суммы госзаказа — 641 млн рублей освоили электронные СМИ, 542 млн рублей составила "поддержка периодической печати", а 65 млн рублей были затрачены на издание "социально значимой литературы" — в прошлом году Татарское книжное издательство выпустило по госзаказу 219 наименований книг общим тиражом 692 тысячи экземпляров.

Госзаказ обеспечивал около трети доходов СМИ Татарстана. По данным Марата Муратова, в прошлом году поступления от размещения рекламы лишь вдвое превышают госассигнования, составив 2,5 млрд рублей. В 2012 году агентство приняло трехлетнюю программу, направленную на "совершенствование и развитие инфраструктуры информационного пространства" республики стоимостью 2,87 млрд рублей, из которых 1 млрд рублей приходится на 2012 год.