Полезное
/ Теория и практика

29 апреля 2003 15:00

Этика журналистского творчества

Юрков А.А. Этика журналистского творчества /Науч. ред. Б.Я.Мисонжников . - СПб.: Изд-во "Роза мира", 2003. - 142 с.

Автор книги кандидат филологических наук, доцент кафедры современной периодической печати факультета журналистики СПбГУ, известный журналист с 30-летним стажем (работал на Ленинградском телевидении, в газетах "Смена", "Комсомольская правда", "Санкт-Петербургские ведомости").

Автор подвергает теоретическому анализу проблему формирования этической основы журналистского творчества, поэлементно изучает этические свойства и условия творческого процесса в журналистике. Отправной точкой размышления является выдвинуцтый тезис о том, что "деформация или даже полное игнорирование этических норм, стало ведущей претензией к работе СМИ со стороны значительной части аудитории, общественных и государственных структур". Необходимо изучение факторов нормализации функционирования современных СМИ.

Этический дискурс, по мнению А.А.Юркова, определяется следующими факторами:

первое - творчество российского журналиста погружено сегодня в нравственно дискомфортную среду;

второе - журналистский текст обладает субъектным и во многих случаях монополистским влияние на общество;

третье - практическое применение этих коммуникативных прерогатив в зависимости от избранных генеральных целей и вектора социальной ответственности определяет нравственную доброкачественность журналистского творчества.

Одним из факторов этической нормализации в прессе автор считает субъективный фактор, под которым подразумевается рисунок личности журналиста, осознанно занятая им позиция, способность выявлять и отстаивать правду. Правдивость творчества рассматривается как важнейший индикатор независимости и достоинства журналистской личности. Полная, всесторонняя и соразмерная социальному масштабу изображения правдивость в системе размышлений автора образует понятие адекватность информирования.

В применении к журналистскому тексту адекватность означает соответствие текстуально создаваемых аудиторных представлений реальным свойствам окружающей действительности.

Обращение к обозначенной теме вызвано тем, что "адекватность стала одним из решающих факторов психологической устойчивости и политической стабильности общества, конструктивной социализации личности в новой системе координат".

В книге исследуются структуры этических свойств журналистского творчества как основного компонента его профессиональной деятельности. Социальные условия создания журналистского текста, его структурные составляющие, а также атрибуты, определяющие адекватность информирования, которая рассматривается в качестве главной этической нормы творчества.

В 1-м разделе "Журналист и окружающая среда" речь идет о значении существующей информационной среде, которая во многом задает тон этической направленности публикаций. Информационная среда представляет собой "совокупность социально-экономических, политических, культурных условий существования социума и соответствующих им сигналов, генерируемых окружающей реальностью и формирующих содержание, тематическую структуру и адресную направленность потоков массового информирования". Здесь раскрываются важнейшие черты морально-психологического состояния современного общества как реципиентной среды, влияющей на характер нравственного поведения журналиста в процессе творчества, на свойства создаваемого текста. Профессиональная этика определяется автором как "совокупность норм нравственного поведения, не выходящего за рамки конвенциальной морали, но имеющего особенности, связанные со спецификой данного рода деятельности".

Раздел "Императив правдивости" посвящен анализу этических проблем, возникающих при создании публикации. Автор фиксирует свое внимание на факторах личного нравственного выбора журналиста, считая, что этичность творчества всегда персонифицирована, поскольку именно журналист является производителем информационного продукта и на нем, прежде всего, лежит ответственность.

В разделе "Проблемы воплощения реальности" говорится о необходимости согласованности между мощными коммуникационными возможностями и социальной ответственностью журналиста, нравственностью его творческих целей.

В ряду немногочисленных книг российских авторов, посвященных этической стороне творчества журналиста, эта книга выделяется особо: она учит культуре организации текста и культуре взаимоотношений с массовой аудиторией.

Книга рассчитана на теоретиков и практиков журналистики, преподавателей и студентов факультетов журналистики высших учебных заведений.


Другие материалы рубрики "Теория и практика"