Медиановости

23 апреля 2013 22:06

ВГТРК сел на "региональную кнопку". И ищет партнеров

Петербургские телеканалы не будут бороться за место в первом мультиплексе – единственном общедоступном и бесплатном пакете цифровых каналов. Указом президента РФ Владимира Путина функция создания регионального контента закреплена за ФГУП "ВГТРК". Документ предписывает госкорпорации активно сотрудничать с региональными коллегами и объявляет новый негласный конкурс. На этот раз - на право стать партнером госкорпорации в регионе.

Роскомнадзор не будет проводить среди региональных телеканалов конкурс на право занять свободное место в общедоступном пакете цифрового вещания – первом мультиплексе. В субботу, 20 апреля, президент Владимир Путин подписал указ, согласно которому "кнопка" досталась телеканалу "ТВ-Центр". Региональные каналы перенесли в состав третьего мультиплекса. В документе сообщается, что осуществлять создание и выпуск регионального общедоступного телеканала в каждом субъекте РФ будет ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК).

Решение имеет очевидную политическую подоплеку, отмечают эксперты. "Кремль не заинтересован в том, чтобы в условиях возврата к губернаторским выборам "региональную кнопку" контролировали олигархи",  - прокомментировал ситуацию "Ведомостям" высокопоставленный сотрудник Кремля. Другие источники, знакомые с ситуацией, отмечают, что указ – "лишь констатация факта".  Если бы проводился конкурс, то ВГТРК выиграл бы по количеству регионов и рейтингам, так как региональные филиалы почти везде на первом месте, подчеркнул собеседник СМИ.

Однако в Петербурге вопрос о том, какой канал получил бы региональный статус и место в мультиплексе, до сегодняшнего дня был актуальным. В отличие от многих других регионов, в СЗФО до настоящего времени было как минимум три претендента на статус "регионального" медиа. О чем конкурсанты заявляли публично.

Хроники несбывшейся войны

Кандидатами являлись учрежденный Смольным городской канал "Санкт-Петербург" и принадлежащий Балтийской медиагруппе канал 100 ТВ. Также ряд экспертов рассматривали в качестве претендента на "региональную кнопку" и учрежденный правительством Ленинградской области канал "ЛОТ".  Основания рассчитывать если не на победу, то хотя бы на участие в конкурсе, были у всех медиа.

100 ТВ – единственный частный канал в вышеописанном "шорт-листе". Что понижало его шансы на победу среди государственных собратьев. Зато телеканал – давний игрок рынка, успевший обрести статус "городского канала", в отличие от конкурента – канала "Санкт-Петербург", созданного по указанию Смольного в октябре 2010 года и на этот статус претендующего. О том, что руководство СМИ, по крайней мере, в период его запуска, всерьез рассчитывало на место в мультиплексе, свидетельствуют слухи, циркулировавшие в медиаполе в тот период. В частности, тогда газета "КоммерсантЪ Санкт-Петербург"указывала, что "годы жизни" СМИ совпадают с минимальным сроком существования телеканала, который смог бы претендовать на вход в общедоступный мультиплекс. "По мнению участников петербургского медиарынка, поспешность может быть связана с проектом создания федерального цифрового мультиплекса, в котором планируется указом президента зарезервировать бесплатную региональную частоту, на которой в каждом регионе сможет вещать лишь один канал, - сообщало издание в октябре 2010 года. - Вопрос создания регионального цифрового канала обсуждался в Кремле в августе, и именно тогда Смольный поспешил вступить в борьбу с единственным конкурентоспособным петербургским телеканалом – 100 ТВ.

Правительство Ленобласти также проявляло интерес к "вакантному" месту в мультиплексе. По крайней мере, в мае 2012 года тогдашний председатель комитета по печати Ленобласти Руслан Нехай отмечал в комментарии Лениздат.Ру: "Мы два соседних региона, которые географически перекрывают друг друга. В этом отношении придется решать, что делать с этой девятой кнопкой? (Региональный канал. - Прим. Лениздат.Ру). Нехай отмечал, что придется либо отдавать конкурсный канал Ленинградской области "как одному из самых развивающихся субъектов федерации", либо предоставить Петербургу, где численность населения в разы больше, чем в Ленобласти.

После подписания президентского указа борьба между каналами вновь стала актуальной. Только теперь не за место в мультиплексе, а за статус партнера ВГТРК в регионе.

Равнение на ВГТРК

Содержание президентского указа не ограничивается просто передачей ВГТРК функций по созданию регионального канала. В документе сообщается, что компания "имеет право привлекать региональные и муниципальные организации телерадиовещания, а также редакции региональных и муниципальных телеканалов (телепрограмм) к созданию региональных общедоступных телеканалов в субъектах Российской Федерации". Госхолдинг намерен сотрудничать с местными телеканалами – и это сотрудничество само по себе может стать конкурсом.

Намерение воспользоваться этим правом подтвердило и руководство ВГТРК: "В рамках работы над созданием регионального общедоступного канала компания готова использовать не только свои ресурсы. Корпорация приложит все усилия для того, чтобы в каждом субъекте РФ выработать формы сотрудничества с уже существующими областными и муниципальными телекомпаниями для того, чтобы уже востребованные зрителями программы присутствовали в эфире нового регионального канала, а также для того, чтобы максимально соблюсти интересы всех профессиональных региональных вещателей".

Можно предположить, что ВГТРК был осведомлен о подготовке указа в недрах администрации президента заранее. Незадолго до подписания документа холдинг объявил о создании совместного проекта шести отделений Северо-Западного федерального округа, получившего рабочее название "Вести Северо-Запада". Впрочем, по информации источников Лениздат.Ру, это не более, чем совпадение - региональный проект ВГТРК пока никак не связан с новым статусом ФГУП.

Зато события на телеканале 100 ТВ заставляют задуматься о том, что частное СМИ готовится стать потенциальным партнером ВГТРК. 12 апреля владелец Балтийской медиагруппы, в состав которой входит городской канал 100 ТВ, Олег Руднов представил сотрудникам СМИ нового руководителя службы маркетинга петербургского медиахолдинга Максима Троепольского, прежде занимавшего пост консультанта ВГТРК по общим вопросам. По информации Лениздат.Ру, вслед за Троепольским на телеканал в ближайшее время перейдут еще два сотрудника московской редакции ВГТРК – на должности программного директора и руководителя службы новостей.

Также на 100 ТВ активно муссируются слухи о том, что руководство Балтийской медиагруппы подумывает над тем, не превратить ли канал в интернет-проект со всеми вытекающими последствиями в виде сокращения убыточности медиаресурса. Если Лениздат.Ру не удалось получить подтверждения такого радикального намерения со стороны владельцев, то поток кадров с ВГТРК определенно может иметь отношение к совместной работе ФГУП и 100 ТВ над контентом регионального канала, убеждены эксперты. Источники Лениздат.Ру на телеканале подтверждают: кадровые перемены обусловлены сотрудничеством с ВГТРК. Не исключено, что в перспективе оно может стать долгосрочным.