Медиановости

7 мая 2013 22:03

Журналисты не готовы к экзамену на профпригодность

Петербургское медиасообщество подвергло жесткой критике предложение ввести экзамен на профпригодность для журналистов. Представители СМИ разделились на две группы. Первые полагают, что аналогичный экзамен не мешает пройти инициаторам закона, вторые подозревают власти в очередной попытке оказать давление на СМИ.

Предложенная правительством поправка к Трудовому кодексу может обязать представителей творческих профессий раз в пять лет проходить конкурсы на замещение должностей. Предполагается, что сотрудники, не прошедшие испытание, могут быть уволены даже при наличии бессрочного контракта.

Законопроект был разработан в недрах Министерства культуры еще в 2012 году, обсуждался на заседании круглого стола по культуре в Госдуме, после чего был направлен на согласование с профсоюзами.

Катализатором законопроекта выступила ситуация в театральной среде. А именно, как поясняют чиновники Минкульта, конфликты в творческих коллективах, неизбежно возникающие при попытке руководства уволить "кадровый балласт" - артистов, невостребованных в репертуаре театров, но до пенсии занимающих место в труппе. Действующее законодательство сохраняло социальную защищенность артистов, не позволяя руководителям избавляться от "балласта". Решить эту проблему, по мысли Минкульта, и должны конкурсы на профпригодность.

Поскольку к категории "творческих" относятся и сотрудники СМИ, медиасообщество инициатива взволновала. Впрочем, заместитель министра культуры Григорий Ивлев поспешил успокоить СМИ, отметив, что творческая переаттестация, вероятнее всего, журналистов не коснется. Окончательного ответа на это вопрос пока нет: инициатива будет рассмотрена на заседании правительства 23 мая.

Какое их собачье дело, кто и чего там пишет!

Лениздат.Ру побеседовал с представителями медиасообщества. "Это просто смешно. Вот у нас частный журнал "Город 812". Какое их собачье дело, кто и чего там пишет! Главный редактор нанимает сотрудников. Кого он нанимает – какое дело правительству?" - эмоционально прокомментировал законопроект архитектурный критик, обозреватель журнала "Город 812" Михаил Золотоносов. - Я это воспринимаю как запрет на профессию, нарушение Конституции, посягательство на свободу прессы и возвращение цензуры. То, что Конституция мешает властям на каждом шагу – это понятно. Она им жмет, как штаны. Ненависть к независимым журналистам настолько велика, что они не знают, как заткнуть журналистам рты. Осталось ввести цензуру. Эта поправка – одна из форм цензуры. Давайте тогда сразу отменим закон о СМИ, запретим работать в СМИ всем, кто властям неугоден?"

То, что инициатива может стать новым способом манипуляции СМИ, не исключает и главный редактор Piter TV Андрей Радин. "Под прикрытием этого закона возникнет еще один элемент давления на ярких журналистов, не подпадающих под общие шаблоны, - отметил он. - Я не понимаю, для чего нужна эта законодательная инициатива и каким образом она может защитить права. Те люди, которые не соответствуют профессиональным требованиям, в СМИ не работают. Например, если меня сотрудник не устраивает, мы с ним расстаемся. И нет смысла проводить какую-то переаттестацию".

Недоумение по поводу инициативы высказал и главный редактор петербургского "Коммерсанта" Андрей Ершов: "Не очень понимаю, зачем это нужно журналистам и почему эта инициатива сейчас возникла. Разве это сейчас самое важное? Я вижу только одну цель – создание видимости законотворческой деятельности. Законопрокт абсолютно идиотский, не имеющий никакого отношения к реальной жизни".

Случайное попадание

Мнение о том, что журналисты попали в список случайно, высказал заместитель директора Агентства журналистских расследований Евгений Вышенков: "Думаю, журналистов добавили просто так, для полноты списка. Наверное, в переводе это звучит так, что "мы не для журналистов это делаем, журналистов никто обязывать не собирается, да и сами журналисты, если их обяжут вдруг, ничего проходить не будут". Это моя трактовка этого закона в части ключевого слова "журналист".

"Когда бог хочет наказать, он отнимает разум, - прокомментировал законопроект свободный журналист Даниил Коцюбинский. - Если задача сегодняшней российской власти заключается в том, чтобы настроить против себя как можно большее количество людей, включая определенные профессиональные группы, – они на верном пути. Они пытаются над вполне уже половозрелым обществом установить мелочный детсадовский контроль. Они когда-нибудь получат в пятак от этого общества, просто конкретно в пятак. Я не верю, что такой экзамен вообще реален. Непонятно, как это вообще можно институционализировать. Но даже разговор об этом раздражает".

Нашлись и те, кто усмотрели в инициативе рациональное зерно. Сегодня не существует никаких законных способов расстаться с сотрудником, если он откровенно не нарушает трудовую дисциплину, отмечают эксперты. Журналист может писать совершенно непригодные для публикации материалы, но исправно ходить на работу. В такой ситуации уволить сотрудника практически невозможно, отмечает культурный обозреватель Дмитрий Циликин.

"Возможно, что этот закон заставит людей взбодриться, вспомнить, что такое поиск работы, - отмечает он. - Талантливый человек не пропадет, а если после увольнения не найдется ни одного издания, куда бы его взяли, ему стоит задуматься о том, чтобы заняться чем-то еще". "У нас два варианта – не делать ничего или сделать первый шаг", - резюмировал журналист, отметив, правда, что в России даже самая невинная законодательная инициатива извращается до неузнаваемости.

Следуя заветам фюрера

Председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов назвал законопроект ненужным и совершенно неприемлемым, добавив, что проведение экзаменов для журналистов практиковалось в фашистской Германии. Действительно, с приходом Гитлера большая часть независимых изданий была закрыта, а из прочих изгонялись расово и идейно неугодные. Работающих журналистов экзаменовали на предмет происхождения и отношения к режиму. Благодаря всесторонней поддержке власти издания, строго следовавшие партийной линии и не подвергавшие действия фюрера сомнению, пережили период кратковременного расцвета.