Мнения
/ Интервью

31 мая 2013 15:10

Ёлкин о политической карикатуре: Раньше можно было почти все, сейчас происходит зажим

Самый известный в РФ мастер политической карикатуры, бессменный художник "Полит.ру" Сергей Ёлкин рассказал проблемах, стоящих на пути карикатуры, о цензуре, о молодых карикатуристах и многом другом.

Сергей, сейчас в России осталось всего несколько известных карикатуристов. Нормальна ли такая ситуация? Отличается ли она от того, что происходит в западных странах? Не связано ли это с тем, что искусство карикатуры потеснили демотиваторы, интернет-мемы и т.д.?

У нас действительно такая вот ситуация… Так сложилось, что сейчас у нас действительно мало карикатуристов, которые делают что-то по политическим и актуальным темам. На Западе таких карикатуристов много, десятки.

Такие явления, как демотиваторы, фотожабы появились в Америке, пришли к нам и тоже прекрасно развились. Современная компьютерная техника позволяет любому человеку делать такие штуки. Это нормально, пускай будет. Они будут продолжать развиваться и в будущем, конкурируя с карикатурой.

Хотя вообще-то, конечно, карикатуристам нужно бояться этого, потому что редакторы онлайн-изданий могут спокойно, если это им подходит по смыслу, заменить карикатуру на хороший демотиватор или коллаж, сделанный с помощью фотошопа. Но, повторюсь, что конкуренция - вполне нормальная штука.

Есть и плюс для карикатуристов в развитии интернета. Он дает гораздо больше возможностей работы по сравнению с бумажным рынком 80-х, 90-х годов. Гораздо больше приходит и денег, и заказов в Сеть.

А как за рубежом и у нас становятся карикатуристами?

На Западе я точно не знаю, как это дело происходит, но там есть хорошая школа рисования в любой европейской стране, в Америке… И люди, которые попадают в редакции рисовальщиками, начинают получать какие-то задания выполнить карикатуры по политическим темам, их называют editorial cartoonists. Они втягиваются в это дело и становятся хорошими, нормальными политическими карикатуристами. У нас нет такой культуры. У нас были хорошие карикатуристы и есть. Но почему-то в 90-е годы их с рынка подвинули… Чем это объяснить, не знаю. 90-е годы с точки зрения цензуры нормальные были, можно было рисовать что угодно…

Просто до этого была традиционная "крокодильская" карикатура, где линчевалась социалка (алкоголики, тунеядцы и т.д.). Но в 90-е тематика оказалась совершенно не востребована, не интересна и не нужна, а вовремя заменить чем-то актуальным не сложилось.

Расскажите о том, как Вы сами пришли к карикатуре. Похож ли этот путь на традиционный для этой профессии?

У меня нетипичный личный путь, неправильный и нехарактерный. В 90-е годы я был главным редактором провинциальной газеты, мне это было интересно, и я считал себя вполне приличным профессионалом, но в 1998 году кризис всю эту карьеру прервал, тогда многие газеты закрыли… Я стал просто безработным, мне нужно было чем-то заниматься, кормить семью. От безделья и безысходности начал рисовать, и случайно оказался востребованным. Это получилось случайно, какого-то целенаправленного движения тут не было. С тех пор я не стал останавливаться и продолжил развивать эту сторону своей карьеры.

А ваша первая карикатура когда появилась?

Смотря, что называть карикатурой. Я уже в первом классе какие-то картинки начал рисовать.

Первая, которую вы продали?

1985-й год. Меня напечатали, кажется, в «Собеседнике».

Это ведь было раньше, чем вы начали отдельную карьеру в этой сфере?

Я не думал быть карикатуристом, это было просто какое-то хобби в начале.

На что вы ориентируетесь при создании карикатур? Сами пытаетесь уловить, что востребовано обществом или все-таки заказчики направляют?

Бывает и так, и так. Бывает, что издание доверяет художнику и главред говорит: "Ты сам чувствуешь какую-то ситуацию, движение в политической жизни, можешь об этом рисовать". Тогда встаю утром, читаю ленту новостей, аналитику, обзоры экономические, макроэкономические и на основании этого сам соображаю, что лучше рисовать.

А бывало такое, что ваши работы браковались?

Нечасто, но бывало. Какой-нибудь смелый редактор говорит: "Давай нарисуем Путина вот так вот". Потом идет к главному начальнику и тот говорит: "Нет, мы не рискнем".

А цензура подобного рода всегда была одинаковой или можно выявить какое-то ее развитие?

Где-то до 2002, 2003 года можно было почти все, дальше происходил такой постепенный зажим, и сейчас процесс продолжается.

И в чем выражается этот зажим?

Я говорю не столько о себе, а столько о том, что вижу вокруг себя. Редактора журналов, изданий, газет не хотят проблем с какими-нибудь звонками сверху, с приездом налоговой или пожарной инспекции. Поэтому некоторые картинки просто не рисуются. Карикатуристы, которые хотели бы взяться за это просто не берутся. Зачем работать впустую?

А есть у вас какие-то внутренние цензурные ограничения при подготовке ваших произведений?

Конечно, какие-то ситуации или юмор ниже пояса  я не буду использовать. Или, например, я могу Путина высмеивать, но не его родственников. Этого вряд ли стоит касаться, это неэтично.

Ну, я здесь спрашиваю, скорее, не об этических барьерах, а политических…

Сама моя естественная граница проходит там же, где и эти рамки… У меня нет потребности нарисовать какую-то гадость и потом прятаться от людей. Я такую гадость не стану делать, так как это противоестественно моей природе.

Бывали ли случаи, когда вы получали активную критику за опубликованные карикатуры?

Интернет такая штука, что любой может написать комментарий. И там много людей, которые за деньги или бесплатно могут ненавидеть мою работу, и они будут писать нехорошие вещи, даже угрозы, ну и что? Это нормальная жизнь. В 90-е годы я рисовал еще в Воронеже на местных политиков, тогда было больше проблем и угроз. В это время можно было делать, что хочешь. Но если рисуешь на какого-то локального политика, то он может начать действовать. Но это было весело. Вот мне как-то прислали костыли домой, это меня даже раззадорило. Ничего дальше не последовало.

А когда вам было лучше?

Сложно сказать… Атмосфера была совершенно другая. Не было интернета, но зато можно было рисовать и не смотреть на страх издателя и главного редактора.

Так было лучше?

Я не знаю, чем закончится нынешняя ситуация, я вижу, что идет движение в какую-то нехорошую сторону. Сколько это будет продолжаться, и чем закончится, я не знаю. В 90-е годы было свободней, была вольница.

Со знакомыми по профессии случались какие-то более серьезные инциденты, чем с костылями?

О таких вещах не слышал. Обычно, дальше каких-то склок и интернетовской ругани дело не шло.

Какие основные проблемы сейчас стоят на пути карикатуры?

Основная проблема в том, что власти решили, что надо идти путем закручивания гаек, запретов, давления на СМИ, и все это отражается и на карикатуристах.

Вы как-то протестует против этого?

Зачем протестовать? Есть интернет, где я могу выкладывать все, что считаю нужным. Его пока еще не закрыли.

А не боитесь черного билета за какие-то карикатуры?

Если ситуация в стране будет и дальше идти по этому сценарию, количество запретов и запретительных законов будет расти, то, возможно, рано или поздно подобное может случиться, и я боюсь этого.

Общаетесь с коллегами по профессии? Как происходит это общение?

В Москве бывают время от времени какие-то выставки, люди на них собираются, общаются. Как и в любой другой профессиональной среде, есть несколько десятков карикатуристов, которые как-то общаются.

А случаи плагиата в вашей профессиональной среде бывают?

Раньше, возможно, такого было больше, но сейчас, с появлением интернета, это явление все менее и менее возможно. Любую картинку можно прогуглить. Если ты придумал какую-то карикатуру и хочешь убедиться, что она никем не была нарисована, то просто вбиваешь в поисковик ее ключевые элементы. И бабах! У тебя вылетают сотни картинок, и ты видишь, что какой-то колумбиец это уже нарисовал, или болгарин какой-нибудь..., тогда отказываешься рисовать.

То есть вы стараетесь не повторяться даже с международными коллегами?

Да. Если раньше российский карикатурист нарисовал какую-то картинку с классным гэгом, а в этом же время или раньше какой-то карикатурист в Америке, Мексике или Франции нарисовал что-то подобное, то они не знали друг о друге. Они могли существовать параллельно. Теперь такое случается реже. Это вопрос внутренней этики. Не хочется, чтобы потом на тебя пальцем показывали.

А общаетесь вообще с международными коллегами?

Это опять же сейчас не сложно. Я могу через facebook найти интересных мне карикатуристов в Европе, Америке и во всем мире… Я могу их зафрендить, они это сделают в ответ, дальше могу написать комментарий к их карикатурам, указать, какие мне нравятся, а какие нет… Он мне ответит и таким образом контакт возникает.

Касаясь творчества международных коллег… А у них с цензурой как обстоят дела?

Зависит от изданий. Там есть свои традиции… Совершенно нормально, если ты рисуешь карикатуры Обамы, написать на ней «Обама». Чтобы никто уже не ошибся, и всем было понятно. У нас, если нарисуешь Путина и напишешь на нем «Путин», это будет как-то не совсем нормально для нашей карикатурной жизни... В целом, цензуры там, конечно, меньше. Хотя есть консервативные издания, которые не позволят себе того, что позволяют себе левацкие издания. Где-то спокойно выходят, например, такие карикатуры: умирает какая-то известная принцесса, уже пожилая женщина, которая много курила и пила, и карикатуристы рисуют, как она открывает ворота рая, а облака там покрыты бычками, пустыми банками и бутылками. У нас бы это было бы совершенно неприемлемо, и я бы даже не стал ничего подобного рисовать. Но там это норма, желтые издания печатают такое каждый день.

Несколько лет назад была известная история с карикатурами на пророка Мухамеда. Тогда все-таки оказалось, что и на Западе не все толерантны к карикатурам…

Да, нашлись люди, силы, заинтересованные раздуть скандал, чтобы обострить противоречия между Западом и Востоком и нагреть руки. Теперь на Западе смотрят на подобное уже немножко с опаской. Некоторые продолжают этим заниматься, как тролли. Включается самоцензура…

Возвращаясь к России… Известно, что у нас  многие художники сейчас с трудом обеспечивают себя, а как с этим обстоят дела у карикатуристов?

У меня нет художественного образования, и рисовать я не умею. Я вижу вокруг себя огромное количество прекрасных художников, настоящих профессионалов, которые закончили лучшие вузы страны и которые не могут реализовать себя. Их картины не продаются. Просто нужно еще смотреть на всю эту ситуацию через маркетинг, раскрутку, пиар. Без этих вещей на этом рынке денег не заработаешь. Надо самому как-то смотреть, предвидеть ситуацию, как она может быть дальше.

А может ли молодой человек, решивший посвятить себя карикатуре, обеспечивать семью?

Таких людей, наверное, мало. Теоретически, это возможно, но это трудно. Нужно не только рисовать картинку, которая понравится сотне друзей и френдов, а нужно выстраивать целую стратегию. Нужно вписываться в формат того издания, с которым ты хочешь работать. Недостаточно думать только над композицией картинки или цветовым решением. Нужно думать, как встроить ее в коммерческую структуру, чтобы она была востребована.

Не боитесь, что из-за всех этих сложностей будут трудности с молодым пополнением в профессии?

Есть такая опаска, потому что тех людей, которые раньше шли в художественную школу, училище и учились классически рисовать, было много, и преподавание было высокое, а сейчас они могут с помощью компьютерных придумок пойти другим путем. Боюсь, что из-за этого произойдет отток потенциальных художников классической карикатуры.

А что бы вы порекомендовали молодым авторам?

Плетью обух не перешибить. Все будет идти, как идет, и ничего не изменишь. Но надеюсь, что через 5-10 лет, возможно, снова придет мода на ручную работу. И тогда появятся новые свежие силы.

У художников есть такое понятие как куратор, который помогает молодым авторам, подсказывает идеи для работ… В карикатурном жанре есть что-то подобное?

Мне такие люди не встречались. Если какой-то начинающий карикатурист обратится к какому-то маститому карикатуристу, то он может дать ему какие-то советы. Такая практика есть. Но специальных людей таких не бывает.

А молодое поколение свободно обращается к старшим?

Да, я сам когда-то приезжал в Москву с какой-то ерундой на бумажках нарисованной, ходил к Валентину Розанцеву. Он сказал: «Нормально, давай».

То есть он вас порекомендовал в какое-то издание?

Тогда нельзя было никуда порекомендовать. Изданий, которые печатали карикатуры, было раз-два и обчелся. Он просто сказал: «Можешь продолжать этим заниматься».

А к вам молодые карикатуристы обращаются?

Сейчас это стало проще, мне любой человек может прислать картинку в facebook, задать вопрос, хороша ли она, стоит ли этим заниматься. Несколько человек мне так писали, и я им отвечал. Пишут, конечно, нечасто. Но я вижу людей, которые моложе меня и этим занимаются.

Где-то вас назвали «народным политологом»… Для карикатуриста важно ведь не только уметь рисовать смешные картинки, но и чувствовать политическую ситуацию и доносить ее. Может ли это вообще присутствовать и у молодого человека, как развивать подобные качества?

Надо вариться в этом политическом бульоне и не только смотреть на поверхность, но и предполагать, какие есть подводные течения, тогда это будет получаться.

А вы чувствуете в своей работе какую-то личную миссию? Доносить обществу свои идеи и т.д.?

Я слышал, что какие-то люди об этом говорят. Они чувствуют. А я просто делаю свою работу, стараюсь делать ее лучше. Это миссия, если она есть, делается не специально, не нарочно. Просто так мне проще рисовать и жить.

То есть у вас никогда не было стремления внушить обществу какие-то свои мысли, помочь разобраться?

Нет, я просто как человек, который сидит в компании, где идет какой-то серьезный разговор, а он время от времени просто шутит. И эта шутка обычно спонтанна. Этот человек не несет никакой миссии, просто сидит и бросает время от времени какую-то фразу.

Есть ли какая-то государственная поддержка карикатуристам?

Какие-то госструктуры периодически устраивают конкурсы. Их можно пересчитать на пальцах одной руки. Обычно они не очень удачные. Жюри набираются из начальников и друзей начальников. Карикатуристов даже не подпускают. Подбирают людей, которые не профессионалы, которые даже, может, не очень хорошо разбираются в этом, им просто нравится чем-то рулить.

А среди самих карикатуристов считается нормальным участвовать в таких конкурсах?

Ничего плохого в этом нет, если это не какая-то совершенно оторванная организация националистического или радикального толка.

Общее мировоззрение в вашей среде либеральное, толерантное?

Есть несколько карикатуристов из старой, "крокодильской" гвардии, которые стоят на традиционных коммунистических позициях, ругаются со всеми… А так художник, конечно, птица свободная, а свобода и либерализм дружат. Поэтому и ближе художникам и карикатуристам именно такие принципы.

Есть какие-то коллеги, творчество которых вы бы особенно выделили?

Михаил Златковский, Сергей Тюнин,  Виктор Богорад.

Почему именно они?

Я учился на их творчестве. Еще когда был школьником, разглядывал их картинки и, может быть, думал, что смогу когда-то тоже что-то такое нарисовать.

И заключительные вопросы: какова сейчас роль карикатуры в России?

В России роль карикатуры незначительна, но хотелось бы, чтобы она стала более значительной, чтобы она стала нормальным обыденным явлением для СМИ. Сейчас этого пока нету, но надеюсь, что в эту сторону все будет двигаться.

Для этого нужно больше карикатуристов?

Хороших карикатуристов. Будет больше плохих, пойдет все в обратную сторону.