Медиановости
/ Бизнес, Конфликты, ТВ

11 июня 2013 11:44

Чего не учли инициаторы законопроекта о рекламе БАДов

Едва ли законопроект, регламентирующий рекламу БАДов в СМИ, способен уберечь потребителей от мошенничества. Доказательством этому стала схема, реализованная продавцами добавок, разместивших рекламу своей продукции на российском телевидении – в эфире телеканалов "Звезда", 100 ТВ и Пятый канал.

Законодательная инициатива, авторами которой выступили представители Федеральной антимонопольной службы, устанавливает административную ответственность в отношении СМИ, разместивших на своих площадках рекламу БАДов без указания на то, что препарат не является лекарственным средством.

Предполагается, что медиа, допустивших недобросовестных продавцов в эфир, ждут штрафы от 200 до 500 тысяч рублей. 14 мая законопроект был одобрен Государственной думой в первом чтении. Однако еще в 2012 году продавцы биодобавок стали реализовывать схему, повлиять на которую законопроект не сможет.

10 июня межрегиональная общественная организация "Рабкрин" разослала по СМИ уведомления о конкретных случаях мошенничества, осуществляемого с помощью телевизионной рекламы. На данный момент в МОО обратились четверо потерпевших, которые уже подали заявления в Главное управление МВД: первый случай обращения был 24 апреля, два других – в конце мая, последний  - 6 июня.

В рекламных блоках, стилизованных под медицинскую передачу, которые все потерпевшие описывают как "программа" и "передача", зрителям рассказывали о целебных свойствах неких "медно-цинковых стелек" и предлагали купить волшебный товар, который, как уверяли консультанты, помогает как "от многих заболеваний суставов и позвоночника", так и "от простатита".

Позвонившему по телефону, который мелькал на экране, продавали чудо-стельки, а затем, в ходе дальнейших телефонных переговоров, начинали расспрашивать о здоровье и обнаруживали (прямо по телефону!) серьезные недуги.

Не давая опомниться, пенсионерам предлагали лечение "программой препаратов, которую сложно достать" и "раскручивали" на масштабную закупку лечебных препаратов на сумму 100-150 тысяч рублей. "Чудо-средства" подходили для всех случаев: "лечения разницы давления в руках и ногах", "предотвращения раковых опухолей", "удаления гуляющих по венам тромбов" и даже лечения таинственной  болезни "анархоцикоза", которой не нашлось в медицинском справочнике. К пенсионерам приезжал курьер, который забирал деньги и отдавал препараты вместе с товарным чеком ООО "ТДМ" или ОО "Викинг" - без каких-либо данных об организациях-продавцах.

Однако препараты оказывались обычными БАДами, которые в сети Интернет стоили в 10-20 раз дешевле. Основной "аудиторией" мошенников стали пожилые люди, имеющие проблемы со здоровьем. Программа, по показаниям некоторых потерпевших, называлась "1001 тайна", нерегулярно выходившая в эфир по субботам на каналах "Звезда", 100 ТВ и Пятый канал.

По словам руководителя петербургского отделения межрегиональной общественной организации "Рабкрин" Илоны Егоровой, "общественная организация, оказывающая помощь пострадавшим старикам, намерена привлечь к ответственности телеканалы, на которых транслировалась мошенническая  реклама. "Мы собираемся предъявить претензии к телеканалам, но хотим сначала дождаться решения от УВД о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества", - добавила Егорова.

По информации МОО "Рабкрин", мошеннические ролики транслировались по телеканалам "Звезда", Пятый канал и, по словам одного из заявителей, по 100 ТВ.

Пресс-служба Пятого канала ответила, что на данный момент "ситуация проясняется". К сожалению, нам не удалось связаться с телеканалом "Звезда". Секретарь 100 ТВ ответила: "Если точное название программы неизвестно, мы вам никак не можем помочь".

Любопытно, что при применении схемы, когда рекламируют одно, а в процессе телефонного разговора предлагают совсем другое, законопроект, накладывающий регламент на продажу БАДов, окажется практически бессильным. "Приманкой", которая будет рекламироваться в СМИ, может стать любой товар, а вне эфира потребителям можно "втюхать" что угодно.

Напомним, что, согласно поправке к федеральному законопроекту, который 14 мая был принят в первом чтении, любая реклама биологически активных добавок в СМИ должна размещаться с пометкой "не является лекарственным средством". При этом предупреждение по радиотрансляции должно звучать не менее 5 секунд, а для телевизионной и печатной рекламы это должно быть письменное предупреждение площадью 7% и 10% соответственно.

За недобросовестную рекламу БАДов будут наказывать не только рекламодателей, но и СМИ, если они разместят у себя рекламу, создающую "впечатление о том, что БАДы являются лекарственными средствами". Несмотря на то что заместитель главы ФАС Андрей Кашеваров предложил СМИ обращаться в его службу за консультациями по рекламе БАДов, само медиасообщество отнеслось к инициативе достаточно критично – вместо фирм-однодневок, которые занимаются мошенничеством, штрафовать будут "трансляторов" нечестной рекламы - вся ответственность по отбору честных рекламодателей ложится на СМИ.