Медиановости
/ Бизнес, Версии, Конфликты, Медиасреда, Пресса

15 июня 2013 13:48

Lenta.ru разобралась в жизни "несчастного менеджера" из скандального материала Forbes

Деловой журнал Forbes оказался в центре неприятного скандала — журнал обвинили в том, что он за деньги напечатал ложную информацию, что в итоге привело к разрушению целой семьи. Lenta.ru узнала, что обвинения журнала в продажности строятся на массе противоречивых и попросту ложных показаний.

Телеканал НТВ показал в программе "Чрезвычайное происшествие" сюжет под названием "Питерский менеджер разводится из-за двойника в Forbes". В сюжете мужчина средних лет объяснял, как его бросила жена, обвинив в том, что он ведет двойную жизнь, из-за интервью в деловом журнале. В тексте про некоего бизнесмена с политическими амбициями оказалась напечатана его фотография, под его же именем — Сергей Соловьев. Соловьев, назвавший себя "обычным менеджером по продажам", заявил, что никакого интервью журналу не давал и, что он намерен разбираться с Forbes в суде.

Телеканалу НТВ, как утверждается в сюжете, "удалось найти" человека, который якобы и разместил загадочный материал в Forbes. Предприниматель по имени Андрей Михайлов объяснил, что выдумал героя интервью. Издательский дом "Аксель Шпрингер Раша", выпускающий Forbes, в ответ обвинил НТВ в проведении "спланированной кампании по дискредитации издания".

В издательском доме "Аксель Шпрингер Раша" Lenta.ru сообщили, что заказчиком материала была нижегородская строительная фирма — "Региональный центр", а плательщиком — ООО "Экспотек".

Нижегородская компания "Региональный центр", сайт и телефон которой были указаны в рекламном материале (домен reg-center-nnov.ru был зарегистрирован в день заключения договора с Forbes — 20 марта) заявила, однако, что не размещала никакой рекламы в журнале Forbes — "ни самостоятельно, ни через посредников в лице рекламных агентств, ни через физических лиц".

Как рассказал источник в "Аксель Шпрингер Раша", представители "Регионального центра" вышли на прямую связь один раз — 18 апреля, в день выхода номера с интервью Соловьева. Представитель компании пришел в издательский дом — якобы затем, чтобы убедиться, что рекламный материал действительно вышел в номере.

Через полтора месяца кадры, сделанные скрытой камерой во время этого визита в Forbes, попали в распоряжение НТВ.

В сюжете на НТВ помимо рекламного характера статьи обошли вниманием и тот факт, что в течение нескольких дней после выхода материала в Forbes интервью с Сергеем Соловьевым, с незначительными вариациями, появилось еще в паре десятков российских СМИ — и во всех без пометки на правах рекламы".

Lenta.ru связалась с несколькими изданиями, разместившими интервью Соловьева без пометки "На правах рекламы" — ни в одном из них о скандале с Forbes и иске от настоящего Сергея Соловьева не слышали.

После публикации статьи в Forbes и рассылки ее по изданиям креативные "разоблачители" разместили на нескольких форумах посты с вопросами, кто же такой загадочный Сергей Соловьев, о котором пишет весь интернет.

Пара десятков комментаторов пришли выразить свою поддержку Сергею Соловьеву на его страницу "ВКонтакте". Аккаунты многих из них оказываются на удивление похожими — молодые люди 1988-1990 года рождения, первая запись на стене появилась в апреле 2013 года, большинство постов представляют собой собственные фотографии и картинки из сообществ. Как выяснил портал RLN.FM, среди людей, добавивших Сергея Соловьева в друзья и оставлявших записи на его странице, обнаружилось немало участников петербургского интернет-проекта "Хомячки".

Предприниматель Сергей Соловьев впервые попал в поле зрения СМИ еще в феврале 2013 года, в рамках скандала из-за якобы проплаченной поездки писателя Дмитрия Быкова в город Нижняя Тура в Свердловской области. 23 февраля Быков провел творческий вечер в местном ДК, а вскоре после этого петербургское издание "Газета о газетах" написало об этом вечере с многообещающим подзаголовком "Дмитрий Быков за полмиллиона пропиарит кого угодно". 

"Газета о газетах", зарегистрированная Роскомнадзором в июне 2012 года, до этого была известна, главным образом, по скандалу из-за невыплаченных гонораров внештатным сотрудникам.

И в "Газете о газетах", и в "Кентер медиа", ее представляющем, говорят, что скандал с вымышленным предпринимателем Сергеем Соловьевым для них очень неприятен. Обе компании считают себя жертвами розыгрыша. "Кентер медиа" — из-за рекламного контракта, обернувшегося иском к Forbes, а "Газета о газетах" — из-за материала о Быкове, который издание опубликовало, положившись, как теперь выясняется, на информацию от вымышленного человека. Ответственность за "разоблачение" Дмитрия Быкова также взял на себя Андрей Михайлов, поспоривший с друзьями, что сможет доказать продажность "принципиального гражданина поэта".

Сейчас Сергей Соловьев, или же человек, называющий себя так, пытается отсудить у Forbes пять миллионов рублей за неприятности на работе и дома. Отвечая на вопросы о том, почему он не обратился с иском к самому Михайлову, Соловьев заявляет, что думал об этом, но сейчас "желания нет".

Многочисленные несовпадения и нестыковки в этой истории не помешали ей появиться на страницах нескольких изданий, включая федеральные "Известия", и в эфире федерального же НТВ. Журналисты вольно или невольно некоторые факты не проверили, а другие просто обошли вниманием — и в итоге Forbes предстал, как и было задумано организаторами "разоблачения", изданием, которое не гнушается за деньги ставить на свои страницы любую информацию и даже ломать жизнь простым людям.