Медиановости
/ Власть

3 ноября 2012 17:26

Петербургский курс толерантности

Краеугольным камнем петербургской программы «Толерантность 2.0» стал принцип мультикультурализма. Кто-то уже успел обвинить именно этот принцип в провале всей городской программы толерантности.

Мультикультурализм – это политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране культурных и религиозных различий. Уважение любого этноса и его традиций, отсутствие запретов и правил, которые нарушают культурологические принципы народов.

Европа уже открыто признает провал политики, основанной на этом принципе. В Германии, например, даже заявление о том, что ислам стал частью страны, вызывает бурю споров и протестов. Во Франции памятны запрет хиджабов и волна протестов мусульман. Отказ от строительства мечетей в Швейцарии. Все эти события, произошедшие лишь в последнее время, ставят крест на готовности европейцев воспринимать чужую культуру и религию в своей стране на равных правах. Со слов своих лидеров, европейские страны вынуждены терпеть сегрегированное сообщество, которое не разделяет европейских ценностей.

И вместе с тем Дмитрий Медведев, год назад заявил: «Нам нельзя дать себя спровоцировать на рассуждения по поводу краха мультикультуры». Это произошло в Башкирии на встрече с руководителями национальных и культурных объединений. Нынешний премьер-министр предостерёг и Европу от отказа от подобной политики.

На другом полюсе американская политика «плавильного котла». Приняв в себя множество культур, США сумели выстроить собственные культурные ценности, которые всегда превалировали перед внутринациональными. Люди, попадавшие в «плавильный котёл», могут только принять новую культуру, либо оказываются изгоями.

Целые страны запутались в своей политике, полагая выходки экстремистов за провал политики мультикультурализма. Что делает Петербург в таких условиях? Чем определяется его политика?

Программа «Толерантность» призвана создать благоприятную атмосферу межкультурного и межконфессионального взаимодействия в петербургском сообществе, расширить формы этнокультурного сотрудничества. Вместе с тем в её основе не лежит принцип мультикультурализма. Председатель городского комитета по внешним связям Александр Прохоренко, уверен, что сам мультикультурализм не содержит в себе ничего негативного. Проблемы начинаются при его неверной реализации. Основная проблема – сегрегированное проживание, при котором наблюдается отказ от интеграции, как со стороны трудовых мигрантов, так и со стороны окружающего их общества.

Первое поражение в борьбе с сегрегацией – появление районов компактного проживания трудовых мигрантов. Пока проблема не стоит остро и для борьбы с ней в каждом районе созданы классы обучения трудовых мигрантов и их детей русскому языку. Создаются классы для детей-инфонов, которые снабжаются специальными букварями для тех, у кого русский язык не родной. При этом город продолжает с уважением относиться к культурным традициям, организовывает специальные площадки для обеспечения религиозных ритуалов.

Политика толерантности сочетает в себе несколько эффективных подходов. Одновременно идёт воспитаний культуры толерантности и ведется профилактика ксенофобии. Многое делается для адаптации мигрантов, и создаются условия для этнокультурного взаимодействия. Особенность нашего пути заключена в недавнем благополучном общенациональном прошлом. Сохранить узы братства народов всегда проще, чем создать их заново. Поэтому даже знание русского языка стали проверять лишь с 1 декабря.