Медиановости
/ Медиасреда, Пресса, ТВ

2 июля 2013 19:42

Спортивные журналисты: "Борьба за картинку есть всегда"

Какова причина «футболизации» спортивной журналистики и какими способностями нужно обладать, чтобы добиться успеха на этом поприще – такие вопросы эксперты обсудили 2 июля на круглом столе «Спортивная журналистика 21 века».

2 июля в День спортивного журналиста представители данной сферы журналистики собрались в конференц-зале петербургского «ИТАР-ТАСС», чтобы обсудить проблемы спортивной журналистики.

Одной из основных тем стала футболизация спортивной журналистики. На ЧМ по легкой атлетике, который состоялся прошлым летом на московском стадионе «Лужники», пришло всего 500 человек, что было признано позором, о котором не принято говорить вслух. Около 80 процентов спортивной аудитории предпочитают исключительно футбол. Мнения о том, что является причиной этого явления – спрос или предложение - разделились.

Спортивный комментатор Кирилл Набутов заявил, что истинная причина «футболизации» в том, что этот вид спорта популярен у населения. «Нет никакой футболизации. Футбол – это даже не вид спорта, это религия и политика, - отметил журналист. - Мы показываем то, что хочет публика. Это спрос. Если будет спрос, мы будем делать. А воспитывать публику – это долгий и кропотливый процесс».

Коллеге Набутова, режиссеру и телекомментатору Эрнесту Серебренникову, формирование зрительских интересов представляется задачей не только выполнимой, но и важной. Эксперт отметил, что журналисты могут изменить ситуацию: «Раскачать публику? Есть технология. Она называется «количество упоминаний». Наша задача и наша роль – мы должны убеждать кое-кого, что на экранах должен быть не только футбол».

For men only

Среди спортивных журналистов большинство – мужчины. Литературный редактор газеты «Спорт день за днем» Кирилл Легков объяснил это тем, что спортивная журналистика входит во все еще существующую категорию «мужских профессий», где барышням просто не место.

«Я считаю, что это совершенно несовместимая работа с тем образом жизни, который должна вести женщина, - высказал свое мнение Легков аудитории, половину которой составляли представительницы прекрасного пола. - Как и с тележурналистикой вообще. Непонятно, кому она такая нужна, и кто на ней женится и кто ее будет терпеть, приходящую с работы в час ночи, потому что редакция во столько закрывается».

Еще одним аргументом стал тот факт, что основные освещаемые виды спорта – футбол, хоккей, баскетбол - имеют, преимущественно, мужскую аудиторию: как среди болельщиков, так и на  любительском уровне. «Они (женщины – прим. Лениздат.Ру) не знают, как это устроено», - отметил редактор. Интересно, что возражений это мнение не встретило даже среди собравшихся студентов факультета журналистики СПбГУ, где есть магистерское направление спортивной журналистики, и где два выпуска подряд были исключительно женскими.

Борьба за картинку

Спортивную журналистику профессионалы отрасли воспринимают как спорт – с той же страстью и с той же борьбой, только не за медаль, а за картинку.

Эрнест Серебренников рассказал о том, что во время соревнований спортсменов за пределами стадиона происходит еще одно соревнование. «Борьба за картинку есть всегда,  - рассказал он. - Установил камеры, провел провода – следи, чтобы никто их ничем не проткнул. И постоянно ищи лучшую картинку, более интересный способ подачи информации - так, чтобы у комментатора была возможность для интересных замечаний». Таким образом, спортивная журналистика представилась в словах собравшихся еще и командной игрой, что подтвердил Серебренников, подчеркнув, как важна совместная работа режиссера, оператора и комментатора.

Участники дискуссии затронули проблему освещения спортивных событий в печатных изданиях. Спорт – это действие, и только возможности телевидения позволяют показать картинку. «Уже недостаточно писать, какой ногой был забит гол – интересующиеся и так могут это посмотреть. Приходится выискивать за пределами стадионов то, что ускользнуло от телевизионной камеры, и что могло бы быть интересно читателю», -  отмечает Легков.

Спортивный журналист должен обгонять коллег и по уровню эрудированности. По мнению ведущего радио «Зенит» Игоря Евдокимова, спортивному журналисту необходимо обладать более широким кругозором, чем у любого другого журналиста, пишущего, например, об экономике. «Он должен делать вид, что знает все и всем интересуется», – добавил Евдокимов

Участники дискуссии отметили, что сегодня в отрасли наблюдается нехватка молодых кадров. Возможно, это связано с мнением, что журналисты, пишущие о спорте, должны заниматься спортом, любить спорт и быть, по выражению Легкова, «фанатиками своего дела».