Мнения
/ Интервью

8 июля 2013 16:36

Мария Алексеева: "Давать комментарии необходимо. То, что не сказал ты - скажут за тебя"

"Если вы продаете чай, вы же не будете говорить, что ваш чай не самый крупнолистовой. Вы скажете: "Наш чай очень вкусный". И здесь наша работа не отличается от любой другой", - таким видением обязанностей пресс-секретаря поделилась Мария Алексеева, отвечающая за связи со СМИ комитета по труду и занятости населения. В интервью Лениздат.Ру она рассказала, в чем "минусы" официального запроса.

- Расскажите, как вы оказались в Смольном?

- На самом деле, это сложный вопрос. Мне не так много лет. Я в 2009 году закончила СПбГУ,  кафедру социально-экономической географии, так что я ближе к экономисту, чем к журналисту. Но еще с 3 курса я начала подрабатывать в качестве журналиста-редактора муниципальных СМИ, потом сотрудничала с деловыми изданиями, – в основном, экономической направленности.

Можно сказать, что работа здесь – моя первая серьезная должность. Благодаря тому опыту, который у меня был, я представляю, как строится работа журналиста. Я понимаю, как непросто договориться об интервью, как сложно к нему подготовиться, не знаешь, что тебя там ожидает, входишь в какой-то кабинет, ждешь, что там будет какой-то чиновник при регалиях, с ним невозможно будет говорить, а комментарии он будет давать в рамках регламента…Я стараюсь такого эффекта избегать.

- А как работаете с журналистами?

- Работаю оперативно. От такого формата, как официальный запрос, по мере возможности отхожу. Прошу выслать список вопросов по электронной почте – это да. Стараюсь давать комментарии в течение нескольких часов, не затягивать с организацией интервью. Всегда учитываю запросы изданий, понимая, как иногда бывает, когда сдается, например, статья в печать через три часа. Для меня это не пустые слова. Хотя бывают безвыходные ситуации, когда мне говорят – дайте за час комментарии, а у меня начальник на мероприятии. И я физически не могу обозначить конкретные цифры – только ситуацию в целом. За час не всегда есть возможность сформировать в ответ запрашиваемую информацию.

- А вы давно на этой должности?

- Чуть больше года – с февраля 2012 года.

- А с какими журналистами или СМИ работаете больше других?

- В принципе, работаем со всеми, кто в этом заинтересован – от крупнейших СМИ до небольших Интернет-порталов. Конечно, профильные: «Вакансия», «Профессия» – и городские: «Петербургский дневник», телеканал  «Санкт-Петербург», «Санкт-Петербургские ведомости», «100 ТВ» – пожалуй, чаще просят комментарии, активнее посещают наши мероприятия и пресс-конференции. Технология работы со всеми одинакова. Никого не выделяю.  Другое дело, что у разных СМИ существуют «любимые» темы, которые больше всего интересны аудитории.

- А как часто приходится комментировать неприятные темы?

- Такое случается. В любом случае, я не считаю правильным что-то замалчивать, отказываться давать комментарий на острую тему. Наоборот, мы рассказываем, показываем цифры, даем факты. Другой вопрос: как люди их интерпретируют. Если журналисту корректно и понятно дать максимум информации, тогда он, как правило, видит полную картину, и, не гоняясь за какими-то сенсациями, правильно ее передает.

Но бывает, что журналисты хотят любой ценой подать некий «жареный» факт. Например, миграция – очень плодородная для подобных «сенсаций» тема. Взять хотя бы недавнюю историю с курсами русского языка для мигрантов. Кто-то пишет: ах, город не будет учить бедных граждан, приехавших трудиться к нам из-за рубежа. Начинаем разбираться.  Во-первых, работники  уже хотя бы с минимальным знанием языка должны приезжать, и, во-вторых, опубликовано исследование, согласно которому мало кто из трудовых мигрантов на эти курсы добирается. Вот я, например, мечтаю выучить испанский до конца, но после своей 8-часовой офисной работы мне сложно найти время и силы. А представьте, каково мигранту, отработавшему, скажем, 12 часов на стройке. В-третьих, денег на эти курсы в текущем году пока не предусмотрено. Но  некоторые СМИ все равно пытаются создать новость, что бедных мигрантов обижают, ущемляют. Мы могли бы промолчать, а журналисты, скорее всего, проинтерпретировали бы это так, как им удобно и выгодно. И я их прекрасно понимаю. Конечно, человек охотно прочтет статью с громким обвинительным заголовком в сторону городской власти. Только вот что из  написанного будет соответствовать действительности? Всегда найдутся 1-2 журналиста, которые захотят «накопать» сенсацию даже там, где ее нет.

На мой взгляд, единственный путь решения проблемы – в любом случае любому СМИ давать максимум информации, причем, аргументировано, с цифрами, с прямой речью руководства комитета, специалистов, начальников профильных отделов, юристов, чтобы поле для фантазий было максимально сужено. Потом, мы открыты для критики, если она конструктивна и основана на фактах, потому что это тоже обратная связь от горожан, от СМИ, хотя за свою относительно небольшую практику не могу припомнить прямо вот таких жестких отрицательных статей про нас.

- А что вам нравится и что не нравится в журналистах?

- Вы знаете, я, в принципе, сама работала журналистом, к тому же  выросла в  журналистской среде: родители, их окружение – это все очень профессиональные люди. То есть, у меня изначально довольно высокие стандарты. И меня крайне огорчает только одно – непрофессионализм. Например, когда человек приходит совершенно неподготовленный, когда звонит за пять минут до конца рабочего дня в пятницу, неправильно называет отчество председателя, путает название комитета и задает вопросы, на которые я не то что не могу, а в принципе не вправе давать ответы. Потому что они находятся вне компетенции комитета. И никакие аргументы журналист не принимает, подает все из серии «вы все равно должны». Или заявляет: «Ваш спикер не интересный. Хорошего интервью не получится». Это же твоя работа, чтобы интервью с любым собеседником было интересным!

Нравится, когда журналист немножко хотя бы пытается разобраться, а когда не может, – задает дополнительные вопросы. Видно, когда человеку интересно, когда у него есть заинтересованность в теме и в том, чтобы вышел хороший качественный текст.

Мы даем комментарии всем, и уважаем труд всех журналистов, но есть, конечно, вещи, которые  мне, как человеку, имеющему некий  опыт работы в СМИ, нравятся и не нравятся.

- А бывает такое, что вы в данный момент не можете комментировать? И как тогда – уходите от ответа?

- Нет, я спрашиваю обычно, сколько времени у меня есть, и стараюсь уложиться. Либо объясняю, что объективно – никак. И мы всегда находим какие-то пути. Когда нет на месте специалистов, я сама могу прокомментировать. Другое дело, что я должна запросить цифры в отделе. Могу, конечно, ограничиться формальным комментарием, что, да, работа ведется, и так далее, но  всегда хочется дать статистику, факты, показать реальные результаты работы, объяснить, что действительно делается. Разумеется, это зачастую требует времени, чтобы просто подготовить, собрать все факты, которые надо изложить. Бывает, прошу перезвонить. Если совсем никак – поручаю коллегам. Специалисты комитета уже тоже идут на сотрудничество, оперативно готовят информацию, – привыкли, что от меня никуда не деться (смеется). Я прекрасно понимаю своих коллег, которые заняты основной работой, и которым кажется, что что-то еще рассказывать журналистам – это не профильная работа, это ерунда. Но потихоньку приходит понимание, что работа должна быть видна и общественность должна о ней знать. А то так мы  будем работать, работать, работать, а все будут думать, что вот «правительство только сидит на нашей шее, и ничего не делает». Я довольна, когда есть возможность показать, что мы делаем что-то полезное для горожан в меру своих возможностей.

- Вы именно так видите миссию профессии пресс-секретаря?

- Я  так глобально никогда не задумывалась, но, наверное, да – всестороннее освещение деятельности комитета и выстраивание информационной политики – это мои первейшие и самые важные обязанности. Важно выстроить диалог, сократить дистанцию между властью и горожанами, добиться понимания работы комитета, а в идеале – уважения к этой работе, суметь максимально полно дать информацию, чтобы быть услышанным и правильно воспринятым.  

Естественно, есть некая стратегия, как освещать нашу работу в СМИ. Допустим, существует некое замечательное направление, о котором пока никто не знает. И мы придумываем, как его освещать. Конечно, в первую очередь задействуем профильные и дружественные СМИ. Но это не из серии «мы правительство, мы такие крутые, напишите про нас!». Я не считаю правильным действовать так. Можно сколько угодно рассказывать из всех источников, какие мы классные, но будет ведь понятно, что это «заказуха». Но если сами журналисты поймут проблему, заинтересуются темой и захотят ее показать со всех сторон, а редактор скажет: «да, это интересно», то и материал получится совершенно другого качества, тогда и читателю или зрителю будет интересно. Неправильно было бы пытаться навязывать изданию или редактору новости, которые были бы неинтересны их читателям.

Потом, всегда учитывается специфика.  Например, если приглашаешь телевидение, всегда стараешься задумываться – а будет ли картинка? Потому что если интересной картинки нет, то телесюжет уже не так хорош. Конечно, всегда можно задним фоном пустить наш центр занятости, какие-то планы о том, как безработные стоят у доски, комментарий нашего специалиста, и все. Но это уже не то. Если, например, издание не специализированное, – подбираешь спикера, который хорошо и доходчиво осветит тему, чтобы журналист  все понял и заинтересовался. Таких нюансов много.

- А как вы считаете, в задачу пресс-секретаря входит пиар комитета и создание ему положительного имиджа?

- Входит. Это естественно. Пресс-секретарь любой компании – коммерческой или государственной – неважно, любого масштаба, всегда работает так, чтобы подать с выгодной стороны деятельность своего учреждения. Это не то, что мы говорим, что мы вот такие идеальные, но если делается что-то хорошее, почему не рассказать?

Например, запускаем программу по переобучению мам с детьми до 3 лет. Она дает возможность в отпуске по уходу за ребенком получить новую профессию или повысить квалификацию, чтобы после отпуска вернуться востребованной на рынок труда. Об этом пока мало кто знает. Надо потихонечку рассказывать о программе, правильно показывать, доносить информацию, полезную горожанам.

Другой пример: у нас была потрясающая история, когда девушка прошла программу переобучения, причем выучилась на крановщика. Такая специальность, не очень женская. Но вот хотела. Ее переобучили. Она нашла себе работу, причем высокооплачиваемую – около 100 тысяч зарплата. И получив эту прибыльную профессию, вдобавок смогла устроить свою личную жизнь – познакомилась с другим крановщиком и вышла за него замуж. В результате получилась счастливая семья крановщиков. Мы обязательно расскажем эту историю. Это, может, и пиар, но  интересно, классно! И показывает, что мы действительно помогаем людям.

К тому же, если вы продаете чай, вы же не будете говорить: наш чай не самый крупнолистовой. Вы скажете: «Наш чай очень вкусный». И, вероятно, не соврете. И здесь работа пресс-секретаря комитета не отличается от любой другой подобной  работы. А положительный пиар и  горожанам пользу приносит. Так они узнают о наших абсолютно бесплатных и полезных услугах.

- А скрывать какие-то вещи приходится?

Ну а что мы можем скрывать? Бывают острые темы, но их не стоит делать закрытыми. Наоборот: необходимо обсуждать, объяснять причины возникновения проблем, их последствия, давать профессиональные комментарии. Ведь то, что не сказал ты, скажут за тебя!

- А ругались когда-нибудь с журналистами из-за неправильных статей?

- Было и такое. Опровержений не пишем принципиально, просто звоним журналисту или редактору в частном порядке и разговариваем. Можно, конечно, сказать, что мы комитет, вы нас оклеветали, пишите опровержение. Но опять же – это неправильно. Просто звоню человеку, объясняю, какие факты искажены и уточняю почему. Обычно извиняются и стараются не повторять ошибку. К тому же, это еще и вопрос взаимодействия – если вовремя и подробно даешь информацию, такого обычно не происходит. Все же большинство журналистов заинтересованы, чтобы факты не были перевраны, и охотно принимают какие-то уточнения.

Пару раз бывало неприятно, но это тоже часть работы. Рассказываешь, чтобы просто это не повторилось.

- Один из пресс-секретарей на предложение дать интервью в эту серию ответил, что – я процитирую:  «Согласно политике комитета, интервью на данный момент может давать только председатель комитета». Как вы считаете, это нормально? И какая, в таком случае, функция у пресс-секретаря?

- Я не знаю, что это был за комитет - может быть, у них такой профиль, свои особенности.  Возможно, там нельзя по-другому. Но скажу так: мне бы не  хотелось быть поставленной в такие условия, потому что для меня эта  работа сразу теряет смысл и интерес. И то, что всестороннее освещение деятельности комитета в прессе – это наша позиция, для меня – огромный «плюс».

- Что недопустимо в работе пресс-секретаря, есть какие-либо табу?

- Нельзя переходить на личности: не нравится мне журналист или издание, я все равно должна дать комментарий. Я не могу сказать, что «знаете, а с вашей газетой я работать не буду». Опять же, нельзя срываться. Показывать свое неудовольствие. Со всеми нужно быть вежливой, даже если люди ведут себя не очень корректно. В этом случае я обязана разобраться – что человек хочет, помочь переформулировать вопрос правильно. Даже если это пятница, 5 минут до конца рабочего дня, и у тебя планы на выходные. Потом, мы, как госслужащие, не имеем права давать какую-то оценку деятельности коллег из исполнительных органов или, тем более, законодательной власти, политики руководства города или страны. Даже если я, как человек, имею какое-то мнение, оно не должно накладываться на профессиональную деятельность. Здесь я разделяю себя как гражданина и себя как государственного служащего. Если это соцсети – стоит разделять госслужбу, да и любую публичную деятельность и фотографии «ню» или с бутылкой водки, которые иногда оборачиваются увольнениями. Если ты лицо организации – ты не можешь ругнуться матом на пресс-конференции или выложить ролик, где ты со своими пятью друзьями в стельку пьяный вытворяешь что-то такое. Как нравится проводить свободное время – это уже твой личный вопрос. Но в ситуации некой публичности всегда должен стоять и вопрос: имеешь ли ты право на это?

- А как вы думаете, работа пресс-секретаря имеет рамки рабочего дня?

- Я работаю внеурочно. Могу дать по выходным комментарий. Здесь мне повезло в какой-то мере –  председатель нашего комитета не только открыт к общению со СМИ в течение рабочего времени, но и, случается, приезжает  на съемку поздно вечером или в субботу, дает комментарии по телефону, находясь в командировках. Так что не только у меня есть желание и возможность работать, но и руководство идет на встречу. Другой вопрос, что в 7 вечера специализированный комментарий я уже не изобрету. Какой-то общий – да, но если нужны подробные сведения по узкой тематике, специалисты раньше утра уже ничего подробного не подготовят.

- Ну и последнее: что бы вы включили в «must-have» пресс-секретаря, портфель обязательных качеств?

- Коммуникабельность, гибкость, быстроту реакции и, как ни странно, логическое мышление в комплексе с неким  стратегическим подходом. Мы должны понимать, куда идем и куда хотим прийти. Еще хорошо, если пресс-секретарь умеет писать тексты. Хотя бы чуть-чуть. Конечно, возможно и без каких-то из этих умений работать пресс-секретарем, но, на мой взгляд, не оптимально, а может даже и неправильно.