Медиановости
/ Бизнес, Власть, Пресса

10 июля 2013 18:39

ГИПП передал Минпечати план реанимации отрасли

Гильдия издателей периодической печати (ГИПП) подготовила пакет законодательных поправок, который призван спасти печатную отрасль. 8 июля президент ГИПП Сергей Моисеев представил план мероприятий заместителю руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Владимиру Григорьеву на личной встрече.

Пакет поправок и мероприятий представлен в дорожной карте «Улучшение предпринимательского климата в сфере издания печатной продукции». «Документ специально сделан в формате документов министерств – дорожной карты. Ведь она разработана не для издателей , а для законодательной и исполнительной власти, совместно с которой мы что-то могли исправить», - объяснил президент Гильдии Сергей Моисеев. Дорожная карта ГИПП состоит из десяти пунктов, которые можно разделить на блоки: экономический, рекламный и блок распространения.

Помимо ГИПП, в состав которой входит более 200 издательств России, свои подписи под документом поставили руководители Российского книжного союза, Альянса руководителей региональных СМИ России, Альянса Независимых Региональных Издателей, Межрегиональной Ассоциации Полиграфистов, Ассоциации распространителей печатной продукции, Союза Столичных Издателей и Содружества бумажных оптовиков.

Принятые в этом году поправки к закону о рекламе и КоАП (о рекламе БАДов, запрете рекламы табака, алкоголя) и внесенный 4 июля на рассмотрение в Госдуму законопроект, предусматривающий запрет на рекламу лекарственных препаратов, серьезно подорвали бюджеты издателей и распространителей периодической печати. По мнению Сергея Моисеева, уже принятые меры привели к уменьшению доходов рекламного рынка на 30%, а принятие закона о запрете рекламы лекарств только ухудшит ситуацию.

Пониженные страховые взносы

Пакет законодательных изменений включил в себя поправки в налоговый кодекс, федеральный закон «О рекламе» и «О страховых взносах». Часть из них касается сохранения временных поправок, введенных на 2012-2013 годы.
В 2013 году действует поправка, закрепляющая страховые взносы для печатной отрасли на уровне 28%. Эта цифра включает совокупные взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. В 2014 году цифра составит уже 30%, а после 2014 станет равна базовому для всех других отраслей тарифу в 34%. Представители ГИПП требуют, чтобы ставка оставалась на уровне хотя бы 30%.

Списание возвращенного тиража

Другое предложение ГИПП предполагает включение возвращенных по причине нереализации товаров в перечень расходов, уменьшающих налоговую нагрузку. «Грубо говоря, когда распространители покупают у нас тираж на неделю, то, что они не распродадут, мы обязуемся выкупить обратно, - поясняет юрист Гильдии Вячеслав Ремнев. - И на эти остатки действует  налог на прибыль. Мы хотим, чтобы, во-первых, остаток ушел из графы о нереализационных доходах, а во-вторых, распространить нормы списания нереализованной продукции на возвращенный тираж и увеличить процент списания с 10 до 20% от всего тиража».

Льготное налогообложение

Также Гильдия предлагает вернуть льготный 10-процентный налог на все услуги, входящие в цикл производства печатной продукции. В 2002 году, все услуги, кроме прямых продаж прессы, стали облагаться стандартным 18% НДС. «Получается, если мы продаем газету – мы платим 10% НДС, а если мы их распространяем – то уже 18%. Учитывая, что распространением занимаются, в основном, именно распространители, а не издатели, мы вынуждены им продавать с 18% НДС, а они – уже с 10%», - комментирует ситуацию Ремнев.

Кроме этого, ГИПП предложила внести организации по розничному распространению прессы в перечень налогоплательщиков ЕНВД (единый налог на вмененный доход) независимо от количества сотрудников, занятых в этих организациях. ЕВНД распространяется только на ИП и малые предприятия, которые платят только страховые взносы и 6% ЕНВД от своего оборота. Изданием и распространением сегодня зачастую занимаются как раз ИП или мелкие предприниматели, и такая мера могла бы помочь сохранению рынка, считают авторы дорожной карты.

Рентабельность киосков

ГИПП намерена затронуть и вопрос распространения печатной прессы, о котором неоднократно рассказывал Лениздат.Ру. Гильдия предлагает установить нормативы по количеству киосков печатной прессы – не менее одного киоска на 1,5–4 тысячи человек, в зависимости от количества проживающих в населенном пункте. Кроме этого, было рекомендовано установить льготные тарифы на аренду земли, разрешить использование киосков в качестве носителей наружной рекламы и пунктов приема-выдачи интернет-товаров, а также расширить перечень оказываемых населению услуг, добавив возможность принимать коммунальные и иные платежи, торговать мороженым и соками. «Вторым шагом по спасению киосков станет создание рабочей группы, которая выработает комплекс единых условий и порядка предоставления мест под размещение объектов торговли газетно-журнальной продукцией. Но для этого сначала надо понять, как будут работать те рекомендации из предложенного нами списка», - объяснил юрист Гильдии.

Таможенные пошлины ВТО

Изменения должны коснуться  таможенных пошлин, убеждены представители Гильдии. При вступлении в ВТО Россия указала 5-процентный налог на используемую в изготовлении журнальной продукции мелованную бумагу. Между тем, в РФ пониженная ставка была введена в качестве поправки сроком на 1 год. С февраля 2014 года ставка должна составить уже 15%.Представители ГИПП потребовали, чтобы эта пошлина осталась постоянной «в соответствии с теми обязательствами, которые Россия взяла на себя при вступлении в ВТО».

Еще одним пунктом по спасению рынка печатной прессы стало предложение о разработке и введении методики определения размера субсидии на возмещение затрат на доставку периодических печатных изданий, распространяемых по подписке.

Положения дорожной карты Гильдии коснулись и недавно принятого закона о рекламировании БАДов в СМИ. ГИПП предлагает отменить ответственность рекламораспространителя за содержание рекламы. «Логично, что  ответственность легче взвалить на прессу, которая печатает у себя рекламу, чем  на фирмы-однодневки, которые практически невозможно найти, - отмечает Ремнев. - Самым рациональным выходом будет ужесточение регистрации биологически активных добавок  или торгующих ими фирм и создание единого реестра БАДов, к которому могли бы обращаться рекламораспространители».

Моисеев отметил, что о прогнозах результатов работы авторов карты говорить пока рано: «Этот документ еще только скелет, на основе которого должны создаваться законы. Но я вижу, что дорожная карта уже не успевает за жизнью: пока мы ее делали, уже поменялся закон по БАДам, например. Его уже надо видоизменять. Я постараюсь, чтобы какие-то пункты из этой карты воплотились в жизнь – это будет достижением для всей издательской отрасли». При этом президент добавил, что представители отрасли намерены лоббировать положения карты.

По словам Моисеева, в сентябре дорожную карту рассмотрят и обсудят органы власти и представители издательской отрасли: «Конференция будет проходить под эгидой министерства связи и Роспечати. В идеале, по результатам конференции по каждому пункту дорожной карты будут созданы рабочие группы из представителей обеих сторон».