Медиановости
/ Бизнес, Власть, Конфликты

12 июля 2013 19:09

Медиамагнат Алишер Усманов требует извинений от Александра Минкина

Обозреватель газеты «Московский комсомолец» Александр Минкин рассказал о неоднократном давлении на него со стороны олигарха и медиамагната Алишера Усманова. Основными причинами стали публикации журналиста о незаконной застройке природного заповедника на реке Сходня, где проходит граница между Москвой и Московской областью. Поведение олигарха Минкин расценивает как попытку оказать на него давление.

Статья  Александра Минкина, посвященная истории двухлетней борьбы с незаконной стройкой, опубликована 12 июля в «Новой газете». Обозреватель «МК» обращается к Владимиру Путину: «Обвинения, г-н президент, которые вы здесь прочтёте, касаются не только богачей и чиновников, но и двух последних президентов России: Медведева и вас».

«Летом 2011 года, — пишет Минкин,  — началась стройка на территории заповедника «Природный парк — Долина реки Сходня». Оказалось, что владелец строительных компаний — Антон Винер, сын заслуженного тренера РФ Ирины Винер, — пасынок олигарха Алишера Усманова. По сообщению журналиста, часть разрешительных документов на стройку отсутствует, а часть — «ничтожные бумажки, фальшивки». В доказательство Минкин приводит ответы на обращения из Федерального агентства водных ресурсов, выдержки из иска Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области, письмо экс-министра минприроды Трутнева губернатору Московской области Громову.

Владельцы стройки сообщали, что вообще-то строят спортивные комплексы и «Олимпийскую деревню». Однако журналисту удалось доказать, что на месте бывшего природного парка будет 17 восьмиэтажек элитного жилого комплекса с подземными гаражами. Незаконной застройке Александр Минкин посвятил ряд статей в «Московском комсомольце»: «Свежее преступление», «Наглое преступление», «Преступники наглеют», «Высочайшее бессилие». После этого с журналистом попытались «подружиться».

В апреле 2013 года Минкину позвонил сам Алишер Усманов. В статье «Новой» журналист приводит фрагмент эмоционального двадцатиминутного разговора:

— Ты оскорбил мою жену! (Усманов повторил это много раз.)
— Ты ошибаешься.
— Ты должен извиниться перед Ириной.
— За что?
— Там строится прекрасная спортивная школа для детей, школа олимпийского резерва.
— Тебя обманули. Там строится жильё.

Усманов пригрозил разбирательством в суде. Доказательства своей точки зрения – фотографии забора, окружающего стройку – Минкин переслал олигарху по электронной почте. Разговор он счел «откровенным давлением», изложил в служебной записке главному редактору «МК». И обратился в Генеральную прокуратуру, откуда его направили в Следственный комитет.

Усманов, по словам Минкина, ему больше не звонил. Зато начали поступать звонки от «ходоков Винера» с предложением «дружить» и малопонятные встречи с «миротворцами». «Некие Елена и Давид», как рассказывает обозреватель, приходили в редакцию и уговаривали его «не поносить людей и вообще этот проект». Называть свои фамилии и должности, а также соглашаться на диктофонную запись и присутствие свидетелей разговора посредники Усманова категорически отказывались.

Следующим визитером стал Николай Крылов, который представился юристом Усманова. По мнению Минкина, юрист согласился прийти в здание редакции только потому, что понял – при других условиях встреча не состоится. Крылов объяснил требования: извиниться перед Ириной Винер, перед Алишером Усмановым. Сообщил, что Антон Винер подставил мать, его отстранили от проекта. Кроме того, юрист отметил, что «проработал» все публикации «МК» , придраться в суде не к чему, «впечатление, что тексты до публикации проверяла бригада американских юристов». 

- Сейчас я вас с Алишером Бурхановичем соединю, вы извинитесь…
— Как же я могу? Стройка же идёт.
— Ну, напишите несколько слов на бумаге, в произвольной форме. Типа: «Уважаемая Ирина Александровна…», - цитирует диалог с юристом обозреватель.

Минкин предложил пойти на компромисс: если стройку прекратят и природный парк вернут местным жителям, он готов принести «любые извинения в любой форме». 13 июня разрешение на строительство отозвал первый заместитель главы Химок  Раис Ахмадеев. Однако спустя три дня стройка возобновилась, а через неделю чиновник был уволен.