Медиановости /
Власть

16 июля 2013 13:03

Минэкономразвития раскритиковало законопроект о SMS-рассылках

Минэкономразвития раскритиковало законопроект о SMS-рассылках
 
Министерство экономического развития РФ раскритиковало законопроект о регулировании рынка мобильного контента, недавно принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации. Министерство считает, что законопроект до сих пор не устраняет пробелов в законодательстве, регулирующем сферу контентных услуг. Некоторые его положения вводят избыточные ограничения и обязанности для участников рынка, а также способствуют возникновению дополнительных расходов, говорится в заключении Минэкономразвития.
 
Напомним, авторы данного законопроекта — Минкомсвязи и депутат ГД от "Единой России" Сергей Железняк называли основной целью поправок борьбу с sms-мошенничеством, на которое все чаще жалуются абоненты. Депутаты предложили два основных способа борьбы с мошенничеством. Первый — абонент должен дать явное согласие на оплату сервиса, который предоставляет ему, используя сеть оператора, сторонний контент-провайдер. Второй — создание по запросу абонента второго счета специально для оплаты таких услуг: это должно минимизировать потерю средств, если сервис, на который подписался человек, оказался мошенническим.
 
В заключении Минэкономразвития отмечается, что законопроект нечетко прописывает критерии, по которым определяется согласие абонента на получение контентных услуг. В документе сказано, что оператор может оказать услугу только с согласия абонента, "выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение данных услуг". Но однозначно идентифицировать абонента сложно, пишут юристы Минэкономразвития: например, если согласие выражается путем набора определенных команд на телефоне, то неясно, как подтвердить, что в этот момент телефоном пользуется конкретный человек. Эта сложность еще возрастает, если номер зарегистрирован на юридическое лицо. А если абонент будет изъявлять согласие на получение услуг иным образом, то это может ввести его в дополнительные издержки, говорится в заключении. Кроме того, из проекта неясно, чем принципиально отличается согласие абонента на услуги третьих лиц (контент-провайдеров) от его же согласия приобрести сервис самого оператора.
 
Эти детали можно прописать в подзаконных актах, но необязательно, считает источник в Минкомсвязи: все решит практическое применение этого закона. Представитель министерства не стал официально комментировать ситуацию, передают "Ведомости".
 
"Мегафон" считает важным, чтобы действия, однозначно идентифицирующие абонента и позволяющие достоверно установить его волеизъявление, совершались с использованием абонентского оборудования, а не иным образом (например, через интернет), говорит представитель компании Юлия Дорохина. "Молчание не может признаваться согласием абонента", — подчеркивает она. МТС уже сейчас работает в соответствии с нормами законопроекта, говорит ее пресс-секретарь Ирина Агаркова. При заказе контент-сервиса клиент получает sms-сообщение с информацией о полной стоимости услуги и кодом, который необходимо ввести на специальном сайте для подтверждения покупки, — "таким образом он явно, однозначно и достоверно подтверждает желание воспользоваться сервисом".
Пресс-секретарь "Вымпелкома" Анна Айбашева воздержалась от предположений о том, что могло бы свидетельствовать о согласии абонента получать услугу.
 
Председатель Ассоциации провайдеров мобильных услуг и контента Надежда Анциферова считает позицию Минэкономразвития взвешенной: "Мы также отмечали в законопроекте ряд неясных формулировок, в том числе и ту, что касалась однозначности идентификации абонента". Анциферова полностью согласна с выводом Минэкономразвития о том, что есть альтернативные возможности регулирования этого рынка и что необходимо усиление работы правоохранительных органов.
Теги:  закон