И швец, и жнец, и на дуде игрец - чтобы быть востребованными, PR-специалистам сегодня необходимо быть одновременно маркетологами, рекламщиками и ивент-менеджерами. Несмотря на расширяющийся список необходимых компетенций, доходы представителей отрасли увеличиваться не спешат.
По результатам исследования, проведенного порталом "HeadHunter" специально для Лениздат.Ру, средняя заработная плата PR-специалистов по Санкт-Петербургу за первое полугодие 2013 года составляет 35 тысяч рублей – таким же оказался средний заработок за аналогичный период прошлого года.
Московские специалисты зарабатывают больше в среднем на 42% - в первом полугодии доход столичных коллег был на уровне 50 тысяч рублей в месяц.
Такое расхождение в цифрах представителей отрасли не удивляет. "В столице на порядок больше СМИ и лидеров мнений. Соответственно, там и блокировать повод сложнее, и быть заметным непросто", - пояснил PR-директор северо-западного филиала компании "Мегафон" Александр Цыпкин.
К профессиональному празднику – Дню пиарщика, учрежденному в 2004 году, Лениздат.Ру опросил экспертов отрасли и постарался обозначить основные тенденции развития сферы.
Все в одном
"Большинство работодателей с "клиентской" стороны ищут мифического "пиарщика", который и пишет красиво, и холодные звонки делает, и презентации в 3D ваяет, потрясает контрагентов шикарным декольте и потрясающим кантонским диалектом», - выразил общее мнение совладелец PR-агентства "Leo August Branding" Илья Чертков.
Сегодня работодатели ждут от специалиста навыков не только в PR-отрасли, но так же и в маркетинге, рекламе, ивент-менеджменте и SEO. По мнениюЧерткова, в будущем рынок пиара перестанет существовать в отдельности, вобрав в себя рынки маркетинга, рекламы, дизайна и ивент-менеджмента. "Всё это логичным образом смешается в едином рынке смысловых коммуникаций, где те или иные инструменты, подходы и задачи пиара будут лишь одним из сегментов единой коммуникационной деятельности", - отмечает он.
"В наши дни специалист по PR - и швец, и жнец, и на дуде игрец, - добавляет PR-специалист "ЭСКМО" Светлана Яремич. - Специалист по PR – очень "гибкая" профессия, в него легко трансформироваться, будучи специалистом другой области, и уйти из PR в другую сферу также легко. Журналисты часто становятся пиарщиками, пиарщики уходят в event-менеджеры, event-менеджеры пробуют себя в рекламе или маркетинге. Это такой большой котел, где все мы варимся".
С другой стороны, эксперты отвечают, что вместе с широким набором профессионального инструментария от специалиста ждут глубокого знания специализации. "Внутри самого рынка намечается тренд на своеобразную "гильдизацию", - отмечает Илья Чертков. - Гильдии распределяются по клиентским отраслям: коммуникаторы в сфере девелопмента и строительства, в сфере услуг, в сфере спорта и т.д."
Исследование портала "HeadHunter" подтверждает экспертные оценки - не редко в небольших компаниях функции PR-специалиста выполняют маркетологи или менеджеры по маркетинговым коммуникациям.
Мастер манипуляций
Сегодня компании требуют от PR-специалистов не просто достижения положительного имиджа, но и продвижения конкретных товаров и услуг. Цели постепенно сдвигаются к продвижению товаров, а методы – к пропаганде.
"От PR-специалистов ждут навыков ведения информационных войн, пропагандистской работы, - поясняет экс-декан факультета журналистики СПбГУ, депутат ЗАКСа Марина Шишкина. - Работодатели требуют от кандидатов защищать, внедряться, умудряться попасть на страницы СМИ за меньшие деньги, напечатать заказную статью, разработать кампанию против конкурента – и это стало обычным делом!".
С другой стороны, Александр Цыпкин отмечает, что моральный аспект становится одним из пунктов, который учитывают профессионалы отрасли, соглашаясь на ту или иную работу. «Пиарщики стали оценивать в большей степени этичность тех или иных проектов. В общем, разгребать авгиевы конюшни и прикрывать всяких мошенников желающих все меньше», - добавляет PR-директор "Мегафон".
В любом случае трансформация задач налицо. Если раньше от представителей отрасли требовалось сформироватьпривлекательный образ компании или бренда, а основной задачей было добиться доверия аудитории, то сейчас все более актуальной задачей становится непосредственное продвижениетовара или компании.
"Происходит трансформация рынка пиара и слияние со смежными направлениями: social media, блоггинг, event, вирусный маркетинг, SEO", - резюмирует Яремич.
PR– это коммуникационная практика, которая существует только в рыночных отношениях. "Сегодня мы имеем те формы пиара, которые очень четко отражают состояние рынка - экономического и политического, пояснила Шишкина. - Есть ли у нас политическая конкуренция?.. Отсюда и пиар такой. Он абсолютно четко отражает что есть в экономике, и что есть в политике. Есть политическая конкуренция – будет политический пиар, нет политической конкуренции – будет пропаганда".
Именно из-за отсутствия конкурентного рынка профессионалы отрасли могут говорить о тенденции превращения классического пиара в инструмент пропаганды.
PR уходит в Интернет
Одной из очевидных тенденций рынка пиара эксперты назвали уход активности во всемирную паутину. Среди PR-направлений работы по запросам кадров наиболее популярным является интернет-продвижение.
"Наиболее популярны те отрасли пиара, которые связаны с digital и компьютеризацией, - подтверждает Марина Шишкина. - Это более свободное и дешевое поле. Сюда уходит вся активность".
Такого же мнения придерживается и Светлана Яремич: "На первое место вышел PR в интернете. А работа с офф-лайн СМИ постепенно отходит на второй план. Если раньше в задачи PR в основном входила работа со СМИ, сегодня работа с Media Relation уступила свои позиции направлениям, связанным с интернет-продвижением".
Огромную роль в PR-коммуникациях стали играть социальные сети. "Джинса» и "заказуха" теряют в эффективности - их тут же "валят" в комментариях, - отмечает Александр Цыпкин. - Раньше многие пиарщики занимались просто размещением платных публикаций, а теперь ее надо написать так, чтобы никто даже не догадался, что это заказ".
Цыпкин подчеркнул, что роль социальных сетей и умение работать в них сегодня огромна. "Соцсети стали публичной жалобной книгой. С помощью качественного мониторинга соцсетей можно значительно улучшить коммуникацию со своим потребителем. Но там нельзя общаться языком пресс-релиза. Необходимо быть человеком, а не самопишущей машинкой и автоответчиком. Необходимо создавать ощущение постоянного присутствия. Раньше новость обсуждали неделю, а теперь даже если на землю Луна свалиться, через день это будет уже не новостью: все "обшутятся", "обинстаграмятся" и забудут".