Медиановости /
Интернет, Конфликты, Медиасреда

7 августа 2013 15:21

Фабрика газетных "уток"

Фабрика газетных

Отечественные медиа нередко обвиняют в публикации непроверенных слухов. Это объяснимо: в современном информационном потоке нелегко удержаться на плаву. Один из возможных "подводных камней" для журналистов – псевдо-СМИ – издания, чья основная миссия – придумывать новости.  

Прародителями фейковых СМИ считают общественно-политические сатирические журналы, появившиеся за рубежом в 1980-е годы прошлого века. Классический пример подобного издания – английский Private Eye. Журнал помещает на своих страницах фельетоны, обзоры, подборки глупых высказываний политиков и многочисленные карикатуры. Кроме того, Private Eye грешит публикациями непроверенных скабрезных слухов и заведомо ложных сенсаций.  

Такая сатира существует повсеместно: еженедельная газета Le Canard Enchaîné во Франции, немецкий журнал Titanic, испанская El Jueves, la revista que sale los Miércoles (название буквально переводится как "Четверг – газета, выходящая в среду").

Однако сама сатирическая направленность издания прозрачно намекает читателю: не стоит верить всему, что написано на его страницах. Ситуация кардинально меняется с повсеместным приходом средств массовой информации в интернет.


Одним из первопроходцев стало знаменитое "агентство сатирических новостей" The Onion. Основанное в 1988 году, псевдо-медиа имеет собственный сайт, газету тиражом в 400 тысяч экземпляров и крупный офис в Чикаго. The Onion в равной степени комментирует вполне реальные события и генерирует собственный контент. Сайт сатирического агентства посещают более семи с половиной миллионов уникальных пользователей в месяц.

onion.jpg

"Новость дня: кругом фигня"

Нередко официальные СМИ верят The Onion и перепечатывают выдуманные новости. Забавный случай произошел с главной китайской газетой "Жэньминь Жибао" в конце 2012 года. В заметке на сайте издания сообщалось, что лидер Северной Кореи Ким Чен Ын признан "самым сексуальным мужчиной". В связи с таким значимым событием китайская газета опубликовала галерею из 55 фотографий "сердцееда".

В качестве первоисточника "Жэньминь Жибао" цитировала новость с сайта The Onion, которая, разумеется, являлась выдумкой. Вымыслы агентства в разное время принимали за "чистую монету" российские СМИ, издания в Иране и Бангладеше.

В 2007 году The Onion стал снимать видеорепортажи и делать радиопередачи. Один из характерных "выпусков новостей" The Onion называется вполне в духе этого медиа: "Новость дня: кругом фигня". Сотрудник The Onion Роберт Сигал написал сценарий о работе "трэшового" американского телеканала, по которому впоследствии был снят фильм "Луковые новости".

А вот образчик творчества The Onion:

"Thousands Of Eggs Pushed Out Of Nests After Birds Legalize Abortion". The Onion, 5.04.2013

Вслед за окончательным решением Верховного Птичьего Суда за № 7-2 об отмене закона птичьего мира о запрете абортов, для миллионов птиц по всей стране четверг был провозглашён днём репродуктивного права, побудив тысячи будущих родителей принять роковое решение о выбрасывании  яиц из своих гнёзд.
"Это решение суда о том, что планирование чьего-либо тела и гнезда должно быть сугубо индивидуальным делом каждого", - написал судья по делам желторотиков Уильям Крикосов в своём мажоритарном постановлении, уполномочившем птиц Соединённых Штатов Америки прерывать инкубационный период в любой момент на протяжении всего периода до появления потомства.

Первая из несерьезных

В России первой на поприще несерьезных медиа вступила газета "Московская комсомолка". Экспериментальное издание, задуманное как бульварный таблоид, существовало в качестве приложения к "Новым известиям", принадлежавшим Борису Березовскому. Первый номер "Московской комсомолки" вышел в сентябре 1999 года. Заместителем главного редактора в газете стал Дмитрий Быков, регулярно печатались Сергей Доренко и Александр Невзоров. Сотрудники "Московской комсомолки" позиционировали издание как "злобное". Газета с незначительным тиражом в 25 тысяч экземпляров просуществовала до начала 2000 года.

aaal.jpg


"…Novae res a nobis confictae"

Широкое распространение интернета создало уникальную возможность беспрепятственно создавать собственные "средства массовой информации" и печатать там все, что вздумается. Наиболее известным фейковым медиа в России на сегодняшний момент является РИА FogNews, созданное относительно недавно – в январе 2012 года. Статистику посещаемости авторы ресурса скрывают и отшучиваются: "По данным службы "Яндекс.Метрика", вот, не далее как вчера, заходил сам Семён Петрович. Попил с нами чаю и обещал захаживать. После него, в этот же день, к нам на огонёк заглянуло ещё 40 869 человек".

fognews.jpg

Популярность агентству "Фогневс", как его зовут сами создатели, практически мгновенно принесла пара новостей, широко растиражированных нормальными СМИ. В феврале прошлого года Филиппу Киркорову пришлось официально опровергать новость  о свадьбе с таинственной 37-летней актрисой из Вологды. Фальшивую заметку FogNews перепечатало большинство интернет-СМИ.  Значительную роль сыграла репутация Киркорова – медийщики решили, что певец опять создает себе дешевый пиар на пустом месте, и про "утку" и ее создателей быстро забыли. Проигнорировали даже официальное обращение редакции "Фогневс".
 

"Обращение к Интернет-СМИ". ИА FogNews, 07.02.2012

А как же принцип журналистики, на котором зиждется всё, что делает вас "четвёртой властью" — категорически не пускать непроверенную информацию в массы? А как же моральный принцип (коль уж всем в медийном Рунете плевать на закон) упоминать в публикации первоисточник? Почему вы вдруг все про это забыли? Или $$$ рекламодателей заставляют поступиться моралью?
Ребзя, но ведь так нельзя! Нельзя, и всё тут. В погоне за "жареными" сенсациями вы потеряли лицо. Мы не в Японии — мы в России, и я не стану призывать вас делать себе сеппуку, но так хочется вас чуть-чуть пристыдить… Нет, не стыдно? И ладно. И не надо. Завтра мы напишем, что Владимир Путин уходит в отставку. Что ему всё осточертело, и он решил уйти, как в своё время ушёл Борис Николаевич Ельцин. Ба, что я вижу! Какое кислое выражение лиц! Конечно, перепечатывать такое кишка тонка. Можно ведь и того, по шапке получить, правда?

FogNews.ru продолжит и дальше радовать своих читателей, но с оглядкой на полученный от вас, коллеги, урок. И, кстати, принимаем поздравления. Сегодня нашему сайту исполнилось 10 дней! И это первый и последний раз, когда мы говорим вам правду, не прикрытую паутинкой аллегории. И потом не говорите, что вы этого не читали.

Агентство фактически раскрыло карты, но это не помешало журналистам продолжать вестись на придуманные сенсации. В марте "Фогневс" "попрощалось" с сетью заведений быстрого питания "Макдональдс". Журналисты FogNews ссылались на Роспотребнадзор, сотрудники которого  "пришли к выводу, что фастфуд наносит непоправимый ущерб здоровью россиян, и ему больше не место в стране, где есть своя богатая национальная кухня".

Шумиху российские интернет-СМИ подняли такую, что пресс-службе компании пришлось разослать по редакциям официальное сообщение:  "McDonald's в России заявляет, что информация от 23 марта на сайте придуманных новостей полностью не соответствует действительности". Чтобы медиа окончательно перестали доверять информации FogNews, потребовалось еще несколько крупных скандалов.

 "Увы, степень абсурда в реальности, с которой сосуществует общество, не всегда позволяет отличить сатиру, пародию на действительность от самой действительности в том случае, если поперек заметки не написано большими красными мигающими буквами: "Осторожно, злая сатира!", – поясняли доверие к FogNews его создатели в интервью Colta.ru. Забавно, что ни читатели, ни журналисты поначалу не обращали внимания на подзаголовок на сайте Fognews – "…novae res a nobis confictae", что с латыни переводится как "новости, которые мы придумали".

"Церковные реформы: РПЦ меняет название и облик".ИА FogNews, 27.02.12

Согласно тексту Акта, РПЦЗ прекращает своё существование и объявляется епархией Североамериканской и Мексиканской; образовавшаяся же после слияния единая православная Церковь будет носить название Патриархальная Православная Церковь. Или сокращённо — ППЦ. Помимо всего прочего внесены серьёзные поправки и изменения в Правила поведения в помещении церкви.
С указанной даты женщинам официально разрешается посещать церковь в джинсах и блузках с глубоким вырезом декольте; в зданиях храмов, наконец-то, появятся скамейки по образу и подобию католических костёлов, которые позволят православным прихожанам сидеть во время богослужения; перестало возбраняться приводить на службы домашних животных, которых теперь станет возможным крестить и причащать за отдельную плату, устанавливаемую каждым настоятелем самостоятельно, согласно внутреннему прейскуранту цен на религиозные обряды.

"Мы не клоуны, мы – зеркало"

Авторы проекта, кстати, подчеркивают,  что сравнение с американским аналогом, The Onion,  для них оскорбительно: "Мы работаем в России. Мы тоньше, изящнее и намного интеллектуальнее. И наш читатель умнее читателя The Onion. Мы у него специально для этой цели брали интервью. Он нам так и сказал: "Я умнее!" Вот нам и приходится тянуться за читателем".

Большинство новостей, опубликованных на сайте FogNews, адекватного человека заставляют только улыбнуться. Например, заметка "Если не Путин, то кот!" о всероссийских выборах кота, который лучше Путина. Или новость о круглом столе в детском саду на тему "Власть и общество: вызовы современности", который провел Дмитрий Медведев. Казалось бы, схема простая: публикуешь смешные и абсурдные истории, размещаешь рекламу, зарабатываешь деньги.

Однако замысел FogNews куда тоньше. "В настоящее время мы не сдаём площади сайта под рекламные объявления", – написано в разделе "Рекламодателям" на сайте. В качестве "партнеров" указаны только "Пятый канал", "Аргументы и факты" и компания "Digilex", которая занимается защитой от DDoS-атак. Кажется, это тоже тонкая ирония коллектива "Фогневс".

Да и с юмором не все так просто. "Задача агентства сатиры – представить окружающую действительность с неожиданной стороны, заглянуть в ее изнанку, – говорили создатели FogNews в интервью журналу "Большой город". – Мы не клоуны, не кривляки. Мы – зеркало. Зеркало, кривизну которого определяют аллегории и метафоры. Перед нами не стоят задачи шокировать или рассмешить публику. Мы не отвечаем на вопросы общества, но ставим их перед ним. Мы заставляем людей задуматься".

Зеркало действительности не всегда кривое. Например, на сайте вымышленных новостей появилась вполне серьезная новость о принятом весной этого года законе, который позволяет регионам отменить выборы губернаторов. Все, включая цитату депутата от КПРФ, – достоверная информация. Видимо, российская действительность настолько абсурдна, что реальные события вполне подходят для сайта вымышленных новостей.

Ближайшие конкуренты FogNews – частное информационное агентство Smixer. В отличие от "Фогневс", у Smixer новости столь абсурдны, что мало кто способен принять их за чистую монету.


Кандидаты в мэры Москвы примут участие в дебатах с самими собой. Smixer.ru, 20.07.13

Новый формат политических дебатов разработан к предстоящим выборам столичного мэра на телеканале "Москва 24". Как рассказали Smixer.ru в редакции канала, теперь кандидаты смогут задать вопросы не только своим соперникам, но и самим себе.
Например:
— "А подхожу ли я для столь высокой должности? Смогу ли выполнить все наказы москвичей?"
— "Получится ли будучи во власти не украсть ни копейки? Удержусь ли от соблазна откусить кусок пожирнее от бюджетного пирога?"
— "Кто я — тварь дрожащая или кандидат в мэры земли московской, черт возьми?"

smixer.jpg

"Сатиричні "фейкові" новини"

Создатели ресурса заявляют, что их профессия – именно делать новости. "Привычная для новостных сообщений информационная составляющая в наших сообщениях отсутствует. Она заменена на литературно-творческую составляющую, основанную иногда на реалиях современного информационного поля", – сообщается в разделе "О проекте". Поэтому, предупреждает Smixer, любое сходство с существующими в оффлайне лицами и фактами – не более, чем обычное сходство.

Новости агентства вроде "Наступающий понедельник будет аномально легким. Впервые за 150 лет" или "Очередной житель Зимбабве принял решение свалить из этой страны. Нечего там делать" вряд ли способно перепечатать какое-либо средство массовой информации. Однако отличившиеся есть даже в случае с откровенно сатирическим Smixer.

К примеру, в 2010 году украинский портал "Обозреватель" не просто поверил новости  о том, что слово "***" будет изъято из русского языка, но и умудрился присвоить себе комментарий "специалиста".

"Smixer.ru считает совершенно нормальным и правильным, когда кто-то репостит его "новости", – отреагировали владельцы агентства. – Но когда очередной "информационный лидер" начинает выковыривать прямо из текста упоминания источника, и запихивать себя, это уже не плагиат, а маразм, еще больший, чем решение об отмене ***".

Впрочем, в братской Украине есть свое фейковое информационное агентство, UaReview. "Сатиричні "фейкові" новини", – деликатно предупреждают сомневающихся в "подвале" главной страницы сайта. Тонкий намек есть и на более заметном месте – надпись в правом верхнем углу: "Ми щодня пишемо правду. Чесно". "Правда" у агентства есть, например, про бывшего депутата Верховной рады: "Тарас Чорновіл заявив, що про нього забули"("Тарас Черновол заявил, что про него забыли").

UaRewiew довольно популярен у сограждан: в месяц "новостями" информагентства наслаждается около 60 тысяч человек. В отличие от российских коллег, создатели ресурса активно этим пользуются, предлагая всем желающим купить рекламу на сайте.  

Подводя итог, можно рассматривать псевдомедиа как достойное продолжение миссии сатирических изданий в эпоху интернета. Лже-СМИ – словно напоминание и читателям, и серьезным изданиям о том, что в глобальном информационном потоке от них требуется большая внимательность, определенный градус скепсиса. Но если посмотреть внимательнее, можно проникнуться позицией создателей FogNews. В конце концов, действительность часто бывает абсурднее, чем самые нелепые придуманные новости.

Анастасия Фролова