Медиановости
/ Бизнес, Интернет, Медиасреда, Пресса

7 августа 2013 20:48

Интернет не оставил шансов рекламному "первопроходцу"

16 августа выйдет последний печатный номер газеты "Реклама-Шанс". На двадцать втором году существования издание, ставшее медийным символом 1990-х годов в Петербурге, уходит в интернет. О том, что стало причиной этого шага, Лениздат.Ру рассказали журналисты, которые стояли у истоков создания медиа.

Из газеты частных объявлений "Реклама-Шанс", которая впервые вышла в 1991 году, вскоре вырос целый издательский дом "Шанс". Издание считалось самым успешным медиапроектом в Северо-Западном регионе. Издательский дом  разрастался – в 1990-е линейку медиа дополнили журналы "Недвижимость и строительство Петербурга" и "Пятое колесо", газета "АбитуриENTER" и детский журнал "Пять углов". К слову,  газета "Шанс" была одним из первых рекламных изданий, которое вышло в интернет.

"Реклама-Шанс" держалась до последнего – даже после закрытия многих проектов издательского дома. 30 декабря 2011 года тогдашние владельцы Борис Иванов и Сергей Грачев продали 100 %  акций издательского дома "Шанс" собственнику холдинга Ragrad Эдуарду Райкину. На тот момент в "Раград" уже входили интернет-телекомпания Piter.tv, портал Online47.ru, старейший музыкальный журнал Fuzz и телеканал Delovoe.TV. 30 декабря 2011 года состоялась сделка, по которой Ragrad приобрел 100% акций издательского дома "Шанс".

Безоблачное будущее

В новый 2012 год "Реклама-Шанс" вступила с радужными перспективами. Тогдашний руководитель Ragrad Олег Третьяков заявлял, что компания намерена оптимизировать работу "Шанса", в частности, повысить тираж  газеты, увеличить объем рекламных объявлений и модернизировать интернет-сайт издания. Будущее ИД Третьяков называл "безоблачным".

С конца января "Рекламу-Шанс" возглавил Иван Анишев, бывший арт-директор ЗАО "Бонниер Бизнес-Пресс". Изменения коснулись внешнего вида газеты и интернет-сайта. В частности, на "лучезарно-зеленый" поменялся логотип "Шанс", была переделана рубрикация газеты, появились 8 полос потребительской информации.

Новые владельцы амбициозно заявляли, что газета "Реклама-Шанс" должна стать "единственной" газетой объявлений в Санкт-Петербурге, а затем и на всем Северо-Западе.

Менялась команда издания. В 2012 году коммерческим директором "Шанса" стала Елена Метелкина, бывший директор по рекламе в "Комсомольской правде". Службу распространения возглавил Евгений Фридрихс, занимавший должность заместителя генерального директора газеты "Деловой Петербург" по вопросам производства. Олег Третьяков заявлял, что его "кругозор" в выборе кадров не ограничивается только сотрудниками издательского дома "Шанс".

Кадровые ошибки

Сейчас, когда основатель Ragrad Эдуард Райкин заявил о полном уходе "Рекламы-Шанс" в интернет, экс-редактор издания Олег Караванец называет кадровые перестановки одной из возможных ошибок, допущенных новым руководством. "Качественный кадровый состав "Рекламы-Шанс" собирался 10-15 лет и был "профукан" в течение полугода после продажи газеты, – комментировал событие Караванец "Фонтанке.ру". –  Людей надо было удерживать всеми силами".

Несмотря на обещания новых владельцев, печатная версия "Рекламы-Шанс" не только не стала "единственной" газетой объявлений в Петербурге, но и была закрыта. 16 августа, как сообщил Эдуард Райкин, издание в последний раз появится в газетных киосках.

Слово конкуренту

Александр Евсеев, глава газеты "Из рук в руки" – основного конкурента "Рекламы-Шанс" на петербургском рынке печатных СМИ, осторожно комментирует возможные причины этого решения.

"Независимо от того, что мы находились в прямых конкурентных отношениях с "Рекламой-Шанс", это был образец добросовестной конкуренции и системного партнерского взаимодействия на рынке", – сообщил Евсеев в комментарии Лениздат.Ру.

Руководитель "Из рук в руки" отметил, что условной причиной является переход значительных информационных массивов "классифайд"-изданий в интернет. Европейская практика, подчеркнул Евсеев, состоит в комбинации онлайн- и оффлайн-ресурсов. "Не найдется сегодня издателя, который отрицал бы достоинство интернета, – отметил Александр Евссев. –  Однако, по моему представлению, что касается практики российской, 80% доходов по-прежнему обеспечивает газета. И только около 20%, даже в таких мегаполисах как Петербург и Москва, остается на долю интернета".

Эпоха заката

Гендиректор "Агентства журналистских расследований" Андрей Константинов, чье предприятие изначально было создано на базе ИД "Шанс", считает, что "тема просто исчерпала себя".

"В большой степени у меня и других горожан "Реклама-Шанс" ассоциировалась с газетой бесплатных объявлений, – рассказал порталу Лениздат.Ру Константинов. –  Мы там работали некоторое время и перестали потому, что журналистика и этот проект не очень "женились", совсем разные вещи".

По его мнению, эпоха "Рекламы-Шанса" подошла к логическому концу. "Все имеет период расцвета, когда совпадают и новая формула, и время, и человеческие потребности, – отметил Константинов. – Наверное, настало время заката. В целом "Реклама-Шанс" больше, чем просто газета объявлений – это определенный символ времени, бренд, который ассоциируется с определенным временем. Причем временем сложным, которое принято называть глупым термином "лихие 90-е". Ностальгически жаль, что раз – и этого больше нет".

Андрей Константинов сомневается, что "Рекламе-Шанс" удастся выжить в интернете. Помимо бесплатных сервисов, изначально зародившихся в сети – таких, как "Авито.ру" или Slando.ru, множество пользователей предпочитает размещать свои объявления в социальных сетях.

Однако владелец теперь уже интернет-издания Эдуард Райкин считает, что закрытие печатной версии – еще не конец, а логичное продолжение истории. Медиаменеджер пока не стал рассказывать Лениздат.Ру о концепции развития сайта "Шанса", но пообещал поделится подробностями в конце лета.