Медиановости /
Версии, Власть, Пресса

22 августа 2013 11:47

Кто спасает русский мир?

Кто спасает русский мир?

Лениздат.Ру обещал попробовать разобраться с настоящим «чудом», случившимся в Ленинградской области. А именно: шесть одинаковых глубокодуховных текстов о судьбе отечества были практически одновременно явлены в нескольких газетах разных районов области.

«Что спасет Русский мир? Размышления на краю бездны» – так назывался этот материал. Эти размышления, если верить подписям, пришли в голову разным людям. Антону Сергееву, И. Петрову, Игорю Петрову, Алене Светловой, А. Голубкову и И.Столетнему. Можно предположить, что количество авторов и, соответственно, публикаций могло бы быть и бОльшим, если бы Лениздат.Ру не обратил внимания на происходящее, чем, возможно, нарушил планы по дальнейшему тиражированию размышлений на краю.

Краткое содержание: энергичный «пришлый этнический элемент» готов заполнить «зияющие пустоты Русского мира». Этому способствует «низкая рождаемость, алкоголизм и наркомания, коррупция». Потому что у нас отсутствуют «духовные скрепы». Но взоры реалистов обращены на Северо-Запад, откуда началась русская государственность, «туда, где за древними стенами Тихвинского монастыря теплится лампадка под старинной иконой». И вот наши светские власти решили задействовать самый мощный ресурс возрождения – духовный. Как? Губернатор ЛО Дрозденко объявил 2013 год в области Годом духовной культуры. А в июле в Тихвинском монастыре отмечалось 630-летие обретения иконы Тихвинской иконы Божией матери. Глава государства, руководители регионов и простые жители городов и сел склоняют голову перед этой святыней, черпая силы для жизни и борьбы за свою страну. Точкой духовного роста России снова стала благословенная Ленинградская земля. И т.д.

Это «откровение» появилось на страницах газет «Выборг», «Знамя труда» (Сланцевский район), «Лужская правда», «Тосненский вестник», «Маяк» (Сосновый бор), «Красная звезда» (Приозерск). Тексты такого замаха не часто встретишь на страницах небольших газет. Редакции Лениздат.Ру захотелось переговорить с авторами – как случаются такие синхронные «озарения»? Или всё проще, и у глубоких раздумий один застенчивый автор, под разными псевдонимами гастролирующий по областным районкам? Хочется думать – не для того, чтобы 6 раз получить гонорар за одно, пусть и незаурядное, сочинение…

Таинственный пророк

Корреспондент Лениздат.Ру позвонил во все шесть редакций, опубликовавших материал, и попросил к телефону автора материала, назвав его имя и фамилию. Рядовые сотрудники, взявшие трубку, везде ответили одинаково: такого журналиста у нас нет и никогда не было. Не припомнили они его и после того, как мы назвали материал и кратко пересказали его.

Главреды изданий также не внесли ясности относительно личности автора статьи. Редактор «Лужской правды» Любовь Бекетова, к примеру, выразила готовность пообщаться сама – вместо автора материала «Что спасет Русский мир?», однако ни на один вопрос нашего портала толком так и не ответила. «По закону о СМИ я не имею права вам говорить, сотрудник ли это редакции. Это может быть псевдоним и все остальное,  – сообщила Любовь Бекетова. – Мы не имеем права говорить информацию о наших авторах. А статья, по-моему, очень хорошая». На вопрос, «не удивительно ли, что материал был опубликован в шести изданиях?», она отвечать отказалась: «Не хочу вам объяснять, это же право редактора. Ваши вопросы исчерпаны».

Главный редактор «Знамени труда» Алексей Александров сначала сказал, что никакого «И. Петрова» среди его корреспондентов нет. А после указания на то, что это тот И. Петров, который размышлял на краю бездны, удивил категоричным утверждением, что поговорить с этим автором «совершенно невозможно». Шестикратный выход материалов он объяснил «случайностью» (по классику – непознанной закономерностью)– и дальше отказался разговаривать.

Главный редактор «Тосненского вестника» Нина Куртова на вопрос о статье и ее авторе А. Голубкове попросила «сделать официальный запрос».

Однако в одной из газет завеса тайны немного приоткрылась. Журналист на условиях анонимности (ради его благополучия мы ее сохраняем) разъяснил: «Дело в том, что редактора попросил разместить статью непосредственно председатель областного комитета по печати». «К сожалению, это частая практика. Районные газеты несколько подневольны: нашим учредителем является комитет по печати, и некоторые его просьбы мы, естественно, выполняем», – добавил он.

«Типично экстремистская статья»

Кроме того, в процессе исследования природы материала о «спасении Русского мира», мы наткнулись на запись в «Живом журнале», в котором женщина-журналист приводит тот же самый текст (со своими нелестными комментариями). По ее словам, «это» прислали из «областного пресс-центра… с предложением срочно опубликовать». Однако редакции удалось «отказаться», и для публикации нашли другое издание. «Типично экстремистская статья, нацистско-православнутая. Мое глубокое убеждение  – такие статьи публиковать в газете просто нельзя», – пишет она.

Нам удалось выяснить, что речь идет о газете «Тера-пресс» (Сосновый бор), а журналистку зовут Ирина Полякова. Уточнить Лениздат.Ру, из «пресс-центра» или из комитета по печати все-таки пришел материал (это разные структуры), Ирина не смогла. По ее словам, с рассылкой из правительства работает редактор (с ним нам оперативно связаться не удалось), у которого и можно поинтересоваться подробностями.

«Мне не понравилось, что там присутствует некоторый страх перед тем, что нас могут ассимилировать, и мне показалось не совсем верным, что противостоять этому может конфессия, – пояснила свою оценку материала Полякова. – Я считаю, что противостоять должна культура, а не религия. Оттенок экстремизма статья имеет, пусть даже не ярко выраженный. Некий страх чувствуется, это идет защита от какой-то опасности, которой, наверное, все-таки нет».

Подневольные газеты

Лениздат.Ру обратился к председателю комитета по печати и связям с общественностью правительства Ленобласти: неужели пророк – из их ведомства? Однако глава комитета Сергей Слободской не смог ответить ничего внятного.

«Комитет по печати рассылает много информации по газетам, чтобы они обратили на эту информацию внимание. Может быть, и этот материал был разослан,  – заметил Слободской.  – Я не вижу этой статьи, не готов обсуждать ее содержание. Мы рассылаем разные статьи, из разных газет, но вряд ли мы просили ее опубликовать». В надежде переговорить с главой комитета после того, как он ознакомится со статьей, мы перенесли разговор, который, увы, не состоялся – по причине отказа Сергея Артуровича от дальнейших комментариев.

Отметим, что областной комитет по печати является соучредителем и «Маяка», и «Тосненского вестника», и «Знамени труда», и «Выборга», и «Лужской правды», и «Красной звезды». Более того, в 2013 году всем шести изданиям достались субсидии из бюджета Ленинградской области. В такой ситуации охотнее верится в «подневольность» районных СМИ, чем в альтруизм редакций, желающих с помощью слова оттащить русский мир от края пропасти. Им «спустили» статью – надо публиковать. Несмотря на возможно неоднозначное содержание.

А если это так, то налицо две интересных тенденции.

Первая – начальство региона хоть и косвенно, но признает реальное положение дел в стране (ну или как минимум на вверенной ему территории): «алкоголизм», «наркомания», «коррупция», «пришлый этнический элемент», то есть «бездна». При этом, получается, что под чутким руководством этого самого начальства мы к ее краю и подошли? А как же стабильность? Или не под чутким руководством? А куда же тогда начальство смотрело и чем занималось? И разве не понятно, что, прочитав «размышления на краю пропасти», областной житель эти же вопросы и задаст руководству региона или – бери выше – страны? Какими терминами объяснить такую двойственность в попытках формировать общественное мнение?

Вторая тенденция. Судя по всему, фирменный петербургский тренд – подчеркнуто православная власть – теперь распространяется и на Ленинградскую область. Возможно, скоро и областные чиновники в массовом порядке потянутся на гору Афон и в другие святые уголки мира.

Впрочем, эти вопросы – уже в компетенции не Лениздат.Ру, а коллег, занимающихся исследованиями политических процессов.

Анастасия Фролова