Медиановости
/ Версии, Медиасреда

4 сентября 2013 17:44

Колпаков про "Новости от классиков": В каждой профессии есть запрещенные приемы

 
Журналист Иван Колпаков в своей колонке на Lenta.ru доказывает вредность  акции "Новости от классиков", в рамках которой традиционные сюжеты классических произведений литературы пересказываются в форме новостных заголовков. Колумнист напоминает, что главная функция СМИ – информировать, а не вводить в заблуждение. Кроме того, сами произведения все равно глубже и сильнее любых придуманных заголовков. 
 
На этой неделе в России стартовала акция "Новости от классиков". Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российский книжный союз и рекламное агентство Slava решили "противостоять тенденции падения интереса к чтению, книге, классической литературе". Идея акции незамысловатая: сюжеты классических отечественных произведений пересказаны языком новостей. Типа: "Матери одного из лидеров оппозиции грозит длительное тюремное заключение" (имеется в виду "Мать" Горького), "Тусовщик застрелил друга из-за мимолетного флирта" ("Евгений Онегин"), "Жена высокопоставленного чиновника покончила с собой после ссоры с любовником" ("Анна Каренина") — и все в таком духе. Аудитории тоже предложено поиграть: пользователи сами могут смастерить "анонс" на основе известных книг, "анонсы" участвуют в конкурсе; в жюри — Олег Табаков, Дмитрий Быков, Иван Ургант, Валерия Гай Германика.
 
Было анонсировано также, что юмористические "новости-тизеры" попадут на сайты популярных российских изданий, причем без всяких дополнительных пояснений (что и произошло). То есть сверху Путин о секвестировании бюджета, снизу расчлененка в Казани, а посередине — "Тусовщик, застреливший друга из-за мимолетного флирта". В редакции "Ленты.ру" акции "Новости от классиков" посвятили чуть больше времени, чем стоило бы, потому что организаторы акции вписали "Ленту.ру" в список ее партнеров — и у нас на сайте, по мысли тех, кто все это придумал, должны были появиться фейковые новости по мотивам русской классики. Да только нас забыли об этом предупредить.
 
В принципе, это малозначительная история про московскую журналистскую тусовочку: все со всеми знакомы, всё у всех, как говорится, на мази, со всеми обо всем можно договориться. Давайте забацаем проектик, разведем на бабки агентство по печати, ну а куда мы это воткнем — да куда захотим, у нас ведь кругом друзья. Этот подход меня слегка выбешивает; особенно выбешивает, что организаторы, убеждающие в необходимости участвовать в акции, размахивают бумажкой с печатью агентства по печати. Вообще-то, друзья, это довольно позорно. Однако не в первый раз, кто без греха — пусть первым бросит в меня камень и так далее. Не стоило бы и затевать обо всем этом разговор (слишком очевидно для тех, кто в теме, слишком малозначительно для тех, кто за пределами корпорации), но есть пара любопытных моментов.
 
Первый — допустим, эстетический, совсем спорный. Мне, например, шутка про пересказ классических произведений языком новостей не кажется смешной и тем более свежей. В контексте болтовни на редакционной летучке — да, наверное, имеет право на существование. Всякая ли шутка с летучки должна попадать в открытый доступ? Ну вот правда: "Дочка мэра: новый скандал" ("Ревизор") — это что, так уж остроумно? Тут ведь сразу много вопросов возникает: сам "Ревизор" гораздо смешнее этой "шутки" по его мотивам; "новость-тизер", мягко говоря, сюжет передергивает и выхолащивает. Трудно представить, как довольно примитивный юмористический проект может "противостоять тенденции падения интереса к чтению, книге, классической литературе". Окей, в таком случае и Михаил Задорнов занимается популяризацией отечественной и мировой истории. Вы с этим согласны?
 
Спорить о том, что смешно, а что не очень — тоже, впрочем, позорное занятие, так что перейдем ко второму моменту.
 
В каждой профессии есть запрещенные приемы. Границы, которые нельзя пересекать. Потому что пересечение этих границ девальвирует профессию, отменяет все принципы ее существования. В журналистике, скажем, нельзя под видом новостей преподносить читателю заведомую ложь, даже если она кажется запредельно смешной. Это главная часть общественного договора, в той части, которая касается СМИ: новости — священная корова, главная функция масс-медиа — информировать людей, а не вводить их в заблуждение. Понятно, что функция эта российскими средствами массовой информации исполняется так себе; точнее, многие издания как раз не информированием, а введением в заблуждение читателя и заняты. Наверное, это тотальное профессиональное разложение и не позволяет с легкостью, с ходу распознать вредность проекта "Новости от классиков", почувствовать, что фейковые "новости-тизеры" вперемешку с настоящими новостями — это уже за гранью. Привычка обнаруживать подмену утрачена.
 
Но если напрячься, то становится ясно, почему эта шутка такая дурацкая. Это как если бы хирург зашил пациента крестиком. То-то смешно будет пациенту, когда он придет в себя от наркоза. Вроде шутка и шутка, никаких последствий — но осадочек-то остался. Вот такие новости.