Пиар - это не панацея. К такому выводу привела дискуссия участников ток-шоу "Имидж России в мире и в самой России: радужные перспективы?", состоявшая 19 сентября в Санкт-Петербурге в рамках тринадцатого международного форума в сфере связей с общественностью и коммуникаций Balticweekend.
Усилия пиарщиков не всегда способны спасти имидж. Репутация же – страны ли или отдельного человека – дело более серьезное, ее надо заслужить. Об этом дискутировали участники ток-шоу "Имидж России в мире и в самой России: радужные перспективы?"
Пиар – не панацея
"Не надо стараться смотреть на пиар, как на некую панацею, которая создаст благоприятный имидж России, – высказал мнение президент ассоциации директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) Игорь Игнатьев. – Это зависит от повседневной работы, поступков и решений, которые принимает наша власть". Эксперт пояснил, что никакими силами пиар не сможет создать привлекательный имидж тому, что плохо. Тем более, если речь идет о большой стране.
С его словами отчасти согласился журналист и блогер Антон Носик, который предложил отвлечься от "наболевших" понятий "имидж России" и "имидж Америки", и рассмотреть какую-нибудь "нейтральную и безразличную" всем страну – Индию: "Сколько денег бы она не потратила, каких бы пиарщиков не наняла, о чем мы думаем, когда говорим об Индии? Мы думаем о грязи, бедности населения, прививках и о великой культуре. То есть о реальности". Именно так, через призму реальности, в мире воспринимают и Россию.
На фотографии - блогер Антон Носик и депутат Виталий Милонов.
О проблеме современного имиджа России высказался и бывший главред "КоммерсантЪ FM" Константин фон Эггерт: "Наши политики любят рассуждать о России, как об осажденной крепости – "мы такие особенные, что нас никому не понять". Идет постоянное перемалывание историко-патриотических тем. Но нет никакого взгляда вперед, в будущее. Все направлено назад, на консервацию. После этого очень трудно пытаться создать какой-то внешнеполитический имидж". Журналист подчеркнул: "Мы должны гармонизировать то, что внутри, и то, что мы подаем вовне".
Имидж – обман
Одна из проблем российского имиджа, отметили спикеры, заключается еще и в том, как сами жители России воспринимают свою страну. Заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации журфака МГУ, издатель интернет-портала "Частный корреспондент" Иван Засурский отметил, что "понимание имиджа как фальши характерно для нашей страны. "Это неудивительно, если посмотреть насколько часто и как, бывает, нагло врет наша статистика".
Многие спикеры отмечали падающее доверие общества к традиционным медиа. Падение доверия к власти и недовольство российских граждан друг другом породило общую удручающую картину. Откуда-то из зала негромко прозвучала иллюстрирующая ремарка о том, что только русские, приехав на заграничный курорт, будут огорчаться, если обнаружат там много соотечественников. На фоне всеобщего недоверия внешний образ России в виде стереотипных шаблонов о водке, холодных зимах и дружбе с медведями выглядит еще более или менее безобидно.
Бывший главный редактор "Ъ FM" отметил, что излишним недоверием страдает и сама российская власть: "Для наших политиков очень характерно рассуждать о теориях заговоров. Им свойственно конспирологическое мышление как проявление слабости – делегирования ответственности кому-то другому: масонам, мировой закулисе и так далее. И до тех пор, пока это будет, мы не будем инвестиционно привлекательными. Как мы можем быть инвестиционно привлекательными для всего мира, когда мы подозреваем, что этот самый мир постоянно за нами следит? Я полагаю, в этом ключевая психологическая проблема".
Заслуженная репутация
"Мы занимаемся какой-то фигней: обсуждаем геев и пиарим безделушки", – прокомментировал происходящее издатель интернет-портала "Частный корреспондент" Иван Засурский. Его поддержал Эггерт: "У ситуации, когда все говорят о геях, из их героев или не героев, есть обратная сторона – все забыли о других насущных проблемах: недействующие, как инструмент, суды, коррупция, несвобода российской прессы. Вот насущные проблемы".
Один из самых эффектных способов подняться в глазах мировой общественности – проявить себя во время проведения Олимпиады в Сочи, полагают эксперты. Виталий Скворцов вспомнил московскую Олимпиаду 1980 года и сравнил ее с информационными поводами, которые появляются в преддверии сочинской Олимпиады. "Московская Олимпиада – это было то событие, которое заставило меня на всю жизнь полюбить спорт, быть болельщиком и им заниматься, а образ олимпийского мишки сделал суровый Советский Союз гораздо более человечным в глазах жителей других стран, – отмечает Скворцов. – Но что мы слышим сегодня: коррупция в нереальном масштабе, а винтовки иностранной команды, приехавшей на этап Кубка мира, растаможивают по четыре часа".
Реальность проиллюстрировал показанный ведущей ток-шоу Марианной Максимовской ролик, в котором большинство стран, принимающих активные позиции на внешнеполитическом поле, воспринимают Россию скорее негативно (отрицательно настроены как минимум 52% населения). Исключение составляют греки, среди которых 63% опрошенных отзываются о России тепло.
"Иди туда, не знаю, куда. Принеси мне то, не знаю, что"
В обсуждении принял участие депутат Законодательного собрания Виталий Милонов, который, хоть, как он сам объявил слушателям, и не является пиарщиком, но все же высказался на актуальную тему.
Милонов заявил, что развитие России может и должно идти только в русле традиционных ценностей, а также призывал не поддаваться пропаганде либеральных западных ценностей и образа жизни: "Многие люди сняли пиар-повязку с глаз и осознали, что только страны с традиционными ценностями смогут выжить. То, что нашу страну будут пытаться уничтожить в информационном плане, это понятно".
На фотографии - участники дискусии на фоне картины "Радужный Милонов".
Виталию Милонову возразил экс-главред радио "КоммерсантЪ FM" Константин фон Эггерт, который посчитал преждевременной уверенность депутата в приверженности традиционалистским ценностям. Журналист сослался на перемены громаднейшего масштаба внутри страны, в которые общество вовлечено уже более 20 лет: "Мы, российские граждане, еще не знаем, в какой стране мы живем. Мы находимся в процессе создания нового общества, поэтому нас, на самом деле, немногое объединяет: русский язык, может быть, еще телевидение и взгляд на Вторую мировую войну, хотя и тут много споров, это очень болезненный для нас вопрос".
"Не до конца поняв, кто мы такие, мы, тем более, не можем сказать об этом миру", – резюмировал журналист.
Напомним, дискуссия об имидже России прошла в рамках Balticweekend, который является крупнейшим ежегодным международным форумом в области связей с общественностью и массовых коммуникаций в Центральной и Восточной Европе, который стартовал 19 сентября в Санкт-Петербурге. В этом году Balticweekend прошел в городе в тринадцатый раз. За всю историю проведения форума число участников достигло 5400 человек.