Полезное
/ Теория и практика

5 мая 2003 14:00

Средства массовой информации в современном мире

Средства массовой информации в современном мире: Мат-лы межвузов. научно-практической конференции / Под ред. В.И.Конькова. - СПб.: Изд-во "Роза мира", 2003. - 308 с.

Сборник "Петербургских чтений" посвящен 300-летию Санкт-Петербурга. Журналистика страны была неотделима от Петербурга как культурно-духовного центра. Именно здесь зарождались великие имена, издания и события. Исторические страницы сборника ("Просветительская миссия журналистики") обращены к петербургским "корням" журналистики России.

Публицисты всегда ставили задачу просвещения народа. Эта традиция развита и продолжена, получила воплощение в практике лучших изданий России. На знамени дореволюционной тиражной газеты "Русское слово" было начертано: "Русское слово, несущее не ненависть, не раздор, не распадение страны на десятки враждующих между собой племен, - а зовущее к возрождению великой России" (1906).

Раздел "Петербургская периодика: настоящее и прошлое" открывает новые страницы летописи журналистики Петербурга. Уже с 18 века Санкт-Петербург был важным центром многонациональной Российской империи. Здесь выходило большое количество национальных изданий.

Современный облик российской журналистики формируют новые процессы, выраженные в принципиально новой информационной среде, ее глобализации, трансформации структуры и характере информационных потоков, стирании их национальных границ, активном развитии информационных технологий, индивидуализации спроса и предложения массовой информации. В новый период истории современной России меняется существо профессиональной деятельности журналиста, связанной с капитализацией СМИ, созданием медийного рынка, активным использованием СМИ в качестве политического ресурса и инструмента политического влияния.

В материалах рассматриваются проблемы теории и практики журналистики, речевые процессы в массовой коммуникации, творческие приоритеты современной печати. Авторы анализируют вопросы развития жанров (уделяется внимание таким из них, как жанр журналистских расследований, эссе, очерк), социальной ответственности в сфере связей с общественностью и тенденции развития журналистики. Особое внимание уделяется проблемам типологии изданий), их специализации (Б.Я.Мисонжников). "Типология всегда имела практический смысл: ведь типологический анализ в процессе позиционирования периодического издания является обязательным условием эффективной модели, а затем и выпуска информационного продукта. Выпадение того или иного элемента в модели или внедрение чужеродного элемента в некую систему (напротив) приводит к конфликтным ситуациям на разных уровнях. Во взаимодействии моделей - финансово-организационной, экономико-правовой, содержательной, композиционно-графической, творчески-организационной, психолого-организационной и других составляющих периодического издания - можно создать газету, отвечающую определенному типу издания, гарантировать успех СМИ в достижении идеологических, творческих и экономических целей" (Тулупов В.В.).

Отражением современных тенденций стало обращение журналистов к теме простого человека, человека труда (Олешко В.Ф., Никитина О.А., Алпеева Н.Н. и др.)

Раздел "Региональные электронные СМИ: опыт и проблемы" посвящен бурно развивающимся на рубеже веков радиовещанию и телевидению регионов, поиску новых форм отражения действительности. В ряде сообщений высказывается озабоченность деструктивным характером современного ТВ. Современная ситуация в российских СМИ отражает постмодернистское видение мира и представляет нам "осколочную, калейдоскопическую картину действительности, специфическое восприятие ее хаоса, лишенного причинно-следственных связей и ценностных ориентиров, "децентрализованность" мира, предстающего сознанию лишь в виде иерархически неупорядоченных фрагментов, - все это приводит к деструкции мышления и жизнедеятельности как отдельного объекта воздействия, так и всей массовой аудитории". Затрагиваются этические проблемы игрового телевидения (С.Н.Ильченко).

Раскрывается уникальный опыт и творческие возможности региональных телекомпаний, отказавшихся "клонировать федеральные образцы телепрограмм".

Изучается и федеральное ТВ, рейтинговые программы. В частности, в центре внимания исследователя Г.Н.Петрова - мелодрама на ТВ ("Большая стирка", "Моя семья", "Женский взгляд", "Кумиры" и др.) - новый жанр, предлагающий типичную схему развития действия и утешительную форму разрешения конфликта, противоборства добра и зла.

Авторы научных сообщений, включенных в раздел "Социальная теория журналистики" поднимают проблемы формирования корпоративности в журналистских сообществах; конструирования социальных проблем средствами массовой коммуникации; определения параметров социальности как качественной характеристики журналистики и др.

Раздел "Устная и письменная публичная речь" поднимает различные языковые проблемы современной прессы, в частности, рассматривает оценочные речевые жанры газетной публицистики; интертекстуальность журналистского текста; игровые начала в массовой коммуникации; речевой облик изданий.

Раздел "Теория и практика современных коммуникативных технологий" рассматривает управленческие подходы к МК, рейтинги как инструмент паблик рилейшнз, проблемы электорального поведения на политическом рынке, коммуникативные аспекты лоббистской деятельности и имиджмейкерство.

Раздел "Связи с общественностью: современные креативные технологии" включает сообщения, в которых изучаются креативность как профессионально значимое качество PR-специалиста, креативные подходы к созданию PR-текстов, новые технологии в медиарилейшнз.

Специальный раздел "Методика преподавания журналистских дисциплин" включает ряд сообщений о современном журналистом образовании, развитии новых форм работы со студентами на факультетах и отделениях журналистики, а также организации спецкурсов, НИР, практики.

Книга несет на себе приметы петербургской школы журналистики, которую в Предисловии декан факультета профессор Шишкина М.А. характеризует следующим образом: "Сохраняя традиции фундаментального университетского образования, опыт лучших ученых и педагогов, авторитет старейшего вуза страны, петербургская журналистская школа представляет собой динамично развивающуюся структуру, работающую на опережение и инновации; стремление к интеграции, расширению контактов, объединению усилий ученых и практиков формируют идеологию нашего факультета - одного из научных, методических, профессиональных журналистских центров. Желание услышать мнение своих коллег, способность к диалогу и дискуссии - признак профессионализма любого специалиста, тем более ученого.

Поэтому мы и взяли на себя смелость представить вам сегодня нашу - петербургскую школу".

Таким образом, книга отражает текущее состояние действительности, дает прогноз развития профессиональной среды, ее социальных и технологических особенностей, анализирует методы, приемы, применяемые современной журналистикой, формы ее воплощения.

Материалы предназначены для журналистов-практиков, студентов и аспирантов факультетов журналистики, преподавателей высших учебных заведений.


Другие материалы рубрики "Теория и практика"