Медиановости
/ Власть, Конфликты, ТВ

25 ноября 2013 18:44

Медиаюристы: "Россию 1" могут наказать за мат в прямом эфире

Инцидент с матом во время прямого эфира произошел во время выпуска "Вестей" на "России 1". После окончания выпуска ведущий Сергей Брилев, не подозревая, что до сих пор находится в прямом эфире, зажал руками уши и нецензурно выругался. По мнению медиаюристов, Роскомнадзор должен вынести ВГТРК предписание за использование бранной лексики.

Видеозапись  эфира немедленно разлетелась по социальным сетям. В конце утреннего выпуска "Вестей" ведущий Сергей Брилев хватается ладонями за уши и нецензурно ругается. На записи отчетливо слышно матерное слово, однако на экране в этот момент уже идет заставка телепрограммы.

Позже сам телеведущий прокомментировал произошедшее на личной странице в Facebook. По словам Брилева, эфир был "сущим адом" из-за проблем с "ухом" – наушником, в который ведущему поступают команды из аппаратной. "Мне так чудовищно подняли уровень звука из монитора в студии и в "ухе", что я натурально оглох. Как не порвались перепонки, не знаю", – написал Сергей Брилев. "Русской службе новостей" во ВГТРК сообщили, что наказан Сергей не будет: "Ведущий просто не убедился, что выключены камеры. Кроме того, человек просто устал. Он отвёл сложный прямой эфир".

Однако, с точки зрения поправок в закон о средствах массовой информации, которые запрещают нецензурную брань, ведущий "России 1" совершил административное правонарушение. Даже факт прямого эфира, скорее всего, не спасет ВГТРК от предписания надзорного ведомства. Согласно рекомендациям Роскомнадзора к нормативному акту, в некоторых случаях с телеканала действительно снимается ответственность за нецензурную брань. Например, если выругался приглашенный гость, действия которого журналист не мог предугадать или пресечь.

Директор Центра защиты прав СМИ, медиаюрист Галина Арапова уверена, что Роскомнадзор обязан вынести ВГТРК предписание об административной ответственности.

"Сама по себе конструкция закона по борьбе с бранными словами в средствах массовой информации предполагает, что вы стараетесь вычищать даже комментарии сторонних посетителей, и уж тем более, не допускаете этого самостоятельно, – прокомментировала Лениздат.Ру инцидент Арапова. –  Учитывая, что это был журналист, который вел программу, очевидно, что он мог контролировать себя. Мог – но не захотел".

Спасти Брилева от ответственности за несдержанность может тот факт, что ведущий не знал о продолжении прямого эфира и был уверен, что телепрограмма закончилась. Однако это оправдание – не для Роскомнадзора. Ведомство прежде всего фиксирует использование конкретного запрещенного слова (даже не его производной) в эфире телеканала, затем выносит предписание об административном правонарушении. Поэтому свою невиновность ведущему ВГТРК, возможно, придется доказывать в ходе судебного процесса.