Медиановости
/ Петербург

1 декабря 2013 11:26

Сергей Максимишин: "В нашей идиотской профессии тьма неразрешимых этических проблем"

 
Фотокорреспондент Сергей Максимишин пообщался с молодыми журналистами в рамках медиафорума "3D Журналистика", который сейчас проходит в Петербурге. Все два с лишним часа общения Максимишин никому не давал скучать, через свой бесконечный запас трагичных и смешных историй донося до слушателей азы этики профессии.
 
Еще во второй день форума, 29 ноября, фотограф принял участие в круглом столе по проблеме свободы слова российских СМИ. После его выступления сегодняшнего монолога ждали многие.
 
Описывать встречу Максимишина с юными участниками форума довольно трудно: во-первых, свою речь Сергей сопровождал отобранными специально по случаю кадрами. Во-вторых, историй, шуток, баек и легенд было рассказано столько, что только по двум часам разговора можно написать целую книгу.
 
Максимишин говорил об этической стороне профессии. Много времени он посвятил вопросу правдивости фотографий. Рассказал случай из личного опыта с фотографией "Мальчик у акведука", сделанной во время начавшейся войны в Афганистане. Дело проиходило во время утомительной дороги в страну через Таджикистан. Маленький ребенок, поведал Максимишин, на самом деле смотрит на коллегу-фотокорреспондента, которому очень хотелось в туалет. "Чуть-чуть я изменил угол кадра, и смысл фотографии изменился на 180 градусов", — заметил Сергей.
 
По мнению фотокора, с приходом цифровых технологий вопрос правды и неправды фотографии обострился невероятно, хотя существовал всегда. "90% классических знаменитых фотографий — либо монтаж, либо постановка", — заявил Максимишин.
 
Журналист рассказал о знаменитой фотографии, снятой в Багдаде во время войны с США. На "карточке" (професссиональная терминология Максимишина) запечатлен сверженный памятник диктатора и поднятые вверх руки иракцев.
 
"Все редакции мира ждали фотографии, которая подведет итог войны. Тут же нашлись доброхоты, которые прибежали к памятнику Саддама, накинули веревки, стали тянуть, не смогли, побежали к американцам, выпросили машины, потянули еще раз — Саддам не упал. Все фотографы сделали такую фотографию — лес рук и весь иракский народ рад свержению тирана", — рассказывал Максимишин.
 
Однако затем была опубликована другая фотография: абсолютно пустая площадь, где-то вдалеке виднеется фигука памятника и человек тридцать, копошащихся вокруг, двадцать из которых — фотографы.
 
Это "кадрирование" фотографии, а также сам по себе факт нахождения фотожурналиста в горячей точке, по мнению Сергея, больше всего остального влияет на ее правдивость. "Родовая травма фотографии — само наличие фотографа в месте съемки", — отметил Максимишин. Эти две условности, как говорит фотокор, всегда влияют на изображение с точки зрения правды или лжи.
 
Кроме того, Максимишин заметил, что не знает коллег, у которых не было бы постановочных фотографий. Одновременно с этим постановка важных кадров навсегда портит репутацию корреспондента. Он упомянул о знакомом, которого отказывались брать в крупный проект: слышали, что когда-то в Чечне он "ставил карточку".
 
Большой головной болью фотокорреспондентов является вмешательство или невмешательство в ситуацию, которая снимается. Максимишин рассказал о цикле "Беспризорники", который он делал в Петербурге. На то, чтобы бездомные подростки восприняли его как своего и перестали замечать, потребовалось около десяти дней. Уже после того, как взаимопонимание было достигнуто, Максимишин сделал кадр, как дети нюхают клей. Когда он пришел домой, жена в ужасе вопросила, почему фотограф клей не отобрал.
 
"Я ей говорил, что десять дней входил в доверие, что добился уважения, которое потерял бы мгновенно. Чем больше слов произносил, тем больше понимал, что это бред. Нет причин, по которым взрослый толстый дядька не может отобрать у подростков клей. Я до сих пор не знаю правильного ответа: чем старше становлюсь, тем больше считаю правильным мнение жены. Есть очень много фотографий, без которых мир переживет. И в жизни каждого фотографа есть моменты, за которые ему стыдно", — поделился Максимишин.
 
Он заявил участникам встречи, что "фотографии больше не меняют мир". И "карточки" не стоят ни жизни журналиста, ни чьей-либо еще — "они вообще мало теперь стоят". Сергей Максимишин отметил, что в "идиотской" профессии журналиста — любого журналиста — есть "тьма" неразрешимиых этических проблем, поэтому не надо ездить на войну. "Надо делать дела, за которыми безусловное добро. Печь булочки, например", — усмехнулся фотограф.
 
Монолог слушал недавно совобожденный фотограф Денис Синяков, задержанный во время акции Greenpeace на нефтяной платформе "Приразломная". Во время общения Максимишина он встал и поблагодарил коллегу за интересную лекцию, отметив, что готов подписаться под каждым словом.
 
Встреча с Сергеем Максимишиным прошла в рамках форума "3D Журналистика", который прошел в Петербурге с 28 по 30 ноября. В работе приняли участие главные редакторы, специальные корреспонденты, фотографы, продюссеры и журналисты "Ленты.Ру", Time Out, "Афиши", телеканала "Дождь", журнала "Инфографика", "Секреты успеха", газеты "Коммерсантъ" и других изданий.