По вине комитета по печати за три года городской бюджет недополучил почти 367 млн рублей. Еще 26,8 млн бюджетных рублей оказались израсходованы неправомерно. К таким выводам пришла Контрольно-счетная палата, проверявшая деятельность ведомства летом 2013 года.
В распоряжении редакции оказался отчет КСП, пока не опубликованный на официальном сайте структуры. Тем не менее, по информации Лениздат.Ру, под документом уже стоит подпись руководителя палаты Вадима Лопатникова, а его копии направлены первым лицам Смольного.
Плановая проверка ведомства проходила с 3 июня по 12 августа 2013 года. На предмет законности и эффективности КСП проверяла не только комитет по печати, но и подведомственные ему ведомства – казенные учреждения "Городская реклама и информация" и "Дом писателя", а также унитарное предприятие "Городской центр размещения рекламы".
Специалисты исследовали период с 2011 по первое полугодие 2013 года включительно. За это время в комитете сменилось два руководителя: с сентября 2010 по октябрь 2011 года ведомство возглавлял Александр Коренников, с декабря 2011 года по настоящее время обязанности руководителя исполняет Александр Лобков.
Результаты проверки, изложенные более чем на 60 страницах, содержат 12 пунктов претензий, возникших к комитету по печати и его подведомственным структурам.
Неисполнение и формализм
Что касается самого комитета по печати, самые большие претензии Контрольно-счетная палата предъявила по поводу неисполнения бюджета. В 2011 году сумма неизрасходованных средств по целевой статье "расходы на поддержку СМИ" составила 10 млн 597 тысяч рублей.
Говорится в отчете КСП и о "формальном подходе должностных лиц комитета по печати к проверке документов участников конкурсов. Однако нарушение приводится весьма незначительное – договор 2011 года с "Ажур-инвест". У компании имелась задолженность по страховым взносам в 33,94 рубля. Несмотря на это, комитет по печати все же предоставил ООО гранты в сфере СМИ.
В документе приведен ответ комитета по печати на эту претензию: "Решение о предоставлении гранта было принято членами конкурсной комиссии в связи с незначительной суммой задолженности – 33,94 рублей и большой социальной значимостью предоставленных на конкурсный отбор проектов". Однако Контрольно-счетная палата не сочла этот довод достаточным оправданием.
Выгодное поручение
Большая часть претензий Контрольно-счетной палаты адресована ГУП "Городской центр размещения рекламы", одно из направлений деятельности которого – контроль за размещением рекламных конструкций.
Более 90% доходов годового бюджета за исследуемый период комитет по печати получал от размещения рекламных конструкций на объектах, которые находятся в городской собственности. Речь идет о рекламных щитах и информационных дисплеях, которые установлены в городе. Заключением соглашений с коммерческими структурами занимается ГУП "Городской центр размещения рекламы" (ГЦРР). В 1995 году структура заключила так называемый "договор поручения" с комитетом по управлению городским имуществом (КУГИ). Согласно этому документу, ГЦРР может действовать от лица города при заключении соглашений с третьими лицами на установку рекламы.
За эту деятельность часть доходов, полученных за рекламу, размещенную на объектах, находящихся в собственности города, ГЦРР оставляет себе. При этом по условиям договора поручения от 1995 года, сумму вознаграждения за эту работу определяет сам комитет по печати. В 2011, 2012 и 2013 годах эта сумма составляла 12% от общего дохода, получаемого за рекламу, размещенную на городских площадях. В итоге за исследуемый период в 2,5 года на счета ГЦРР в обход городского бюджета поступило 259 млн 371 тысяча 200 рублей.
Контрольно-счетная палата сочла такие действия несоответствующими городскому законодательству. По уже утратившему силу пункту 3.2 постановления правительства №22 от 1998 года договор КУГИ с ГЦРР заключен на неопределенный срок. Распоряжение же губернатора №1272-р от 2000 года требует ежегодно заключать соглашение, без которого подведомственное комитету по печати предприятие не имеет права согласовывать конструкции на городских объектах. Из документа также следует, что размер суммы вознаграждения комитет должен согласовывать с КУГИ.
Без торгов
Из-за действий комитета по печати и ГЦРР городской бюджет потерял еще 107 млн 240 тысяч, указывается в отчете КСП. Дело в том, что по закону ГЦРР заключает договоры на установку рекламных конструкций на основе торгов, которые должен проводить комитет по печати. За два с половиной года ни одних торгов не проводилось. Поэтому КСП делает вывод, что организации незаконно эксплуатируют рекламные площадки.
Есть у государственных аудиторов и другие претензии к ведомству. По закону демонтировать рекламу, договор которой истек, владелец конструкции обязан в течение трех дней. Однако за период 2011 года по первое полугодие 2013 года 9630 конструкций с истекшим сроком соглашений продолжают оставаться на своих местах.
ГЦРР ежемесячно направляет в адрес их владельцев требования демонтировать конструкции и оплатить фактическое использование городских объектов, на которых они размещены. Специалисты КСП считают, что задолженность, которая на момент второго полугодия 2013 года составила 78 млн 350 тысяч рублей, – вина комитета по печати, не проводившего торги на высвободившиеся рекламные места.
Кроме того, комиссия обнаружила, что комитет по печати перечислял штрафы за незаконно установленные рекламные конструкции не в бюджеты муниципальных образований, на территории которых они размещены, а в бюджет МО Смольнинское – по месту нахождения ведомства.
В отчете Контрольно-счетной палаты указано, что эти факты свидетельствуют о "ненадлежащем выполнении комитетом по печати своих функций администратора доходов бюджета Санкт-Петербурга".
На этом претензии к работе "Городского центра размещения рекламы" не исчерпываются. Аудиторов не удовлетворила деятельность подведомственной организации в части оформления города к праздникам.
Против монополии ГЦРР
Во-первых, КСП указывает на отсутствие конкуренции на рынке централизованного праздничного оформления Петербурга. На данный момент все госзаказы на городские украшения комитет по печати передает ГЦРР как единственному поставщику подобных услуг.
Еще в 2011 году петербургское УФАС пришло к выводу о том, что такой порядок дел нарушает антимонопольное законодательство. Губернатор города Георгий Полтавченко, которому было предписано выступить с законодательной инициативой по отмене привилегий унитарному предприятию, обратился в Арбитражный суд.
Инстанция отменила предписание УФАС. Однако Тринадцатый арбитражный апелляционный суд признал вывод антимонопольщиков законным. В феврале 2013 года кассация оставила последнее решение в силе. До настоящего времени, пишут специалисты КСП, изменений не произошло – комитет все также размещает заказы у ГЦРР.
Между тем, подведомственное учреждение и его подрядчики, считает Счетная палата, ненадлежащим образом выполняли техническое обслуживание элементов оформления. Их ремонт в 2012 и 2013 году обошелся городскому бюджету в лишние 20 млн 400 рублей.
Кроме того, комиссия ГЦРР и комитета по печати незаконно принимала решение о списании оборудования, которое находится в собственности города и принадлежит ГУП на праве хозяйственного ведения. Составление таких актов находится в компетенции КУГИ. За проверяемый срок стоимость непригодного имущества, в основном – праздничного оборудования, составила более 34 млн рублей.
Диван "Ксения" пронесли мимо реестра
Что касается других подведомственных комитету по печати учреждений, Контрольно-счетная палата не обошла вниманием ГКУ "Дом писателя". Вместе с представителем унитарного предприятия комиссия КСП сверила фактический ремонт здания в 2011 году с актом сдачи-приемки.
Как выяснилось, ряд фактически оплаченных и принятых работ выполнен не был. В частности, в Доме писателя не установили пьедестал для умывальника, влагозащитные светильники и биде. В общей сложности город понес ущерб в 328 тысяч рублей. КСП также выяснила завышение цен по смете, в результате чего бюджет пострадал еще на 670,2 тысячи рублей. Кроме того, в Доме писателя, например, не внесли в реестр учета два дивана "Ксения", тумбу, конференц-стол "Берлин" и некоторое другое имущество.
Из наиболее значимых нарушений ГКУ "Городская реклама и информация" можно выделить превышение предельных затрат на зарплатный фонд сотрудников учреждения. Согласно постановлению правительства от 28.01.2009, до 2012 года предельное количество руководителей, специалистов и служащих ГРИ составляет 26 человек. При этом в 2012 году в учреждении работало 32 человека, а в 2013 – уже 43.
"Лишние" сотрудники
В ноябре 2012 года комитет по печати согласовал новое штатное расписание на 45 сотрудников. Это решение объяснено закреплением за ГРИ полномочий по работе с информационными конструкциями. Однако соответствующего законодательного акта о полномочиях до сих пор нет, поэтому и превышение численности работников не является незаконным. Соответственно, выплата зарплаты "лишним" сотрудникам ГРИ из городского бюджета в 2012 году составила 280,9 тысяч рублей, а в 1 полугодии 2013 года – 4 млн 918 тысяч.
В отчетном документе Контрольно-счетной палаты содержатся также другие нарушения законодательства. Например, Союз писателей, пользовавшийся Домом писателя, недоплатил штрафы страхования на сумму не менее 364,8 тысяч рублей.
Тушите свет
Судя по всему, сотрудники казенных учреждений, подведомственных комитету по печати не всегда выключают за собой свет, за который платят жители Санкт-Петербурга. Более шести лет сотрудники ГРИ не могут установить счетчики, поэтому электроэнергия тратится в "полном объеме по нерегулируемым ценам", указывает Контрольно-счетная палата.