Мнения /
Интервью

13 января 2014 13:55

Алиса Голубовская: Чем острее тема и труднее задача – тем интереснее

Алиса Голубовская: Чем острее тема и труднее задача – тем интереснееФото: BaltInfo.ru

Алиса Голубовская пришла на должность руководителя пресс-центра «БалтИнфо» в ноябре 2013 года. В этом же месяце там прошли две резонансные пресс-конференции – фотографа Дениса Синякова и сестры священника Глеба Грозовского. Интервью Лениздат.Ру о площадке «БалтИнфо» открывает серию бесед с руководителями петербургских пресс-центров.

- Как долго вы руководите пресс-центром «БалтИнфо», когда пришли на эту должность?

- Пресс-центр я возглавляю с ноября 2013 года. В журналистике – с 1991 года. Сразу скажу, что в сфере моих интересов всегда были вопросы организации средств массовой информации, оперативного руководства редакционно-издательскими процессами, визуальной культуры изданий. Мне повезло: я работала в ведущих журналистских коллективах города, меня всегда окружали профессионалы с большой буквы. В начале 90-х я пришла в «Вечерний Петербург». Это была старая школа журналистики, здесь я постигала азы профессии. Многих моих легендарных коллег, к сожалению, уже нет в живых. Потом были редакции газет «Коммерсантъ» и «Деловой Петербург» с их взвешенной аналитикой и профессиональным использованием современных технологий, с готовностью всегда меняться и увеличивать число информационных продуктов. Я всегда работала в жестком оперативном режиме: несколько планерок в день, большой массив информации, дедлайны. Работа в «ежедневке» на всю жизнь привила мне творческую дисциплину и возможность быстро принимать решения в самых сложных ситуациях, умение брать на себя ответственность и не бояться рисковать.

- Вы сами отвечаете за формирование повестки и за разработку сетки мероприятий?

- Конечно. Нужно непрерывно отслеживать информационные потоки, использовать личные контакты, ежедневно участвовать в редакционных планерках, общаться с журналистами информагентства. Все эти простые правила помогают грамотно организовать работу на первом этапе.

- Бывают какие-то корректировки со стороны начальства в плане тематики пресс-конференций?

- Мы всегда находимся в тесном взаимодействии с руководством, многие вопросы выносим на открытое обсуждение.

- Как бы вы описали концепцию пресс-площадки «БалтИнфо»?

- У нас открытая площадка для дискуссий, деловых встреч, обсуждения злободневных городских и социальных проблем.

- Есть мероприятия, которые, согласно этой концепции, вы ни при каких условиях не стали бы проводить?

- Мы не предоставляем площадку тем, кто пропагандирует насилие, сектантство, беспорядки, экстремизм. Но в то же время мы обязаны быть готовы поднимать и обсуждать эти проблемы.

- По тематике пресс-конференций складывается ощущение, что они ориентированы, в основном, на остросоциальные проблемы. Как будете в дальнейшем развивать этот вектор? Какие еще направления вы хотели бы затронуть?

- Все правильно. Наша площадка, как и все СМИ «Балтийской медиа-группы», имеет четкую социальную направленность. И уже в этом году у нас стартуют новые социальные акции. В данный момент они находятся на стадии подготовки.

- Что касается политической тематики, готовы ли вы допустить на свою площадку представителей политической оппозиции?

- Пусть приходят. Ведь многие из них интересны, прежде всего, как личности. Площадка у нас открытая, и если разговор пойдет в конструктивном русле и будет укладываться в рамки концепции, то почему бы и нет?

- Есть ли персоны нон грата от политики?

- Не думаю.

- В городе есть еще много других пресс-площадок. Какую из них вы бы назвали самой интересной и наиболее вам импонирующей?

- Вы знаете, у всех моих коллег есть сильные стороны, которые я всегда беру на вооружение. А вообще, пресс-площадок в городе должно быть еще больше. Для меня важно быть в постоянном профессиональном тонусе. И даже самая сильная конкуренция среди коллег может стать мощным стимулом к развитию.

- Как часто в пресс-центре «БалтИнфо» отменяются мероприятия?

- Крайне редко. Такое может происходить из-за занятости спикеров или в случае если стороны не договорились общаться в заданном формате. На деле же – тщательная подготовка мероприятия и погружение в тему сводят риски к минимуму.

- Насколько работа пресс-площадки зависит от ее руководителя? Какими, по вашему мнению, качествами он должен обладать?

- Я считаю, что руководитель – это человек определенного склада характера вне зависимости от рода деятельности. В первую очередь он может организовать себя. Убеждаюсь на собственном опыте: чтобы быть грамотным управленцем, нужно пройти все ступени журналистской профессии, начиная с подмастерья. Это позволяет изнутри понять потребности коллег по цеху, специфику и особенности медийных процессов. Например, раньше в PR шли, в основном, журналисты, а коллеги подтрунивали над ними – захотели, мол, легкой жизни. Но постепенно PR выкристаллизовался в отдельную, очень значимую профессию.

- А если опыт – исключительно PR-направленности, может стать такой специалист хорошим руководителем пресс-площадки?

- Не исключено. Если он очень плотно общался с журналистскими коллективами или работал в PR-службах медийных структур. Либо у него широкий кругозор и неординарный подход к работе.

- Какое мероприятие вы считаете своей визитной карточкой?

- Моя первая пресс-конференция в «БалтИнфо» была посвящена священнику Глебу Грозовскому. Ситуация развивалась стремительно. И пресс-конференцию нужно было собрать в считанные часы, учитывая при этом деликатность темы, ведь речь шла о священнослужителе. Сотни звонков, разговоры уже в ночи, постоянно поступающая противоречивая информация. У меня были долгие переговоры об участии в пресс-конференции сестры отца Глеба – Любови Грозовской, в итоге она согласилась.

- Она сама хотела высказаться или все же вы ее подтолкнули к этому решению?

- У нее были сомнения по христианским соображениям, но именно они в итоге оказались решающими.

Через две недели прошла еще одна резонансная пресс-конференция фотографа Дениса Синякова – сразу после его освобождения из «Крестов». Идея пригласить Дениса на нашу пресс-площадку возникла у меня сразу, как только его перевели в Петербург из мурманского СИЗО. Но реализовать планы удалось лишь в день его освобождения. Рассылку информации о мероприятии по СМИ я делала с заголовком «МОЛНИЯ» всего за три часа до начала пресс-конференции. Пошел шквал звонков от коллег, все спрашивали: «Неужели к вам приедет Синяков?» Вообще, я не считаю такие пресс-конференции чем-то экстраординарным, это обычная журналистика – просто очень-очень оперативная. Хотя многие коллеги удивлялись, как мне это удалось.

- Почему именно Синяков? Вы были с ним знакомы?

- До ситуации с «Арктик Санрайз» я не была знакома с Денисом и его творчеством, мы никогда не пересекались в профессиональном плане. Но так как моя жизнь неразрывно связана с фотожурналистикой, я просто не могла остаться безучастной. К тому же, чем острее тема и труднее задача – тем интереснее.

- Какие из мероприятий вы бы добавили в свое портфолио?

Для моего личного внутреннего портфолио, а не того, что на бумаге, важнее, чтобы после пресс-конференции возник резонанс – вышла серия статей, репортажей, и проблема сдвинулась с мертвой точки или была решена, как, например, произошло со зданием Биржи на Стрелке Васильевского острова, которое еще в ноябре стояло без отопления и было бесхозным.

- Как вам кажется, какой из форматов – пресс-конференция, брифинг, круглый стол, пресс-тур – сегодня наиболее востребован?

- Конечно, должны присутствовать все форматы мероприятий, ведь коллеги надеются на нас и ждут от нас актуальных тем и разноплановой работы. И ради пресс-конференций журналисты очень часто жертвуют другими информационными поводами. Их время должно быть потрачено с пользой.

- В пресс-тур легко собрать журналистов? Ведь это отрыв от работы на достаточно длительный срок. Не час, не два, а возможно, целый день и больше.

- Если программа детально продумана, самобытна, информативна и есть картинка для телевизионщиков и фотокоров – коллеги едут охотно. И мы стараемся оправдать их ожидания, поэтому пресс-турам предшествует более тщательная подготовка на местах.

- Вы также являетесь и модератором пресс-площадки «БалтИнфо». А как вы считаете, какую роль в успехе проведения пресс-конференции играет модератор?

- Прежде всего он должен быть личностью – эрудированной, харизматичной, образованной. Уметь определять круг проблем, которые будут обсуждаться на мероприятии. Модератору достается и роль психолога в этом действе. Он будит аудиторию, вызывает интерес вопросами, не делая выводов и не формулируя готовых решений. Он должен представлять весь спектр мнений, актуализировать проблему, делать ее значимой для участников пресс-конференции и журналистов.

- А было в вашей практике такое, что вам приходилось утихомиривать журналистов?

- Знаете, мы находим общий язык. Где-то понимаешь, что надо дать кому-то чуть больше времени для выступления, где-то переориентировать. Все зависит от конкретной ситуации.

- Сложно следить за регламентом, когда понимаете, что вопросов много, а дать слово всем желающим не получится?

- Не сложно. Проблема в другом: журналисты частенько ленятся задавать вопросы. Приходится подбадривать и будоражить аудиторию.

- Каково соотношение в пресс-центре «БалтИнфо» платных и бесплатных мероприятий?

- В первую очередь, конечно, идут информационно-дискуссионные мероприятия, их больше. Но также имеют место и коммерческие мероприятия, так как мы являемся хозяйствующим субъектом.

- Какие способы монетизации мероприятий сегодня есть в арсенале руководителей пресс-центров?

- Нужно понимать, кто является целевой аудиторией данного мероприятия. Что по итогам хочет получить журналист и организация, заплатившая за его проведение. Нужно помнить об интересе участников на всем протяжении подготовительной работы, но особенно – при составлении программы. Если организатору удается максимально учесть интерес аудитории, то он не просто обеспечит хорошую явку на данное мероприятие, но и потенциальный интерес к последующим.

- Есть такая практика, когда на коммерческой пресс-конференции компания-спикер дарит журналистам подарки. И есть «бутербродные журналисты», которые любят и подарки, и фуршеты. У вас есть список таких любителей?

- Нет, у нас такого списка нет. Подарки чаще всего дарят в преддверии праздников, и, по моим наблюдениям, как правило, это происходит не на коммерческих мероприятиях. Чем, например, плоха книга в подарок? Презенты – это всегда приятно. Можно рассматривать их как простое человеческое внимание. Времена давно изменились, и журналистов не удивить и, тем более, не подкупить таким способом. Кстати, журналист всегда может отказаться от подарка.

- Журналистам, понятно, интереснее послушать спикеров, которые пренебрегают общением с прессой. Кто из таких личностей побывал у вас на площадке и как вы их вытаскивали на публичное пространство?

- Это вопрос личного доверия. Это многолетние деловые контакты, это твоя репутация – авторитет плюс опыт. Информационный повод и стечение обстоятельств. Первые шесть лет ты работаешь на свой имидж. Потом имидж работает на тебя.

- Какие мероприятия собирают больше всего журналистов, а какие – нет?

- По-прежнему остаются востребованными сенсации, конфликты, острая проблематика. Если посмотреть статистику новостей культуры в информагентстве, окажется, что у них невысокий рейтинг, это можно отнести и к работе пресс-центра.

- Какие темы пресс-конференций самые непопулярные?

- Я считаю, что нет непопулярных тем, а есть однобоко поданная информация. Большую часть материала можно развернуть в неожиданном ракурсе, провести журналистское мини-расследование, добавить аналитики, снабдить визуальной информацией, историческими фактами. Получится что-то вроде супа из топора. Знаете, есть неудобные темы, например, медицинские, о которых в силу нашего воспитания, стереотипов и даже социального статуса не принято говорить во всеуслышание. Но мы и здесь нашли компромисс, и уже в этом году наших коллег ждут новые социальные проекты на площадке «БалтИнфо».

- Бывает ли такое, что спикеры хотят строго оговорить круг вопросов? Какую политику в этом случае вы проводите?

- Стараемся строить работу на взаимном уважении. Чаще спикеры высказывают пожелания по времени, изучая свой плотный график. Обсуждаем, подстраиваемся, часто идем на встречу.

Если у нас идет брифинг, понятно, что есть возможность определить круг вопросов. Но такого, чтобы кто-то диктовал нам свои условия, нет.

- Были ли случаи, когда приходилось ругаться с журналистами из-за публикаций, написанных по результатам пресс-конференции?

- Мониторинг статей мы проводим, но для собственного понимания: как раскрыта тема, над чем поработать и на что обратить внимание в следующий раз.

- Пресс-центр – довольно неудобная площадка с точки зрения логистики. Особенно, пока ближайшие станции метро – сначала «Горьковская», а потом «Петроградская» – были закрыты на ремонт.

- Не соглашусь. Вокруг нас сосредоточены все базы телеканалов, многие редакции газет и радиостанций. Всегда есть место, где припарковать личный транспорт, есть и велопарковка. А 12 минут прогулки от метро по историческому центру Петроградки добавляют бодрости и оптимизма нашим гостям и коллегам.

Ирина Журавлева