Мнения /
Интервью

29 января 2014 13:17

Андрей Добрый: "Контент – это способ привлечения внимания"

Андрей Добрый: Фото: svetskyspb.ru

Руководитель и основатель интернет-издательства PDG Андрей Добрый считает, что его компания – неосознаваемый пока лидер на рынке медиа. Один из самых молодых миллионеров 2013 года по версии "ДП" рассказал Лениздат.Ру, в чем успех его предприятия, зачем открывать представительство в Москве и как внимание властей к интернету скажется на индустрии.

— Компания PDG основана в 2006 году. Однако на корпоративном сайте указано, что история компании начинается с 1999 года, когда был создан портал Petersburgonline.Ru. Как основатель PDG, расскажите историю с самого начала.

— В 1999 году в Петербурге было мало веб-студий. Одной из ведущих компаний в Петербурге была PDG – Portal Design Group, которая делала сайты, участвовала в различных номинациях. Я учился тогда на начальном курсе университета.

Потом была создана в виде большого холдинга компания Molinos. В 2001 году компания PDG оказалась в руках компании Molinos. Часть людей ушла, часть организовала свои агентства. PDG же осталась неким техническим доменом и брендом Molinos.

Я пришел в Molinos в 2003 году. Не занимался сайтами с 2002 года – это уже неинтересно. Это как вдруг начать писать новости в 200 печатных знаков о том, как зарабатывать деньги – некая деградация. Мне доверили и дали достаточное количество возможностей и денег. Я понимал немного в SEO, немного в рекламе, немного в медиа, немного в порталах. Это та работа, которая позволила из того немногого, что было, сделать некую структуру, которая с точки зрения рынка интернет-рекламы в Петербурге стала одним из лидеров.

Через три года после того, как все классно работало, и с нуля в отделе по рекламе появились тридцать или сорок человек, а компания имела многомиллионные обороты и по праву считалась одной из трех примерно равных digital-агентств Петербурга с большими планами на федеральный рынок, мне захотелось своего. Я как раз вспомнил про старый бренд PDG – это как нельзя лучше ложилось в концепцию новой компании. В июле-августе 2006 года я ушел, около года мы создавали всю структуру, тогда же была защита диссертации, много всего-всего было. В 2007 году компания насчитывала восемь человек, сейчас – больше шестидесяти. На сегодняшний день PDG уже крупнее самого Molinos и является одним из еще пока неосознанных лидеров рынка медиа в Петербурге. Это осознание придет через год-два. Слишком мало времени прошло.

"Сильных новостных изданий в Санкт-Петербурге нет"

— Сколько на данный момент у компании проектов?

— Тех сайтов, которые сейчас находятся под нашим управлением – семь. Из них пять – те, которыми мы занимаемся очень плотно, наши основные проекты это – портал о недвижимости Restate.ru, автомобильный портал 110km.ru, туристический ресурс TourOut.ru, афиша и лайфстайл Peterburg2.ru и новости Vchera.com.

Всегда есть отрицательный опыт, которого мы хотим не повторять. Один из моих самых больных опытов – это любые совместные проекты с кем-то. Совместные не в плане людей, а в плане взаимодействия компаний. Всегда есть зоны ответственности, и нужно четко прописывать те вещи, за которые ты отвечаешь, другие отвечают, и что случается, когда другие не выполняют эти обязательства.

— О каком именно ресурсе идет речь?

— О ряде проектов, которые мы не слишком афишируем. Одно дело – работать на заказ, это понятно, и на данный момент я этого не приемлю ни под каким соусом. У нас сейчас те проекты остались, которые мы полностью контролируем, про которые мы все понимаем, что вот сюда – нужно вкладывать, сюда – не нужно, какова будет прибыль.

Пять основных проектов сейчас существует, шестой – немножко особняком, и один в замороженном состоянии. Два наших многолетних лидера – это автомобильный ресурс 110.km и портал по недвижимости Restate. Restate – второй по Петербургу и пятый по популярности в Рунете портал о недвижимости. Автомобильный ресурс несколько иной, по позиционированию создан для читающей аудитории. В Петербурге по аудитории он уступает лишь "Бибика.Ру", но денег приносит в разы больше, чем конкуренты.

Это – два лидера с точки зрения денег и количества людей, которые с ними работают. Далее идут примерно два одинаковых ресурса… Дело в том, что я придумал все эти проекты, поэтому они мне как дети – не может быть нелюбимых. Ты, может быть, в чем-то ошибся или казнишь себя в чем-то, думаешь, что этот проект – шалопай, а этот проект – умница. Но при этом все любимые.

Проект TourOut.ru – социальная сеть туристов, один из крупнейших по туристической тематике в Рунете ресурсов. Он не портального типа – большинство информации генерируется пользователями, которых там зарегистрировано около 100 тысяч. И портал Peterburg2.ru, который появился случайно, но, тем не менее, среди массовой аудитории простых (не простых, а активных "интернетчиков" в возрасте от 18 до 50 лет) петербуржцев – самый узнаваемый. Сейчас, если рассказываешь кому-либо про проекты, – с недвижимостью, может быть, сталкивались, автомобильный и туристический ресурсы тоже, может быть, известны, а Peterburg2 почти всегда говорят: да, знаю. Просто из-за того, что у него большая охватная питерская аудитория. С апреля у ресурса началась новая история, мы переделали полностью всё: дизайн, новинки и так далее. Я думаю, если все так дальше пойдет, через годик он будет вообще конфетка, не имеющая конкурентов в Петербурге.

— Расскажите о единственном в вашей компании чисто новостном ресурсе.

– Это самый новый в нашей компании ресурс – ресурс Vchera.Com. Действительно, после продажи сети в феврале 2006 года я не делал новостных ресурсов. Наблюдал много лет и за "Деловым Петербургом", и за "Фонтанкой", и за другими новостными изданиями, считаю, что в Петербурге есть одно сильное новостное издание – "Фонтанка". Все остальное – либо накручено, подкручено, сымитировано, либо чисто убыточное и неизвестно, сколько будет функционировать – пока хватит денег их создателям, – а это всегда плохо, на самом деле. Остальное – вообще не питерское.

Получается, что на самом деле сильных изданий в новостной сфере в Санкт-Петербурге с большой аудиторией нет. Мы это увидели, увидели минус "Фонтанки". С одной стороны, это амбиция; понятно, что проект Вчера.Com убыточен – некая амбиция меня, Андрея Доброго, и компании делать свой новостной проект, писать не только о недвижимости и автомобилях, в том числе питерских, не только трудиться в афишном сегменте.

На Вчера.Сom есть политика, есть сервисы. Мы, наконец, сейчас придумали, как его позиционировать и в какой обёртке предложить посетителям, чтобы они оставались на ресурсе. Такого нет ни у одного из петербургских изданий с точки зрения технических возможностей. Это лайки и дискуссии "ВКонтакте" и построения автоматом с помощью всех этих данных рейтингов посещаемых, комментируемых, цитируемых, лайкнутых материалов.

Это и привязка материалов ко множественным тегам компаний и людей, построение из них "похожих", и подписки, и очень приглянувшиеся нашим пользователям голосования, в каждом из которых участвует в среднем 2-3 тысячи уникальных петербуржцев за пару недель. Новая наша инициатива – мотивирующие пользователя механизмы добавления новостей, своих новостей, за которых мы платим деньги и которые генерируют всё возрастающий поток быстрой уникальной информации.

Все это делают четыре человека (не считая меня, программистов, специалистов по трафику, пиарщиков и так далее), и это при том, что за сегодня на ресурсе побывали двадцать пять тысяч уникальных посетителей, из которых 22 тысячи петербуржцев. Это есть, по-моему, только на "Фонтанке", и всё. Я не считаю, что в ресурс большие деньги вгрохиваются, зная примерно, какие средства вкладываются в другие издания. При этом важно, чтобы Вчера.Com понравился читателям, чтобы на нем появилось много людей, которые приходят сами. Это самый главный критерий этого ресурса. Появятся – будет все хорошо.

(Согласно открытой статистике, Вчера.Com в месяц посещают более 350 тысяч пользователей, за тот же период ресурс в среднем имеет чуть менее миллиона просмотров, – прим. Лениздат.Ру).

И есть еще один сервисный сайт, AllNW.ru, – это областной ресурс в полузамороженном состоянии. Это областная ниша. Он сейчас нашел свою нишу на грани бизнеса, недвижимости и новостей Ленобласти. Думаю, в течение полугода претерпит все необходимые изменения.

И есть Vakant.ru, тоже подзамороженный. Потому что мы любим и умеем получать деньги с помощью медийного бюджета. Ни в коем случае не государственных денег – у нас их нет ни копейки.

— Это принципиальная позиция?

— Нет, это надо уметь делать и хотеть делать. А мы – и не умеем, и не очень хотим. Наверное, если бы кто-то пришел к нам и сказал: товарищи, я умею получать гранты, общаться с госорганами, и при этом понимаю, сколько бумажек надо сделать для отчетности и так далее, мы бы взяли этого человека. Но таких – единицы. Я общался со многими людьми из газет – в основном, деньги-то маленькие. Мы лучше эти дополнительные, не знаю, сто тысяч рублей в месяц заработаем, поработав над контентом, над продвижением в соцсетях, над позиционированием, сделаем дополнительных три-пять тысяч трафика, которые автоматически при кликах на рекламу дадут эти дополнительные сто тысяч в месяц, чем будем возиться с непонятными бумажками.

— Если говорить о Вчера.Com, вы ведь делаете ставку не на создание собственного контента?

— Ни у кого почти нет собственного оригинального контента. Мало того, занимаясь контентом последние тринадцать лет в интернете, могу сказать, что оригинального почти не существует. Вот мы пишем на 110.km уникальные обзоры салонов, обзоры тенденций – реальную аналитику. Читают, но читает рынок, а люди не читают. Несколько сотен прочтений за несколько дней.

Конечно, тест-драйвы – это в разы больше, но это формат особенный. Новости туризма не читают, зато фотоотчеты и отзывы – и посещения зашкаливают. С точки зрения b2b, недвижимость – вообще мало читаемый материал, зато рынок там очень большой с точки зрения вовлеченного народа и b2b. Restate.ru достаточно, чтобы из 40 тысяч уникальных пользователей в сутки около 3 тысяч читали только материалы. Это очень много в данном случае. Всегда можно сделать материал а ля "У бабушки украли последнюю квартиру в хрущевке" и получить трафик. Так делает ряд порталов. Но такой подход не будет работать с точки зрения рекламы, потому мы это не делаем.

Чем больше ты пишешь желтизну, чем больше ты пишешь ликбез, чем шире позиционирование этих материалов – тем больше, естественно, читают. Люди не могут отличить контент оригинальный от неоригинального. Я, например, много лет с удовольствием читаю "Город 812". Имея доступ к статистике ресурса и примерно разбираясь в газетах, я понимаю, что таких читателей мало.

Можно формировать костяк частью материалов, но массовости аудитории это не сделает. У нас все проекты не чисто контетные, они сервисные (предоставляющие не столько информацию, сколько различного рода услуги – прим. Лениздат.Ру). Да, нас читают все дилеры, у нас есть классная редакция, редактор, несколько журналистов, пиарщики. Всё равно очень много аудитории на сервисах – на продаже автомобилей, на их сравнении, на карте пробок, на выборе модификации машины и так далее.

Здесь то же самое. Вопрос не в оригинальности контента. Контент – это способ привлечения внимания. В нашем понимании он привлекает внимание, люди приходят, лайкают, оставляют комментарии, в день двести-триста комментариев "ВКонтакте" идет на Вчера.Com, причем все это – Питер. Размывание, которое в последнее время делает куча питерских новостных изданий и увеличивает свои счетчики не за счет Петербурга, не имеет смысла. В этом случае и китайцев можно нагнать.

А нам пользователи сами создают контент. Мы формируем топы по тем же лайкам и так далее. Люди много пользуются сервисами, например, тем, что можно показать, что было в этой точке, в этом микрорайоне, прямо на карте. К этому люди еще не привыкли, петербургские пользователи точно. Эти сервисы нам формируют уникальный контент: они же говорят нам о тех же ДТП, авариях, отключениях воды, о которых не говорит "Фонтанка".

— Есть ли проекты, от которых хотите избавиться?

— Избавиться можно по двум причинам: либо непонятно, где деньги, либо есть неправильное направление развития ресурса. Если непонятно, откуда деньги, надо либо продавать ресурс, либо замораживать.

Так есть с TourOut.ru , который не шибко прибыльный проект, но я понимаю, почему. Потому что туристический бизнес в Петербурге – это нищета. Денег у туризма в Петербурге на рекламные бюджеты в СМИ нет. В России есть, но на два порядка меньше, чем в недвижимости или авто. Но при этом я понимаю, что ресурс классный, ресурс создает контент, ресурс имеет несколько миллионов страниц, кучу интересных вещей. Как минимум, оставаясь убыточным, он растит свое ядро, растит свой контент, стоит уже многие десятки миллионов рублей. Поэтому можно это допустить.

"Большинство людей — инертны, тупы"

— У вас есть идеи новых проектов?

— Идеи есть всегда, у меня проблем с новыми проектами никогда нет. Я могу сгенерировать идеи для ста порталов. Кто это будет делать и как, сколько средств будет потрачено, какие усилия необходимы и что с деньгами – вот самые главные вопросы.

Сейчас не является проблемой придумать новый проект – можно тупо взять самые последние выстрелившие стартапы США или Западной Европы и клонировать их. Есть целые инкубаторы, которые на этом построены.

В рамках наших сайтов мы придумываем очень классные идеи, тысячи вещей. Мы их постоянно внедряем, додумываем, классно делаем, это дает импульс развития проектам. Были у нас предпосылки интересные, например, вбирания в себя части сервисов. Как "Яндекс" покупает картографический сервис, потому что им нужны карты. Нельзя купить карты как таковые, можно купить компанию, которая карты производит, имеет лицензию и так далее, просто вобрать в себя. В нашем случае мы делаем то же самое, если нужно.

— Компания была основана семь лет назад. Как вы можете оценить перемены на интернет-рынке?

— Я боюсь, что поменялось все. Поменялись компании, поменялись люди, механизмы работы каждого из секторов, поменялись игроки. Продвижение, SEO, контекст, трафикогенерация, вертикальные поиски, языки разметки, полностью меняется коммерческая составляющая, технологии. Поменялось все, надо все рассматривать в отдельности.

— Деньги стало проще зарабатывать?

— Сложнее. Если мы рассматриваем Петербург сейчас, денег больше не становится в последние три года. До 2008 года было много денег, но мало качественных площадок; мы тогда были маленькими, ресурсы были, росли, но тоже еще были маленькие. Например, отдел продаж мы создали только в конце 2009 года. У нас вообще не было продаж, мы продавали рекламу только нескольким рекламным агентствам. Сейчас мы – безусловные лидеры в Петербурге по многим параметрам.

Конкуренция усилилась?

— В Петербурге конкуренции не стало больше, потому что есть недостаток кадров. Мы искали людей на Вчера.Com, приходили главные редактора многих известных изданий. Я слышу человека и не понимаю: что он вообще делает. Человек не понимает, зачем, ради чего он что-то делает. Надо делать что-то интересное, креативить, хорошо выполнять свою работу ради того, чтобы тебя читали. Большинство людей этого не хотят. Большинство людей – инертны, тупы. И я уже давно разочаровался в людях как в существах, к сожалению. Кадров очень мало, мы стараемся выцеплять точечно то, что нам нужно, переманивать из известных компаний. В недвижимости дела с конкуренцией получше, в авто – хуже, в туризме – сильно хуже. В афишном сегменте по-разному, там вообще все по-другому работает, там нет журналистов, там SMM и PR-тусовщики. Итого: денег не больше, людей не больше, конкуренция есть, но, в основном, слабая.

— 5 декабря вы открыли офис в Москве...

— 5 декабря мы сделали официальную вечеринку-открытие.

— Зачем создано отделение?

— Активная стадия роста компании началась в конце 2009 года, когда появились нормальные пиарщики и собственный отдел продаж. До этого было просто создание технической платформы. Прошло ровно четыре года. За два с половиной года мы проработали в Петербурге множество направлений – PR, реклама, масс-медиа, SEO, контекст, трафик, сервис, контент, полиграфические вещи, B2B, B2C, работа с аудиторией.

Сделав первый круг этого всего, мы поняли, что развиваться дальше в Петербурге тяжело. Здесь меньше аудитории, очень много глупости и тупо мало денег. И вот этот последний критерий стал определяющим. Я лично проехался по нескольким площадкам, мы оценили, сколько зарабатывают остальные в интернете на наших сегментах. Посчитав все это, сравнив с медийными возможностями этих ресурсов, мы поняли – вот он, край, уже скоро будет.

И начали планомерно увеличивать затраты и сервисы на создание московского контента. У нас появились удаленные московские журналисты, например. У нас появились настройки рекламы на Москву. Например, у нас было сделано так: вы заходите из Москвы, вам ресурс показывает московский контент. Вы из Петербурга не видите кучу московской рекламы; даже если открываете из Москвы список дилеров марки BMW, этот список меняется – у вас уже не питерские, а московские дилеры, и так далее.

Таким образом, мы готовились технически, организационно, пиарно, всем главным редакторам была постановлена задача – начать общаться с Москвой. Мы закончили это к концу весны, появился достаточно большой трафик, и надо было этот трафик продавать. На Restate – из 30-40 тысяч ежедневных уникальных пользователей – из Петербурга у нас чуть меньше 15 тысяч; из Москвы, условно, – чуть меньше 20. Просто органически Москва крупнее в три-четыре раза.

А эта вечеринка была некой помощью отделу продаж, плюс официальное открытие.

— Планируете создавать локальные московские проекты?

— Пока нет. Здесь дело в том, что в компании 15, даже меньше, сотрудников занимаются всеми проектами. Слишком много разного. Разные выставки, разные механизмы, разные рекламодатели, разные клиенты. Все это мы через себя пропускаем. Я бы с удовольствием, но мой мозг реально не может переварить еще больше информации. Итак ее столько, что я в последнее время, год-полтора, не читаю книг – только в отпуске.

Я захожу в ресторан – и я знаю, как он рекламируется; я вижу машину – и знаю марку, модель, какие скидки дают дилеры, какая компания – ведущая по продажам в Петербурге и как зовут ее директора. По недвижимости то же самое, учитывая, что это первое направление, когда мы вышли в оффлайн. Я не могу слушать нормально "суждения" о том, как дороги квартиры, общаясь на эту тему с застройщиками и агентствами. Мы бы с удовольствием создавали новые проекты, но надо сначала сделать наши проекты безоговорочными лидерами в Петербурге и одними из лидеров в Москве.

— Вы сам не собираетесь перебраться в столицу?

— Хотел бы – сделал это давно. Может быть, глупо, но я горжусь, что я, как и мои родители, родители родителей и их родители, родился и живу в Ленинграде. Хоть я и говорил про бедность и глупость, но это мой город. Да, он более медленный, но это позволяет казаться быстрым. Да, меньше возможностей – но можно удаленно работать, в том числе и на Москву.

Цели переезда? Все говорят о двух вещах. Климате, который в столице тоже тот еще, так что менять шило на мыло не имеет смысла; и развитии бизнеса, до которого три с половиной часа на "Сапсане". Остальное – все хуже. Если и уезжать, то не сейчас и в цивилизованную страну с лучшим климатом.

"Я столько бы не работал, если бы был наемным сотрудником"

— Секрет успешности компании как для себя формулируете?

— Понимание того, что ты хочешь, и адекватные люди, которые это делают. Чаще всего мы говорим об адекватности и знаниях, конечно, топ-менеджмента. Обычных сотрудников надо направлять и контролировать. Периодически бывают звездочки, которые надо рассмотреть, поощрять, повышать. То есть, наверное, я столько бы не работал, столько бы не пытался достичь некого совершенства, если бы я был наемным сотрудником.

Необходима правильная мотивация: сотрудники должны понимать, что человек может зарабатывать вот столько-то много, может стать одним из партнеров компании, получить такие-то профиты, возможность самореализации.

Я видел увядание многих компаний за последние годы. Чаще всего потому, что издание было убыточным, закончилось деньги, поэтому оно увяло. Этого следовало ожидать, надо было делать издание, прибыль которого была бы хотя бы нулевая. Есть и такие примеры, когда издание было прибыльным, но это уже адекватность владельца, адекватность руководства. Я знаю примеры, когда были хорошие издания в Питере, зарабатывали там свой, неважно, миллион рублей, полмиллиона "грязными", и в какой-то момент владелец говорил: хочу не полмиллиона, а восемьсот тысяч, урезал бюджет, и в течение времени издание погибало. Мы действовали всегда противоположно: зачем нам полмиллиона, лучше получим триста тысяч, а двести тысяч вложим в развитие.

"Получаются деньги, которые 99% петербургских портальчиков и СМИ даже не снились"

— За счет чего вы зарабатываете?

— У нас почти всё за счет рекламы. Но если раньше это были только баннеры, то сейчас это и баннеры с таргетингами, и баннеры по показам, и баннеры по кликам, и расхлопывающиеся баннеры. Больше денег, чем баннеры – не намного, но больше, – приносят спецпредложения – это продающая реклама, которая составляет в некотором роде конкуренцию контекстной рекламе с точки зрения таргетингов, цен на клики и последующей эффективности для рекламодателя. Баннер – это формирование спроса, имидж. У нас все больше и больше появляется разное брендирование. С вводом Москвы у нас появились спецпроекты, когда мы делаем интерактив с рекламодателями, приводим к ним тысячи человек через какие-то нестандартные места, брендирования, фоны, спецпроекты или вырисовки в логотипы для взаимодействия с брендом.

Peterburg2 обожает компания "МегаФон", которая уже не первый год берет брендирование всего сайта. В будущем месяце существенно расширяем на Restate личные кабинеты с онлайн-пополнением счета: очень много агентств по недвижимости, которые хотят платить, чтобы свои объявления повышать в рейтинге. Таких агентств несколько сотен, от пользователей еще больше будет денег.

Это и различные партнерские программы. На TourOut.ru стоит одновременно на разных разделах две партнерские программы от сетей бронирования отелей. Каждая из них платит процент за бронирование гостиниц посетителями, которые пришли через наш портал. Каждая приносит свои несколько десятков тысяч рублей. Peterburg2 – на всех страницах всех кинотеатров стоит Rambler-касса, где мы продаем на многие-многие десятки тысяч рублей билетов и получаем с этого свой процент.

Это все дополняется, это все разнообразное, получаются деньги, которые 99% петербургских портальчиков и СМИ даже не снились. У нас триста-четыреста рекламодателей за месяц. Если за год бюджет возьмем, топовые два-три рекламодателя не превышают одного процента от всех денег.

К вечному вопросу об объективности СМИ. Материалы на Restate, 110.km и других порталах мы пишем объективные. Да, наши рекламодатели выступают экспертами, да, их новости печатаются гарантированно, но свой взгляд и совершенно четкую позицию главный редактор своими материалами, топами, главными, выделенными новостями доносит сам. Я не лезу в это и ограждаю редакции в данном плане от воздействия коммерческого отдела.

Нам важно расти, быть красивыми и полезными пользователю, потому что мы все-таки стараемся делать хорошие ресурсы, чтобы люди оставались, чтобы объявления работали, чтобы новости и обзоры читались, чтобы, заходя на Peterburg2, читатели бы находили мероприятия, куда пойти, и чтобы карта была правильной. Моя цель – наладить поток информации, чтобы все классно работало.

— Расскажите об оффлайновой активности PDG.

– Хотя для нас всегда был важен качественный сервис и много народа, мы поняли, что до сих пор рекламодатели находятся на 110.km не только потому, что он обеспечивает хорошие продажи, но и потому, что статусных автомобильных ресурсов, которые читает весь рынок, не так много. Надо двигаться в оффлайн для общения.

Оффлайн начался с журналистики, потом пошли выставки, мероприятия, конференции, в которых мы просто участвуем, мы начали становиться спикерами. Появилась полиграфия, мы наделали ролл-апов, креативов, тысячи вещей. 110.km взаимодействует с сетью заправок "ПТК". Десятки заправок выдают наши парковочные билеты, у пистолетов висит наша реклама и так далее.

Или – мы два года дружим с ярмаркой недвижимости. Начинали как обычные инфопартнеры, сейчас спонсируем ленты, на которых висят бейджи, я выступаю периодически на открытии, мы участвуем в деловых мероприятиях, делаем кофе-брейки.

Движение пошло в сторону ассоциации риелторов. У нас меньше риелторов, агентов по недвижимости, процентов 30-40, но мы увидели, что здесь интересно, можно сотрудничать. После двух-трех лет нахождения в ассоциации я возглавил комитет по рекламе и PR, являюсь вице-президентом ассоциации. Последние два года часто выступаю спикером по недвижимости. По автомобилям пробовал – но здесь далеко до профессионала. По СМИ и туризму пробовал, но здесь реально не хватает времени.

"Все эти законы приняты для облегчения контроля над медиа"

— В последнее время усилился интерес властей к интернету. Различные запретительные законы вас касаются, беспокоят?

— Скорее всего, это будет нас касаться. Физически это нас пока не касается, тем более власти не очень интересуют тематические порталы. Мы знаем, почему все данные законы приняты – для облегчения контроля любого из медиа. Это – основная причина, по которой Вчера.Com был сделан в доменной зоне .com, а не .ru. Или почему он же находится не в Петербурге, как все остальные наши ресурсы, а в другой стране.

С точки зрения того, что происходит, интерес власти к масс-медиа понемногу рос с 2002 года, апогей был года три назад – слишком большие вложения пошли во все государственные медиа. Большинство ведущих медиа в стране либо принадлежат государству, либо им контролируются. Все остальное, если будет вспыхивать – можно погасить законом о клевете, блокировкой домена и так далее. Это подготовка, которая сейчас не нужна; в тот момент, когда она понадобится, ее включат. К сожалению.

— Скажутся ли эти опасения на развитии интернет-рынка в стране?

— Эта система начнет работать, если народ будет волноваться. Народ будет волноваться, если продолжится все то, что происходит сейчас. Если еще увеличатся налоги, еще счета за ЖКХ, раздолбаннее станут дороги. Это все будет, тренд-то обязательный, пенсии уже разворовали. Вопрос только – когда?

В этот момент, когда будет взрыв, я допускаю, что могут отключить интернет. Что будут отключать точечно сайты – это точно. Что могут закрыть какие-то каналы на Запад. Сейчас – нет, если что-то случится, то, вероятнее всего, да, но на краткое время. Опустится "железный занавес" или отключат интернет, как в Китае, – такого уже не может быть. Это как если сейчас запретить поездки в другую страну – уже невозможно просто.

— Планируете выходить на зарубежный рынок?

— Зарубежный интернет-рынок работает по-другому. У каждой страны своей менталитет. Мы говорим не только о локализации сайта, о том, что слова написаны только на турецком. Расположение элементов необходимо другое делать, даже дизайн чуть-чуть изменять под эту страну, механизм распределения трафика по-другому работает, привычки другие. Это серьезные изменения, не говоря уже о налоговом законодательстве.

У нас цель – Москва. Петербург работает и будет работать, но наша цель – укрепление через оффлайн, рост трафика, увеличение лояльности и аудитории. И второе – чтобы мы окончательно вышли на рынок Москвы и сделались ведущими игроками там. Хватит – не хватит денег, будет кризис или нет, будем привлекать дополнительные инвестиции, которые не привлекали, потому что прибыльные, посмотрим.

— "Деловой Петербург" выбрал вас одним из лауреатов премии "Молодой миллионер-2013". Куда будете двигаться дальше?

— Есть еще конкурс, я как минимум один год буду попадать под критерии – там до тридцати трех лет. А если серьезно, во-первых, денег не бывает много. Во-вторых, все деньги, в основном, в обороте. Я не считаю, что обеспечил себя со своими запросами на всю жизнь. Да, я не бедный человек, но.

В-третьих, деньги – не главное. Мне не нужен миллиард долларов, я плохо буду спать. Куда сейчас его деть? Я знаю, что у меня компания растет, мне хватает на машину и квартиру. Мне нравится заниматься тем, чем я занимаюсь. Всё это – статус публичной личности и уважение в разных кругах. Я от этого кайфую. Из минусов – перебор всего, очень много, я бы избавился от части проектов, потому что их слишком много.

Но мне нравится этим заниматься. Микс всего – и тематик, и информации, и СМИ, и интернета, и инновации. Внутри есть и SEO, и сервисы, и контенты, и реклама, и какая-то доля креатива, мне нравится вся эта гремучая смесь. Я делаю то, что люблю делать, и в этом я счастливый человек. Денег достаточно, до пенсии далеко. Будут появляться амбиции быть более популярной личностью, возможно. Но самое главное, что я всё еще впереди – есть пока и молодость, и силы, и опыт, и база, и хорошая команда, и проекты с охватом несколько миллионной аудитории. Будем со всем этим работать.

Анастасия Фролова