Мнения
/ Интервью

30 января 2014 18:15

Митя Харшак: Журнал "Антиква" – еще одно мое альтер-эго

В сентябре 2013 года в свет вышел первый номер журнала "Антиква". Основателями нового богато иллюстрированного глянца  выступили известный российский дизайнер и издатель Митя Харшак и интернет-портал об искусстве "Арт1", принадлежащий бизнесмену Игорю Тупальскому. Наряду с "Арт1" и "Антиквой" в медиахолдинг Игоря Тупальского входят агентство актуальной информации "Телеграф" и интернет-газета "Карповка".

Главный редактор издания Митя Харшак, рассказал Лениздат.Ру о журнальных публикациях, которые не устаревают, и о том, почему у "Антиквы" нет конкурентов.

 - Кто автор идеи запуска журнала?

 - Автор – я. И концепция моя. На самом деле, подробная концепция была написана порядка четырех лет назад, но ей потребовалось время, чтобы, как хорошему вину, набрать качества. И так удачно встали звезды, что мы начали сотрудничать по проекту ART1.ru с Игорем Тупальским, и он поддержал идею запуска журнала. Он вообще очень живо принимает участие в наших медиапроектах. Думаю, что пройдет еще немного времени, и мне удастся заразить его страстью к собирательству и коллекционированию.

 - А как вам пришла идея "Антиквы"?

 - Вы знаете, я давний почитатель самых разнообразных антикварных кварталов и блошиных рынков. Я довольно много путешествую и, оказываясь, например, в Париже, первым делом иду на Порт-де-Клиньянкур, а не в Лувр. Зачастую я стараюсь в каждом посещаемом городке отыскать место, связанное с историей, антиквариатом, предметами коллекционирования – будь то рынок или небольшая лавка. Вся эта эстетика мне чрезвычайно симпатична, и, по сути дела, журнал – это альтер-эго меня самого. Потому что делать журнал о том, что тебе самому неинтересно – на мой взгляд, затея бесперспективная и обреченная на провал.

 - Есть интерес у широкой публики к вашему журналу? Ведь рынок коллекционирования довольно узкий.

 - Мы стараемся делать журнал в хорошем смысле этого слова – "попсовым", то есть рассчитанным на широкую аудиторию. Он не носит характер академического сборника, а, скорее, рассказывает историю вещей через их обладателей – через самих людей. А когда о вещах, о своих коллекциях рассказывают их владельцы, это настолько заразительно и пассионарно, что завораживает читателей. Наша тематика настолько многогранна, что на страницах "Антиквы" каждый может найти публикацию на свой вкус: про исторические мотоциклы, классические автомобили, оружие, вино, книги... И, собственно, та обратная связь, которую я получаю после выхода всего двух номеров, говорит о том, что акценты расставлены правильно.

 - Представляя первый номер журнала, вы написали: "Будь то мебель, старые книги, часы или, к примеру, старый штопор, я считаю, что вещи должны продолжать жить своей жизнью, использоваться, а не служить музейными экспонатами в доме коллекционера". И вот вы разговариваете с коллекционерами, некоторые из них наверняка в качестве экспонатов эти вещи и держат.

 - Нет, если мы говорим о предметах искусства – их изначальное предназначение, естественно, сугубо эстетического свойства. Они украшают жилище людей, которые ими обладают, или доставляют эмоциональное удовлетворение, которое, например, получаешь при перелистывании страниц старых фолиантов. А если мы говорим об использовании предметов коллекционирования по прямому назначению… Я делал интервью с одной дамой, собирательницей севрского фарфора, и мы пили кофе из чашек XIX века. И, знаете, ничего страшного! Я бы даже сказал, что моя собеседница сама без малейшего сожаления предложила выпить кофе из этих хрупких чашечек. А другой коллекционер и одновременно наш уважаемый эксперт по оружейной тематике Николас Лоуренс является страстным охотником, и на охоту ходит со своим ружьем системы Лепажа, которому уже более сотни лет. Люди, которые собирают классические автомобили или старинные мотоциклы, принимают участие в автопробегах и с радостью показывают свои коллекции публике. Вещи продолжают жить. Более того, вещи переживают своих создателей, они передаются от поколения к поколению и несут в себе очень сильную энергетику.

 - Вы сами определяете темы статей?

 - Да, безусловно.

 - Учитывая, что вы – главный редактор еще двух изданий (журнала "Проектор" и портала ART1.ru – прим. Лениздат.Ру), как справляетесь с нагрузкой?

 - А я не разделяю жизнь и работу. Что журнал "Проектор", что портал ART1.ru, что журнал "Антиква" – это, по большому счету, медийное продолжение моих собственных интересов. Я нахожусь внутри насыщенного событиями мира искусства – мира, в котором ежедневно генерируется большое количество информации, в котором происходит много новых интересных встреч, рождаются новые идеи, появляются незаурядные люди – и все это, что происходит вокруг меня, отражается на страницах наших ресурсов. Скажу вам не без гордости, когда сдается очередной номер "Антиквы" в типографию, мы с коллегами садимся за темы следующего номера и буквально перебиваем друг друга предложениями новых тем. У каждого столько затей и договоренностей, что хоть через неделю следующий номер выпускай.

 - Какая периодичность выпуска журнала?

 - Четыре раза в год, точно также как и у "Проектора". Можно сказать, это альманах. И, собственно, как и в "Проекторе", я стараюсь делать в "Антикве" публикации, которые не устаревают во времени. Именно поэтому мы не гонимся за частотой выходов – каждый материал проходит очень строгий отбор. Если мы рассказываем о коллекциях искусства или каких-то старых предметах, мы не гонимся за новостных форматом, нам важно тщательно изучить историю каждой вещи и буквально пропустить ее через себя. Я стараюсь делать журнал таким образом, чтобы он и спустя годы оставался интересным.

 - Где можно найти почитать журнал? Он платный, бесплатный?

 - Вы можете найти журнал "Антиква" фактически во всех антикварных салонах и магазинах Санкт-Петербурга, в дорогих отелях, автосалонах, ресторанах, букинистических магазинах, то есть во всех тех местах, где бывает наша целевая аудитория – люди, кому эта тема может быть любопытна.

 - Журнал пока бесплатный?

 - Он бесплатный, и будет бесплатным, потому что на подобных медийных проектах розничные продажи приносят издателю больше головной боли, нежели профита.

 - За счет чего издание журнала будет окупаться?

 - Естественно, за счет рекламных контрактов.

 - А если не секрет, сколько человек работает над номером?

 - Сложно сказать. Видите, у нас возникает такой синергетический эффект, поскольку существует редакция ART1.ru, и я периодически задействую моих коллег для работы по "Антикве", но, фактически, журнал делаем мы вдвоем с Павлом Ульяновым – известным петербургским галеристом, специалистом по истории дизайна XX века, обладателем, наверное, крупнейшей в России коллекции скандинавского дизайна XX века. Мы с ним занимаемся планированием, привлекаем авторов, берем интервью, организуем встречи. Еще замечательный вклад с точки зрения содержания делает наш оружейный эксперт, которого я уже упоминал, Николас Лоуренс. Он и охотник, и сам коллекционер, и обладает поистине энциклопедическими знаниями в сфере коллекционирования старинного охотничьего оружия.

 - Какие издания считаете своими конкурентами?

 - Я на сегодняшний день не вижу конкурентов в нашей нише, потому что замечательный журнал "Среди коллекционеров" ориентируется на другие задачи, нежели "Антиква". И говорить о конкуренции можно было бы в том случае, если бы на этом рынке дела обстояли так же, как на рынке интерьерных журналов. А наличие 2-3 журналов на Москву и Питер – это, по большому счету, ни о чем, поэтому я достаточно оптимистично смотрю на будущее с точки зрения увеличения аудитории и коммерческой успешности.

 - А тираж планируете увеличивать?

 -  Да, тираж уже надо увеличивать, потому что наших 5 тысяч экземпляров едва хватает на то, чтобы покрыть порядка 150 точек распространения и немножко поучаствовать в профильных выставках – таких, например, как Московский антикварный салон. Следующий тираж, по всей видимости, мы будем удваивать, потому что база распространения и количество мероприятий, в которых участвует журнал, растет не по дням, а по часам.

 

Ирина Журавлева