Медиановости
/ Версии, Власть, Интернет

23 апреля 2014 16:23

Эксперты: ГД поставила российские интернет-компании в неравные условия с иностранными конкурентами

 
Российские интернет-компании поставлены в неравные рыночные условия с зарубежными конкурентами после окончательного принятия Государственной думой РФ антитеррористического закона. Такое мнение озвучили участники рынка и эксперты.
 
Напомним, в состав "антитеррористического" пакета, принятого Госдумой в третьем чтении, входят, в частности, поправки к закону "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Согласно этим поправкам, компании, осуществляющие деятельность по передаче электронных сообщений пользователей сети интернет, обязаны в течение шести месяцев хранить на территории России информацию о переданных сообщениях.
 
Зарубежные компании, чьи сервисы доступны в России — Google (владеет почтой Gmail и видеосервисом YouTube), Facebook или Microsoft (собственник Skype) — обязаны обеспечить хранение переписки пользователей на расположенных в России серверах точно так же, как "Яндекс", Mail.ru, Rambler или "ВКонтакте". Однако предоставляющие эти сервисы иностранные компании зарегистрированы за рубежом и не ведут в России хозяйственную деятельность, а их технологическая инфраструктура тоже расположена за пределами России.
 
В связи с этим иностранцы, если не захотят, могут просто не выполнять требования нового закона. Это, с одной стороны, избавит их от немалых расходов на организацию хранения больших объемов информации, с другой — позволит использовать защищенность переписки пользователей как преимущество в конкурентной борьбе. В тоже время, российские компании будут просто обязаны исполнять закон и, значит, в обязательном порядке нести связанные с ним расходы и обременения.
 
По мнению эксперта в области корпоративного права председателя коллегии адвокатов Москвы "Ваш юридический поверенный" Константина Трапаидзе, такая ситуация приведет к созданию неравных условий на рынке для российских компаний по сравнению с зарубежными.
 
Правда, говорит юрист, государственные органы России могут использовать закрытие доступа к иностранным интернет-сервисам с территории нашей страны как аргумент для побуждения иностранных компаний к выполнению российских законов, однако на практике это вряд ли будет сделано. И в этом случае на рынке интернет-сервисов в России зафиксируется неравное положение российских компаний.
 
Участники рынка тоже видят неоправданные ограничения для российских интернет-компаний из-за принятия Госдумой нового закона.
 
"Достаточно долгое время интернет-компании в России не находились под жестким регулированием. Результат работы отрасли за этот период очевиден для всех — сегодня Россия одна из немногих стран в мире, где местные интернет-проекты занимают лидирующие места в почте, соцсетях, играх, поиске", — заявил генеральный директор и основатель Mail.Ru Group Дмитрий Гришин.
 
"Курс на чрезмерное регулирование интернета, когда интернет-компании должны согласовывать с госорганами свое оборудование и программные решения, приведет к тому, что Россия потеряет интернет как уникальную отрасль, которая могла бы стать точкой роста новой, постиндустриальной экономики нашей страны", — цитирует Lenta.ru слова Гришина.
 
В компании "Яндекс" также считают, что принятие закона станет еще одним шагом к усилению государственного контроля над интернетом в России, что негативно скажется на развитии индустрии.
 
Кроме того, по мнению "Яндекса", обязанность организаторов обмена электронными сообщениями хранить данные обо всех фактах обмена между всеми пользователями в течение шести месяцев противоречит международным обязательствам России, принятым на себя в рамках Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.