Медиановости
/ Власть, Интернет

24 июля 2014 12:49

Сознательные блогеры смогут остаться анонимами

Блогерам с ежедневной аудиторией свыше 3 тысяч человек необязательно самостоятельно становиться на учет в Роскомнадзор. Но для добровольцев предусмотрен бонус. Им, скорее всего, удастся остаться анонимами.

Блогеры, добровольно предоставившие информацию о себе в Роскомнадзор, смогут сохранить анонимность, рассказал во вторник на конференции "День блогера в России" заместитель руководителя ведомства Максим Ксензов. Закон №97-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "Об информации..." обязывает блогеров разместить на своем сайте или его странице свою фамилию и инициалы, а также адрес электронной почты. Но Роскомнадзор готов предоставить добровольцам QR-код, который избавит блогера от необходимости указывать сведения о себе. Пресс-секретарь ведомства Вадим Ампелонский, впрочем, уточняет, что это пока лишь идея по правоприменению закона, который вступит в силу 1 августа, сообщает Ассоциация распространителей печатной продукции.

По закону блогером является любой интернет-ресурс, чья ежедневная аудитория превышает 3 тысячи пользователей. Роскомнадзор, который должен вести реестр блогеров, готов признавать под ними только физических лиц. Закон не обязывает блогеров предоставлять информацию о себе регулятору для включения в реестр. Блогер будет обязан это сделать, только получив соответствующее уведомление от Роскомнадзора, заверил Ксензов. Он пояснил, что реестр нужен только для того, чтобы ведомство знало, к кому обращаться, если блогер нарушит российское законодательство. В Роскомнадзоре уверяют, что заблокировать блогера можно будет, только если нарушение законодательства будет признано судом.

Блогерам лучше самим зарегистрироваться в реестре, считает гендиректор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко. Он поясняет, что соответствующее уведомление от Роскомнадзора может просто не дойти до адресата: например, когда ведомство запросит информацию о блогере у социальной сети, а у той будут уже устаревшие контактные данные. В результате блогера можно будет обвинить в непредоставлении данных, что по новому закону влечет штраф в 10—30 тысяч руб. с физического лица.

Для подсчета аудитории блогера Роскомнадзор не будет создавать свой счетчик, а будет использовать открытые данные уже существующих сервисов, рассказал Ксензов. Если информации будет недостаточно, ведомство обратится непосредственно к организаторам распространения информации. Под этим определением, которое также вводит новый закон, подразумеваются социальные сети, всевозможные блог-платформы, а также любые ресурсы, которые предоставляют посетителю возможность оставить свой комментарий. Разные счетчики дают совершенно разную статистику, отметил создатель сервиса Openstat Леонид Филатов. Он приводит в пример сайт caricatura.ru, аудитория которого, по данным одного из конкурирующих с Openstat счетчиков, превышает 5 тысяч человек. Но, утверждает Филатов, ссылаясь на свои измерения, из них только 53% провели на сайте более 15 секунд — тем самым этот ресурс под действие закона о блогерах не подпадает. РАЭК и Роскомназдор предлагают при подсчете аудитории использовать информацию только о пользователях, полностью загрузивших страницу в браузер или просматривавших ее не менее 15 секунд. Собрать информацию о посетителях по этим критериям можно с помощью сервиса "Яндекс.Метрика", говорит пресс-секретарь "Яндекса" Ася Мелкумова, но она обращает внимание, что сделать эту информацию общедоступной может только владелец ресурса, но не "Яндекс".

Примечательно, что многие блогеры не знают, сколько у них реальных читателей. На конференции директор по внешним коммуникациям Rambler & Co Матвей Алексеев попросил поднять руки тех, кто знает, что их аудитория превышает 3 тысячи человек. Таковых оказалось не больше десяти человек. "Учите матчасть и повышайте информационную грамотность", — посоветовал собравшимся Алексеев.

Теги:  закон