Медиановости
/ Конфликты, Медиасреда, Петербург

28 августа 2014 13:47

Арсений Веснин: На Невском били не только меня

"Ты приходишь работать, а потом вдруг оказывается, что ты работаешь на СМИ, которое кому-то не нравится. И тебя начинают за это бить". Лениздат.Ру поговорил с корреспондентом «Эха Москвы в Петербурге», получившим травмы головы во время освещения акции в честь Дня независимости Украины.

За воскресным нападением на журналиста Арсения Веснина последовала бурная реакция СМИ и интернет-общественности. Взгляды на происшествие довольно быстро поляризовались. Так, несмотря на имеющиеся в свободном доступе видеозаписи, руководитель Национально-освободительного движения (НОД), депутат Государственной думы Евгений Федоров заявил, что избиение журналиста – инсценировка и провокация. Сейчас в сети разворачивается кампания против журналиста, развивающая эту точку зрения.

Одновременно в поддержку Арсения Веснина выступили Союз журналистов Петербурга и Ленинградской области и петербургское отделение движения "Солидарность", они требуют возбуждения уголовного дела. По словам главного редактора "Эха Москвы" Алексея Венедиктова, в ходе доследственной проверки действительно были обнаружены признаки уголовного преступления по статье 144 УК РФ ("Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов"). Заявление о возбуждении дела уже подано.

Лениздат.Ру выяснил мнение самого Арсения Веснина на сложившуюся ситуацию.

"Господину Федорову нужно смотреть внимательнее. Даже на тех видеозаписях, которые есть в интернете, очевидно, что удары были. Два случая – сначала ударили ногой по микрофону, потом – в планшет, планшет отрикошетил мне в голову. На видеозаписи это выглядит так, наверное, действительно так и было, мне было сложно разобрать. Я смотрел в планшет, увидел - летит нога, сразу мне что-то прилетает в лицо, слетают очки, вылетает планшет и микрофон. Господин Смирнов (нападавший, которого задержала полиция – прим. Лениздат.Ру). меня перед этим оскорблял, оскорблял мою радиостанцию, потребовал, чтобы я не вел записи рядом с ним. В последний раз вообще единственный вопрос, который у меня к нему был – это просьба назвать его имя.

Я уверен, что на меня напали именно потому, что я корреспондент "Эха Москвы". Увидев микрофон с лейблом "Эха", он сначала начал кричать, чтобы я уходил, не смел его записывать, что мы враги родины и так далее. Как раз тогда и дал ногой по микрофону. И второй раз он уже со своими соратниками занимался тем, что обливал помоями меня и "Эхо". Ни в какой акции я не участвовал, на мне не было никакой символики, единственное, чем я занимался – это ходил с микрофоном "Эха".

Здесь вопрос не в том, что лично меня этот человек так сильно задел и мне очень нужно, чтобы его наказали. Я совсем не хочу, чтобы из-за меня кто-то садился в тюрьму, злости у меня никакой нет. Дело совсем не в этом.

Дело в двух вещах.

Во-первых, на журналистов нападать нельзя. Потому что это никуда не годится, когда ты приходишь работать, а потом вдруг оказывается, что ты работаешь на средство массовой информации, которое кому-то не нравится. И тебя начинают за это бить. Это бред. Нужно, чтобы чиновники и наши правоохранительные органы дали оценку этому случаю и четко сказали: так делать нельзя. Это важно, ради этого все и затеяно.

Во-вторых, так как мой случай все-таки получил довольно широкую огласку, я надеюсь, что будут говорить о том, что на Невском били далеко не только меня. Многие представители демократических организаций, которые вышли на защиту Украины, получили по лицу, многих оскорбляли. И все это позволяли себе активисты с георгиевскими ленточками. Они чувствовали свою безнаказанность и уже стали бросаться на людей. Конфликты, конечно, и раньше возникали, но вот то количество агрессии, которое было позавчера – это уже какой-то перебор. В выходной день на главной улице города начинаются потасовки, скандирование, мат-перемат, непонятно что. И начали это, без сомнения, активисты НОДа. С флагами в цветах георгиевских лент, с фирменными сумками. Они периодически ходят на разные другие акции оппозиции, устраивают свои акции, так что это все люди довольно известные. Я надеюсь, что эта история как-то повлияет, станет сигналом – нет, ребята, нас вообще-то бить нельзя, за это статьи бывают разные.

С самого начала там был только один сотрудник полиции. Только один. Пикеты стояли от Малой Садовой до Фонтанки. Каждые 50 метров как минимум стояла ругань, иногда доходило до рукоприкладства. Сейчас понятно, что вокруг темы Украины какая-то истерия, и что может сделать один сотрудник полиции в такой ситуации, будь он хоть героем Арнольда Шварценеггера? Пусть полиция работает хорошо. Пусть суды работают хорошо.

Что же касается кампании против меня, которую сейчас разворачивают в интернете – у нас такое время – никто не может дать слабину. Президент не может дать слабину и пойти на попятную, сказать, что он в чем-то неправ. Такого же не было, такого не бывает. Так и эти все мелкие структуры, до самого низа. Им нужно защищаться, иначе их просто не будут уважать. Также я смотрел объяснительную этого господина Смирнова – о том, что я наклонился и бился лицом о его ногу, планшетом бил его по ноге. Любому здравомыслящему человеку понятно, что это абсурд. Конечно, они будут придумывать отговорки – пусть придумывают, я за свободу слова".

Помимо нападения на корреспондента "Эха" на Невском проспекте член Народного освободительного движения (НОД) 49-летний слесарь-монтажник Сергей Смирнов успел вступить в конфликт со сторонниками власти Украины. По сообщению городских СМИ, вместе с хулиганом в полицию были доставлены еще пятеро – трое неработающих (59, 50 и 42 лет) и 41-летний инженер РХТУ им. Менделеева, а также 26-летний управляющий ООО "Икея". В отношении всех доставленных были составлены протоколы об административном нарушении по статье 20.1 (мелкое хулиганство) УК РФ. На данный момент Сергей Смирнов отпущен из полиции. Пока его привлекли только к административной ответственности за нецензурную брань, заявление о возбуждении уголовного дела рассматривается.