Полезное /
Законы

2 октября 2014 11:28

Законопроект о предоставлении блогерам права запрашивать информацию


проект вносят депутаты

М. Л. Резник М. А. Шишкина


 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

                                 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О законодательной инициативе о принятии Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

 

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга постановляет:

1.   Обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с законодательной инициативой о принятии Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» согласно приложению.

2.   Направить проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

3.   Уполномочить депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга М. А. Шишкину представлять интересы Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в связи с рассмотрением проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

 

Председатель

Законодательного Собрания

Санкт-Петербурга                                                                             В. С. Макаров

 

 

Санкт-Петербург,

Мариинский дворец

«__ »__________ 2014 года


Приложение

к постановлению Законодательного
Собрания Санкт-Петербурга
«О законодательной инициативе о
принятии Федерального закона «О
внесении изменений в Федеральный
закон               «Об информации,

информационных технологиях и о защите информации»

 

от «__ »_________ 2014 года

 

Проект вносит Законодательное Собрание Санкт-Петербурга

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации

Принят Государственной Думой

Одобрен Советом Федерации

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, №31, ст. 3448; 2010, № 31, ст. 4196; 2011, № 15, ст. 2038; № 30, ст. 4600; 2012, № 31, ст. 4328; 2013, № 14, ст. 1658; № 23, ст. 2870; № 27, ст. 3479; № 52, ст. 6961, 6963; 2014, № 19, ст. 2302) следующие изменения:

1. В статье 102:

1) пункт 3 части 1 изложить в следующей редакции: «3) не допускать распространение информации о частной жизни гражданина с нарушением гражданского законодательства, за исключением случаев распространения информации о частной жизни лиц, указанных в части 1 статьи 71 Федерального закона «О противодействии коррупции», а также лиц, замещающих должности государственной службы Российской Федерации, государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации,


муниципальной службы в государственных, общественных или иных публичных интересах;»;

2)      дополнить частью 31 следующего содержания:

«31. В целях проверки достоверности размещаемой общедоступной информации блогер имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен в устной форме, в письменной форме, а также в форме электронного документа. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

Ответ на запрос, поступивший в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в запросе, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в запросе.».

2. Исключить из пункта 2 статьи 15.4 слова «или решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Президент

Российской Федерации                                                                        В. Путин

 

Москва, Кремль

№                   2014 года


                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Проект настоящей инициативы подготовлен по результатам анализа правоприменительной практики Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», сложившейся в последнее время.

Проект предусматривает внесение трех важных изменений. Первое. В действующей редакции блогеру запрещается распространять любую информацию о частной жизни граждан (как сказано в законе, «с нарушением гражданского законодательства»).

Однако, исходя из позиции Верховного Суда РФ (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 № 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"), можно сделать вывод о том, что распространение информации о частной жизни лица, осуществляющего публичные, властные функции является допустимым исключением из общего правила. Оно проистекает из природы деятельности публичного лица.

Настоящий проект закона предусматривает возможность распространения блогерами информации о частной жизни чиновников в государственных, общественных или иных публичных интересах.

Второе. Представляется, что обязанность блогера проверять размещаемую информацию должна корреспондироваться с правом блогера на запрос такой информации. Такая возможность (для редакций СМИ) предусмотрена статьей 39 Закона РФ «О средствах массовой информации». В связи с этим предлагаемое изменение дает блогерам такое же право, как и редакциям СМИ, на запрос информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Кроме того, в силу «онлайн» характера деятельности блогеров им дается право на запрос указанной информации в государственных органах в электронной форме с одновременным приданием электронным документам юридически значимой силы.

Третье. В действующей редакции закона Роскомнадзору предоставлено право блокировать доступ до страниц, сайтов блогеров по своему усмотрению Считаем, что ограничение права на информацию (в том числе на ее распространение) возможно только на основании решения суда, вступившего в законную силу.

М. А. Шишкина


 

                                                              ПЕРЕЧЕНЬ

актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не потребует изменения в иные законодательные акты Российской Федерации.


ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Принятие федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не требует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту постановления «О законодательной инициативе о принятии Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Проект настоящей инициативы подготовлен по результатам анализа правоприменительной практики Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», сложившейся в последнее время.

Проект предусматривает внесение трех важных изменений. Первое. В действующей редакции блогеру запрещается распространять любую информацию о частной жизни граждан (как сказано в законе, «с нарушением гражданского законодательства»).

Однако, исходя из позиции Верховного Суда РФ (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 № 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"), можно сделать вывод о том, что распространение информации о частной жизни лица, осуществляющего публичные, властные функции является допустимым исключением из общего правила. Оно проистекает из природы деятельности публичного лица.

Настоящий проект закона предусматривает возможность распространения блогерами информации о частной жизни чиновников в государственных, общественных или иных публичных интересах.

Второе. Представляется, что обязанность блогера проверять размещаемую информацию должна корреспондироваться с правом блогера на запрос такой информации. Такая возможность (для редакций СМИ) предусмотрена статьей 39 Закона РФ «О средствах массовой информации». В связи с этим предлагаемое изменение дает блогерам такое же право, как и редакциям СМИ, на запрос информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Кроме того, в силу «онлайн» характера деятельности блогеров им дается право на запрос указанной информации в государственных органах в электронной форме с одновременным приданием электронным документам юридически значимой силы.

Третье. В действующей редакции закона Роскомнадзору предоставлено право блокировать доступ до страниц, сайтов блогеров по своему усмотрению. Считаем, что ограничение права на информацию (в том числе на ее распространение) возможно только на основании решения суда, вступившего в законную силу.

М. А. Шишкина


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА АППАРАТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

                       ЮРИДИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на____ проект постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга

«О законодательной инициативе о принятии Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Рассмотрев проект постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга «О законодательной инициативе о принятии Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - проект постановления), Юридическое управление сообщает следующее:

 

По проекту постановления в целом.

Отмечаем необходимость соблюдения порядка предусмотренного ст. 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, принятого постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22.01.1998 N 2134-IIГД, в том числе на то, что копии текста законопроекта и материалов, предусмотренных частями первой и третьей указанной статьи, а также сопроводительного письма о внесении законопроекта, должны быть представлены на магнитном носителе.

По приложению к проекту постановления (далее - проект федерального закона).

По абз. 4 Статьи 1 проекта федерального закона.

Провозглашая признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства, Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на неприкосновенность частной жизни (п.1 ст. 23) и запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (п.1 ст. 24).

Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлен запрет на сбор, хранение, распространение и использование (без согласия гражданина) любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни (п.1 ст. 152.2 ГК РФ).

Поскольку изъятиями из этого запрета являются в т.ч. государственные, общественные или иные публичные интересы (абз.2 п.1 ст. 152.2 ГК РФ), не представляется ясной смысловая нагрузка предлагаемого изменения.


Следует также отметить, что права и свободы человека и гражданина, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.55).

Так же отмечаем, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее - Закон №58-ФЗ) система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба (федеральная государственная гражданская служба и государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации), военная служба, правоохранительная служба.

Поскольку п. 2 ст. 8 Закона №58-ФЗ установлено, что должности государственной службы подразделяются на должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, воинские должности, должности правоохранительной службы и во избежание неоднозначного толкования правовой нормы в процессе правоприменения, полагаем, что абзац требует уточнения.

В проекте постановления коррупциогенные факторы не выявлены. По тексту проекта постановления имеются редакторские правки.

 

Начальник

Юридического управления С.А. Коновалова

Исп. Назарова М.В. (1586)


Другие материалы рубрики "Законы"

Теги:  закон