Вносится депутатом
Государственной Думы
М.А. Шингаркиным
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 18.07.2011 N 22Э-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30 (ч. 1), ст. 4571; 2011, N 50, ст. 7343; 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7649; 2013, N 23, ст. 2873; 2013, N 27, ст. 3452; 2013, N 51, ст. 6699; 2013, N 52 (часть I), ст. 6961; 2014, N 11, ст. 1091) следующие изменения:
1) в статье 3:
а) Дополнить новой частью 7.1. следующего содержания: «7.1. Иностранное юридическое лицо, иностранный гражданин, а также российское юридическое лицо, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более 20 процентов не вправе выступать участником закупок, предметом которых является заказ на оказание услуг по производству и распространению рекламы.
Исполнитель по договору на оказание услуг по производству и распространению рекламы не вправе привлекать в качестве соисполнителей лиц, указанных в абзаце первом части 7.1 настоящей статьи.»
б) пункт первый части восьмой дополнить словами «, за исключением случаев, предусмотренных часть 7.1 настоящей статьи».
2) В статье 4
Часть десятую дополнить пунктом четырнадцатым следующего содержания «14) Требование о раскрытии информации о конечном бенефициаре участника закупки и привлекаемого им соисполнителя».
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; 2013, N 27, ст. 3480; 2013, N 52 (часть I), ст. 6961; 2014, N 23, ст. 2925; 2014, N 30 (Часть I), ст. 4225) следующие изменения:
1) В статье 14:
а) в части 3 слово «устанавливаются» заменить словами «, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим законом, может быть установлен»
б) дополнить частью шестой следующего содержания: «6. Иностранное юридическое лицо, иностранный гражданин, а также российское юридическое лицо, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более 20 процентов не вправе выступать участником закупок, предметом которых является заказ на оказание услуг по производству и распространению рекламы. Исполнитель по договору на оказание услуг по производству и распространению рекламы не вправе привлекать в качестве соисполнителей лиц, указанных в абзаце первом части 6 настоящей статьи.»
2) в статье 31
а) часть первую дополнить пунктом десятым следующего содержания «10) раскрытие информации о конечном бенефициаре участника закупки и привлекаемого им соисполнителя.».
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Представленным законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЭ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с представленными изменениями предлагается ограничить право иностранных юридических лиц, иностранных граждан, а также российских юридических лиц с иностранным участием быть участником закупок, проводимых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также закупок проводимых отдельными видами юридических лиц.
Предлагаемые ограничения предлагается распространить на сферу рекламных услуг, т.е. указанные лица не вправе выступать участниками закупок предметом которых является оказание услуг по производству и распространению рекламы.
Также, законопроектом предусматривается условие, в соответствии с которым, исполнитель услуг по производству и распространению рекламы не вправе привлекать в качестве соисполнителей лиц, которым запрещается выступать участником закупок в сфере рекламных услуг.
Актуальность принятия предлагаемого законопроекта обусловлена следующими причинами.
На сегодняшний день государственные компании и компании с государственным участием преимущественно используют западных подрядчиков (рекламные медийные агентства) для реализации написания стратегии размещения рекламы в медиа и закупок рекламы в медиа, а также для создания рекламных материалов (в первую очередь креативных стратегий и визуализации). Российские игроки рекламного рынка (игроки, которые контролируются исключительно Российскими гражданами и
бенефициарами которых являются исключительно граждане РФ) дискриминированы, так как не имеют возможности участвовать в закупках, в связи с тем, что часто квалифицированным требованием у крупных рекламодателей (например, Сбербанк) являются критерии априори недостижимые Российскими агентствами (например, размер агентства, обороты (биллинги) агентства, рейтинги агентства; в случае иностранных рекламных агентств размер агентства формируется благодаря тому, что они имеют контракты на обслуживание по всему миру крупнейших рекламодателей, таких как Юнилевер или Кока Кола, которые в свою очередь тоже не рассматривают Российские агентства как потенциального поставщика).
С этим связан ряд проблем:
1) исходя из интересов западных акционеров (которые руководствуются не всегда прозрачными и рыночными принципами; например, не размещать рекламу в медиа каналах, бенефициарами которых являются лица, попадающие в санкционные списки) формируется планирование медийных площадок, что в свою очередь является способом давления на такие площадки и манипуляций;
2) высокий уровень консолидированности рынка (порядка 80% рынка работает с несколькими иностранными агентствами) позволяет иностранным агентствам иметь крайне большое влияние на медийные каналы;
3) чистая прибыль, которая образуется в таких агентствах, направляется в меньшей степени на развитие рынка в России и России в целом и в большей степени выводится западными акционерами;
4) реклама Российских товаров не всегда является интересом западных игроков (например, если у западного агентства заключен договор на продвижение шоколадок Нестле по всему миру, то Российский шоколадный производитель будет, скорее всего, получать второсортный продукт).
В результате принятия предлагаемого законопроекта должна стать работа крупнейших Российских рекламодателей с Российскими рекламными агентствами, что позволит:
1) быть уверенным, что рекламные компании планируются в интересах компаний и не попадают под влияние факторов, не относящихся напрямую к рекламной отрасли;
2) деконсолидируют рынок и позволят понизить давление на медиа пространство;
3) позволят более активно развивать рынок рекламы в России;
4) более приоритетная роль Российских продуктов и Российской экономики в рамках продвижения на Российском рынке;
5) получить потенциал Российским игрокам выходить на западные ранки и продвигать Российские товары там максимально эффективно; это позволит Российским товарам с большей уверенностью выходить на западные рынки, в связи с пониманием ключевых точек приложения усилий внутри продвижения и стимуляции сбыта, а также извлекать прибыть от рекламы на западных рынках и инвестировать ее в развитие Российского
рынка.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд»»
Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»» не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»»
Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства