Медиановости /
Интернет, Конфликты, Медиасреда

25 мая 2015 21:25

Дорога в топ на заказных статьях

Дорога в топ на заказных статьях
 
25 мая популярность в Сети (и в топе «Яндекса») стремительно набрала новость о петиции за выдачу политику Михаилу Касьянову американского гражданства. Судя по всему, перед нами – пример платного «раскручивания» темы. Предложение принять участие в этом процессе получил и Лениздат.Ру.
 
В распоряжении Лениздат.Ру 25 мая оказались два письма, автор которых предлагает изданиям получить вознаграждение в несколько тысяч рублей за рерайт текста портала «Ридус» в строго определенном ключе. Письмо с предложением прислал некий фотограф из Москвы (редакция не публикует его имя). Как он сообщил Лениздат.Ру, заказчик публикаций пожелал остаться анонимным, а сам он – только посредник, работает на портале, выполняющем подобные заказы, и готов к длительному сотрудничеству.
 
Петиция о предоставлении гражданства США бывшему премьер-министру Российской Федерации на сайте Change.org появилась 22 мая, а 24 мая портал «Ридус» опубликовал свой материал.
 
Направленность желаемого текста определяется заказчиком однозначно. «Общий посыл: американское гражданство в обмен на разбазаривание страны», – говорится в письме. Кроме того, по техническому заданию в заголовок текста обязательно должны входить слова «Касьянов», «гражданство», «петиция», а в тексте должны быть упомянуты интервью политика, поддержка санкций против России с его стороны и высказывание о том, что он мечтает вернуть Крым Украине. Рерайта от изданий требуют среднего, не менее 70%, желательна ссылка на источник новости интернет-портал «Ридус».
 
Заканчивается письмо требованием: «Самый важный момент: новость должна выйти с 8.00 до 8.45 утра в понедельник! По московскому времени». В этот временной интервал на различных порталах появилось более полусотни соответствующих новостей, хотя статья «Ридуса» появилась еще накануне, 24 мая в 13:44. Определить, какие из ресурсов публиковали новость за вознаграждение, а какие – вследствие информационной волны, определить сложно. 
 
Схема, которую хочет реализовать заказчик, проста. Чем больше изданий опубликуют новость, тем лучше она проиндексируется в «Яндексе» и выйдет в топ, а тема приобретет большую огласку. 
 
Напомним, «Ридус» в 2011 году создал блогер Илья Варламов, который задумывал издание как платформу для развития гражданской журналистики. Но после нескольких скандалов, в ходе которых портал растерял часть журналистов, «Ридус» попал под подозрение в плотном сотрудничестве с прокремлевскими проектами. В апреле 2013 года «Ридус» возглавил Николай Вальковский, а заместителем стал бывший главный редактор сайта «Молодой гвардии Единой России» Андрей Гулютин, который заменил часть сотрудников бывшими работниками сайта. 
 
Одним письмом представитель загадочного портала не ограничился. Вторым предложением стал рерайт материала «Известий», который издание подготовило на основе исследований «Общероссийского народного фронта». В тексте сообщается, что региональные СМИ критикуют президента чаще, чем губернаторов, из-за того, что последние щедро поддерживают их финансово.
 
Во втором послании анонимный заказчик был менее требовательным к заказному тексту. Заголовок оплачиваемого материала должен быть похож по смыслу на исходный («Медиаигры губернаторов»), обязательна ссылка на источник. Оба текста должны идти без подписи «на правах рекламы». 
 
Эти письма получил и Лениздат.Ру, а вслед за ним в редакцию поступил звонок от того самого московского фотографа. Он предлагал разместить материалы на условиях пресс-релизов и уверял, что все законно. «Вы еще и деньги за это получите, чем плохо-то, я не понимаю? Никто же не против», – удивлялся собеседник Лениздат.Ру. 
 
Обе новости оказались в подборке сюжетов «Яндекса», новость о Михаиле Касьянове еще утром 25 мая висела в «топе» поисковой системы. Неизвестно, насколько рассылка анонимного заказчика повысила интерес к материалам.
 

Катерина Яковлева

Теги:  яндекс