Медиановости
/ Конфликты, Медиасреда, Петербург

8 июня 2015 18:18

Союзы журналистов в состоянии войны

 
В разгорающемся конфликте между петербургским Союзом журналистов (СЖ СПб и ЛО) и Союзом журналистов России (СЖР) две организации попеременно обвиняют друг друга во лжи и абсурде, а общая картина происходящего из двух не пересекающихся наборов фактов никак не складывается. Впрочем, бывший председатель СЖ СПб и ЛО, гендиректор АЖУРА Андрей Константинов считает ситуацию «бредом в оба конца».
 
Началось все в 2008 году, когда из Устава СЖР был исключен пункт об ассоциированном членстве. А именно в таком качестве и входил в федеральную организацию петербургский союз. Правда, тогда особого внимания на поправку никто не обратил. Спохватились только через пять лет, когда СЖР отказался продлевать членам СЖ СПб и ЛО и московскому союзу международные пресс-карты и выдавать новые. Этот документ признается во многих странах как удостоверение журналиста и дает расширенный доступ к информации и некоторые льготы. Тут и начался конфликт, в котором Союзы журналистов Москвы и Петербурга требуют сохранения ассоциированного членства. 
 
Дошло до того, что теперь москвичи и федеральный союз угрожают друг другу разбирательствами: СЖР думает о том, чтобы подать в суд на председателя московской организации Павла Гусева за его речь (а также, как невзначай заметил в разговоре с Лениздат.Ру Богданов, «если дело до такого дойдет, мы можем рассказать, какой самой главной деятельностью управляет московский Союз журналистов»), а  Союз журналистов Москвы собирается добиваться исключения СЖР из Международной федерации журналистов. При этом профессиональные союзы Москвы, Петербурга и Краснодарского края собираются создавать свою ассоциацию, которая сама будет защищать права журналистов и автономно вступит в Международную федерацию.
 
Лгут и не пускают
 
Позиция петербургского Союза журналистов здесь такова: Союз журналистов России без оснований «выбросил» их из своей структуры, полтора года не отвечает на просьбы разъяснить причины и не выдает международные пресс-карты (хотя СЖР в официальном обращении заявляет, что это ложь и «детальные объяснения» петербургская организация получала многократно).
 
На диалог, как объясняет председатель СЖ СПб и ЛО Людмила Фомичева, региональный союз готов. «Мы говорим, что хотим нормализовать наши отношения, мы готовы с ними сотрудничать и во всем участвовать, – рассказала Лениздат.Ру председатель. – Только для этого нужно, чтобы они нас включили в ассоциированные члены. А они требуют, чтобы мы распустились».
 
По словам Фомичевой, утверждение СЖР о том, что для нормализации ситуации петербургскому союзу нужно только внести одну небольшую правку в устав: написать, что союз является частью федеральной структуры – лукавство. Для такой маленькой корректировки необходимо юридически ликвидировать организацию, объявить о создании отделения СЖР, переоформить всех членов. «Богданов приезжал к нам с юристами и подтвердил, что это делается  так, – рассказывает Людмила Фомичева. – Распускать, потом собирать – это же какая-то бюрократия, разум же должен как-то победить. Кто будет заниматься этой перерегистрацией? Я и Марина Скалдина (секретарь СЖ СПб и ЛО. – Прим. Лениздат.Ру)? Два человека этим заниматься будут? Ездить в Москву, в Минюст, ну что за глупости, для чего это делать? Проще же сделать по-другому – оставить нас ассоциированными членами, как раньше».
 
Как считают в петербургском Союзе журналистов, мотивы решения исключить пункт об ассоциированном членстве непонятны и неубедительны. «Что им это дает? –спрашивает Людмила Фомичева. – Они говорят, что это противоречит принципам создания общественных организаций. Но наши юристы подняли документы и сказали, что это вранье: организации могут быть членами других организаций».
 
Правда, при всей готовности к диалогу с СЖР, петербургский союз на свой съезд федеральную структуру не пригласил.  Как объяснила Лениздат.Ру Людмила Фомичева – «потому что они находятся с нами в состоянии войны». «Ну вот как можно было приглашать – мы пригласили Краснодар и Москву, мы просто знаем, что они с СЖР даже не совместимы», – замечает председатель. 
 
Однако СЖР прислал письменное приветствие делегатам VIII съезда петербургского Союза журналистов, его упоминала в своей вступительной речи на съезде Людмила Фомичева. «Но разве это приветствие? – возмущается Фомичева. –Они там вывалили все, чем они недовольны. Гусев правильно сказал – это что, угроза? Они во многом обманывают. Мы разослали всем членам правления и делегатам съезда текст этого письма и ссылку на него. Конечно, мы не стали печатать и раздавать – все кто хотел, мог ознакомиться в интернете. Потом, у нас же почти никого нет, этот съезд готовили буквально три человека».
 
Заметим, торжественное приветствие одной профессиональной организации другой действительно почти полностью состоит из объяснения, почему, на взгляд СЖР, неправ петербургский Союз.
 
Людмила Фомичева особенно подчеркивает: сейчас не время тратить силы на внутренние конфликты. «Ведь сейчас такие сложные времена, – сетует Людмила Фомичева. – Вот на съезде мы благодарили создателей Бессмертного полка, мы хотим восстановить отношения с Союзом журналистов России, говорим, что в опасности наша профессия, поэтому 18 числа будем проводить слушания. Мы высказали свою позицию по поводу канала «100 ТВ», после чего Шишкина лишилась там эфира. Понятно, что там есть свой собственник, но не высказать свою позицию Союз журналистов не мог, иначе зачем он существует. Мы должны были поддержать своих коллег». Впрочем, председатель также замечает, что достоверной информации в утверждениях СРЖ «немного», но «против лома нет приема».
 
Лгут и не выполняют обещаний
 
С точки зрения Союза журналистов России все совершенно не так, никакой проблемы вообще нет, а есть только «мелкие личные амбиции». Как объяснил Лениздат.Ру председатель союза Всеволод Богданов, исключить злосчастный пункт об ассоциированном членстве организация была обязана. «Это было сделано не нами, это было сделано властью, – утверждает Богданов. – Парламент принял закон об общественных организациях, который регулирует то, как строится общественная структура, мы не имеем к этому никакого отношения, мы только выполнили требования закона».
 
Речь идет о статье 8 закона «Об общественных объединениях», которая гласит:  «Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица – общественные объединения». СЖР следует такой логике: если термина «ассоциированное членство» в законе нет, то и в уставе его быть не может. 
 
Но против вступления региональных союзов в члены организации на правах физических лиц федеральная структура не возражает, требуя только внести в уставы ту самую строчку «является частью Союза журналистов России».  Никакого влияния на региональную организацию при этом «головная» не оказывает, утверждают в СЖР, во внутренние дела членов не вмешивается, в кадровых решениях не участвует, а денежные отчисления в фонд не могут превышать одного процента от региональных сборов. «Мы не знаем, кому и для чего нужны ваши самостоятельность и самодостаточность, что с ними делать, на какую полочку в каком московском кабинете их класть», – заявляет федеральный союз в самом начале своего официального приветствия СЖ СПб и ЛО. Там же он утверждает, что и сама Людмила Фомичева «уверяла, что это будет сделано буквально в течение нескольких дней, но сделано это не было», и «что помешало коллеге Фомичевой выполнить вполне конкретное поручение съезда и собственные обещания», СЖР неизвестно. 
 
Отступаться от свой позиции федеральная организация не собирается, как и обсуждать исключение пункта об ассоциированном членстве.
 
«Эта женщина (Людмила Фомичева. – Прим. Лениздат.Ру) меня поражает, потому что непонятно, чего она добивается и чью она волю выполняет, – рассказывает Лениздат.Ру Всеволод Богданов. – Смысл нашего общественного движения – в том, что мы вместе, мы устанавливаем этический кодекс журналистики, пытаемся спасать друг друга, помогать. А когда появляется другая структура, за которой стоят работодатели, и они пытаются доказывать: мы теперь будем все решать, это большая ошибка, большое заблуждение и большой бред. Я пытался все ей объяснить, она изображала понимание, но при этом все ее поступки были совершенно непонятными».
 
К слову, обвинения в том, что в профсоюз включены главные редактора и директора СМИ, у Всеволода Богданова и Павла Гусева, тоже активно выступающего против отмены ассоциированного членства, перекрестные. Именно на этом основании руководитель московского Союза журналистов (который сам является главным редактором газеты «Московский Комсомолец») хочет добиваться исключения СЖР из Международной федерации журналистов, как он сообщил Лениздат.Ру.
 
Богданов считает подобные претензии «наглой ложью». «У нас нет ни одного секретаря, который был бы главным редактором, – возмущается он. – А у него все – из «Российской газеты»  и других московских газет. Все главные редактора – главные члены их союза». Правда, с тем, что руководители СМИ сотрудничают и с СЖР, Всеволод Богданов соглашается, но подчеркивает, что ни один из них не является секретарем организации. 
 
Альтернативой московскому Союзу журналистов СЖР предлагает свое московское отделение, которое существует параллельно. Людмила Фомичева замечает, что то же самое СЖР планирует реализовать и в Петербурге. Правда, представления о количестве и качестве московского филиала федеральной организации у двух председателей совершенно разное. 
 
«В Московской организации столько же людей, сколько и в гусевской, – уверяет Всеволод Богданов. – И я думаю, что в скором времени там будет больше членов, чем в гусевской. То, что у него все работодатели – это секретари союза, это и есть довод. Это пугает».
 
«Что они сделали в Москве? – говорит Людмила Фомичева. – Они создали альтернативную организацию Союз журналистов Москвы-2, в которую собрали фрилансеров и пенсионеров. Она небольшая, они говорят, там около тысячи человек, на самом деле, несколько десятков».
 
В целом Всеволод Богданов объясняет, что переживает за Санкт-Петербург, но действия руководителя местного Союза считает неадекватными. «У Фомичевой какое-то такое ощущение, что она суперменка, вроде Паши Гусева, – рассказывает Лениздат.Ру председатель. – А Паша Гусев – это миллиардер, который владеет собственностью не только в Москве и не только в России, который построил бизнес, не только «Московский комсомолец», который имеет успех и тираж, но и много других видов бизнеса. И я к нему отношусь без какой-либо симпатии, потому что он дискредитирует журналистику, чтобы зарабатывать». 
 
 
Заметим, что при всем этом ассоциированное членство допускают уставы многих российских общественных объединений, к примеру, Торгово-промышленная палата РФ или Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий.
 
Смешно и жалко
 
Впрочем, как считает генеральный директор АЖУР и бывший председатель Союза журналистов Петербурга Андрей Константинов (с 2004 по 2011), вся эта формальная сторона вопроса – «полная ерунда». «Насколько я понимаю, старик Богданов просто хочет войти в Союз журналистов Петербурга и тут тоже чувствовать себя хозяином, чтобы это был его филиал, – рассказывает Лениздат.Ру Андрей Константинов. – А Фомичева этого не хочет, и вот они так по-пенсионерски друг друга за пуговицу и прихватывают. И когда старик Богданов обиделся, он сказал: не давать наклейки в их международные удостоверения. К кому хорошо относится – дает наклейки, к кому плохо относится – не дает наклейки.  Поэтому это все немножко смешно, противно и жалко. Взрослые люди, а ведут себя так нелепо».
 
Как замечает Константинов, создается ощущение, как будто никаких других забот у журналистики не осталось, только «определиться, кто кого главнее», и, раз у Всеволода Богданова не удается наладить отношения с московским союзом журналистов, он пытается «закрепиться» хотя бы во второй столице.
 
«Мне просто кажется, что все это было бы смешно, если бы не было так грустно, –признается Андрей Константинов. – И хочется их всех как-то встряхнуть и сказать – как вам не стыдно всем, а? У вас не союзы журналистов, а какие-то богадельни натуральные, что есть они, что нет. А вот это и есть, с моей точки зрения, какое-то постыдное состояние. Не может быть у организации, которая называется союз журналистов, единственным смыслом существования – «Золотое перо», что в Москве, что в Петербурге. Это напоминает уже каких-то пещерных людей, которые живут для того, чтобы есть».
 
А что касается опасений региональных организаций потерять самостоятельность, Константинов замечает: для того, чтобы что-то потерять, для начала этим надо обладать. «Эта независимость петербургского Союза журналистов, которая не дает покоя зловещим москвичам – это все бред, – считает руководитель АЖУРа. –Причем бред в оба конца. Когда встречаются двое, и у обоих галлюцинации, то пытаться в этом разобраться – ну, вы понимаете. Хочется обнять их всех и заплакать горько-горько, а потом пойти пить водку и забыть как страшный сон».
 
Когда Андрей Константинов сам был председателем, он не особенно вникал во всяческие уставы, «кому это все нужно». «Союз журналистов должен быть боевой нормальной организацией, которая защищает права журналистов, – уверен Константинов. – А у нас кто куда со своими правами пойдет? Вот с канала «100 ТВ» эти скорбящие-уволенные – много им помог Союз журналистов? Вот вам и вся независимость. Независимость – она тогда, когда есть реальные возможности, когда оказывается реальная помощь. И когда есть реальный вес в обществе. А когда всего этого нет, выдумывать можно что угодно».