Медиановости
/ Конфликты, Медиасреда

27 июля 2015 21:35

Карельская журналистка просит поддержки у СЖР

 
Журналист не может защищать свои профессиональные права без доверенности от редакции, – подтвердил 17 июня Верховный суд Карелии, не удовлетворив жалобу замредактора «ТВР-Панорамы» Антонины Крамских. 24 июня заявители обратились за поддержкой в Союз журналистов России и Фонд защиты гласности, а в ближайшие дни планируют оспорить решение суда.
 
Судебное решение, которое отказало журналисту в праве самостоятельно защищаться в суде,  появилось в деле, которое изначально профессиональных прав никак не касалось. В январе 2015 года Антонина Крамских решила узнать, в каком размере депутатам карельского ЗакСа компенсируются расходы за съем жилья. Но пресс-служба Законодательного собрания решила, что эта информация должна быть закрытой для журналистов, и отвечать отказалась. Антонину Крамских такое положение дел не устроило, и она обратилась в суд. 
 
Тем неожиданнее стал поворот дела: вместо того, чтобы доказывать, что информация, которую отказался выдавать карельский ЗакС, должна быть открытой, Антонине Крамских пришлось убеждать суд (как выяснилось позже, безуспешно) в том, что она имеет право лично предъявлять претензии к госоргану. 
 
По логике судьи, так как в запросе заместитель главного редактора указала свою должность и контактные данные организации, отказ в предоставлении информации затрагивает не права лица, подписавшего запрос, а только права редакции. Сама законность или незаконность отказа выдавать сведения не обсуждалась вовсе.
«Первым делом судья спрашивала истца, как он себя позиционирует: как гражданин или как журналист,— рассказала представитель Антонины Крамских в суде  Елена Пальцева, руководитель Юридической службы по защите прав журналистов и блогеров. — И тут встал вопрос — а какая разница, если мы действуем как физическое лицо и защищаем свои профессиональные права? Она стала допытываться, в чем нарушены права Антонины Крамских именно как гражданина. Несмотря на объяснения журналиста, что она не делит свои гражданские и профессиональные права, судья вынесла решение: журналист в данной ситуации не может действовать самостоятельно». 
 
При этом ни на чем подобном сторона защиты не настаивала: представитель ЗакСа строил свою позицию исключительно на том, что запрашиваемая информация закрыта и предоставлена быть не может. Более того, как рассказывает Елена Пальцева, когда в процессе у него напрямую спросили, есть ли для ЗакСа разница, кому отвечать — редакции или журналисту, представитель сообщил, что никакого значения это не имеет. «Для них это не было принципиальным, поэтому мне позиция суда непонятна», — удивилась представитель. 
 
По мнению Елены Пальцевой, таким решением суды фактически признают: журналист, направляя свой авторский запрос на бланке редакции, действует не самостоятельно, а исключительно от имени редакции. Что может входить в конфликт с 7 статьей закона «О СМИ», которая утверждает за журналистом профессиональное право «искать, запрашивать, получать информацию».
 
Есть и другая сторона: если журналист обращается в суд как физическое лицо, то госпошлину он оплачивает размере 300 рублей, а вот если иск подается редакцией, то сумма возрастает до 6 тысяч. «Мало какая редакция, особенно муниципальных, районных газет, будет инициировать судебные споры и доказывать в суде свое право на информацию, — замечает Елена Пальцева. — Этот финансовый барьер в виде государственной пошлины на корню подрывает любую инициативу главных редакторов защищать свои профессиональные права в суде». 
 
Да и никакой юридической нормы, которая обязывала бы редакцию или учредителя защищать нарушенные права журналиста, не существует. Значит, по мнению представителя, нарушается конституционная норма о праве каждого на судебную защиту.
 
«При этом, когда журналист рассматривается по другую сторону, как виновник, вопросов никогда не возникает, — замечает Елена Пальцева. — А здесь, когда журналист решил защищаться, суд вдруг говорит: нет, действуйте только от имени редакции или от имени учредителя». 
 
Кассационная жалоба в Верховный суд Республики Карелия уже подготовлена и будет подана в ближайшие дни, ответы от Союза журналистов России и Фонда защиты гласности пока не поступили.
Теги:  суд